Самум

- Какие люди – и без охраны! Держите меня – Тима пришел в сортир без мамочки! – пацаны, стоящие рядом, заржали в голос. – А интересно, она тебе дома и газетку сама разминает, да?
Один из парней, стоящих в проходе, оглядев Тимкин костюм, сказал насмешливо:
- Бери круче, она ради Тимочки даже туалетную бумагу за валюту покупает!
- Не, ну ты чо, туалетная бумага нынче – такой дефицит (он произнес дефсыт, по-райкински). - 
- Она ее, наверное, в химчистку сдает…- пацаны прыснули.
Тимур, ни на кого не глядя, молча прошел к туалетному боксу. Сказать, что в школьном туалете для мальчиков были кабинки – перо не поднимается: просто каждое отдельное «место», предназначенное для отправления естественных надобностей, было по бокам огорожено невысокими листами покрашенного грязно-розовой краской металла.
Тимур уставился в стену – обычную стену в обычном школьном туалете, исписанную, как и полагается, образцами народного творчества: «Как пос…л – не будь заразой: дерни ручку унитаза» перекрывала надпись другим фломастером, покрупнее: «Разуй глаза, олух: где ты видишь унитазы?» Тимур не обращал внимания на оживленную дискуссию, в которой любопытствующему предлагалось пройти в туалет директора и совет оставить надпись там, он видел лишь  «Т+Z = Love»…
Надпись была свежей.
Он вскинулся, будто невидимый погонщик дернул его под уздцы и, круто развернувшись, зашагал по коридору…
 
Зинаида Григорьевна вошла в класс и быстро оглядела ряды школьников – привычные вихры мальчишек и красиво причесанные – девочек, сделала несколько обычных замечаний по поводу длины юбок и отправила двух девиц (иначе не скажешь – красотки - хоть куда!) в туалет смывать краску, и начала урок. На это раз это был урок-обобщение по творчеству В.В.Маяковского.
«На мой взгляд, В. Маяковский является одним из величайших поэтов XX века, поэтом трагической человеческой и поэтической судьбы. Может быть, именно он наиболее ярко символизирует силу иллюзий и глубину разочарований эпохи 1910-1920-х гг.
Что мы знаем о Маяковском? Кто он? Что вы о нем можете сказать?»
Ребята отвечали довольно бойко: школа специализировалась на подготовке переводчиков, у многих – хорошая память, материал учебника особого труда не составлял, и они складно пересказывали прочитанное. Что они сами при этом думали, никому не ведомо, да их никто и никогда о личном отношении к прочитанному не спрашивал.
Зинаида Григорьевна, между тем, продолжала урок:
«55 лет прошло с того трагического утра 14 апреля 1930 года, когда перестало биться сердце поэта, называвшего себя «агитатором, горланом, главарем» революции - сердце В. Маяковского. Но до сих пор наше представление о его смерти остается обывательским: застрелился, не разобравшись в собственных любовных историях. Мне бы хотелось вместе с вами взглянуть на жизнь и творчество Маяковского под другим углом зрения и подумать над вопросом – что же заставило этого сильного человека, понимавшего масштаб своего таланта и значение уже сделанного, поставить «точку пули в своем конце»?
Итак, тема сегодняшнего урока: триумф и трагедия В. В. Маяковского. Наша задача: а) осмыслить трагедию Маяковского; б) определить основные темы его творчества; в) попробовать определить особенности его поэзии.
Кстати, Волков, у тебя есть что добавить к сказанному товарищами?»
- В предсмертной записке, оставленной поэтом, он написал:  «О моей смерти прошу не сплетничать, покойный этого не любил». – Пацаны коротко хохотнули, девочки  с одобрением захихикали.
- Так, ты опять не готов! Ведь, кажется, каждый день с твоей матерью разговариваю, о каждом шаге твоем докладываю…- Зинаида Григорьевна, увлекшись своей речью, не заметила, как  переглянулись при этом ребята, какая  тишина повисла в классе. Она, разумеется, знала, как классный руководитель, что товарищи смеются над Тимуром в открытую из-за того, что считают его маменькиным сынком. Однако принять  его чувства во внимание ей просто не приходило в голову: гораздо важнее, как ей казалось, заставить умного старшеклассника, увлекшегося девочкой из параллельного класса, снова прилежно учиться.  Она не видела, как лицо Тимура стало еще бледнее обычного, как вытянулся весь, замкнулся, и неведомо было – слышит он ее, или нет.
А он и в самом деле почти не слышал, что ему говорили, и сидел, как бы огородившись стеклянной стеной, сквозь которую почти не проходили посторонние звуки. Докладывает! Как же он раньше не догадался! Вот откуда мама все знает, и про уроки, и про школьные проблемы, и про Заринку…
- «Тебе не о девочках надо думать, а о том, как школу заканчивать! Скоро экзамены, а в голове одни свидания! В общем, родителей Зарины я тоже поставлю в известность, пусть повлияют на дочь…»
Тимур вскочил, слегка зашатавшись. Сквозь плотный туман посторонних шумов к нему пробилось слово: «Зарина», и он пошел к выходу из класса, даже не потрудившись собрать учебники. Зинаиде Григорьевне хотелось остановить его, она кинулась наперерез, но Тимур спокойно прошел в нескольких сантиметрах от нее с таким выражением лица, что ей сделалось страшно. Противоречивые чувства бушевали сейчас в ее голове – ей и хотелось догнать Тимура, и класс нельзя было бросить.
Она осталась.
«Ничего, потом матери позвоню», - успокаивала себя учительница.
Весь вечер трубку телефона никто не брал.

…- «Заенька! Ну, наконец-то!» - Тимур протянул руки, чтобы взять, прижать к себе, подхватить на руки свою чудесную ношу – самую лучшую девушку на земле.               
Зарина, ученица из параллельного класса, была, на взгляд любого человека, самой обыкновенной девчонкой, ничем не лучше и не хуже других. Она только вступала в пору первого своего цветения, и была хороша разве что своей юностью и свежестью. Но когда Тимур видел ее, сердце сжималось радостно и тревожно, и теплая волна налетала, и сбивала с ног, совсем как летом на море, и птицы щебетали звонче, и краски сияли ярче – да что я вам об этом говорю – сами, небось, знаете, как это бывает, когда первые несмелые ростки любви еще только начинают проклевываться.
Он решил предупредить Зарину, чтобы та была готова к предстоящему объяснению с родителями, но она сама опередила его:
- Тим, извини, - я не хочу так больше.                Если твоя мама против меня, если у тебя из-за меня неприятности, то я не хочу этого.  И не звони мне больше.                Она развернулась и пошла, прямая и спокойная, ни разу даже не обернувшись в Тимкину сторону.
Он хотел еще что-то ей сказать, потом крикнуть, но только несколько раз раскрыл рот, как рыба, вынутая из воды. Потом резко развернулся и пошел домой.

И путь его лежал через небольшой пустырь, на котором всего год спустя возведут еще один школьный корпус, а сейчас была только пыль да трава кое-где, почти пустыня. И шел он через эту пустыню – или пустыня шла через него? – через сердце его, истоптанное за сегодня множеством ног, через душу его, съёжившуюся где-то в глубине и исподлобья смотревшую на все происходящее, и чувствовал себя верблюдом с тяжелой ношей на спине. С каждым шагом все тяжелей давался путь сквозь пустыню, и все тяжелее груз, а ноги увязают в песке, а погонщики (откуда столько погонщиков?) все гонят его куда-то – им кажется, что к оазису – но он, раздувая ноздри, чуял, что никакой это не оазис, просто мираж. И впереди, как позади и по сторонам – лишь одна пустыня, без конца и без края…
         Дома мать с порога начала читать ему нотации. Она припомнила ему и то, что вчера он на целых 15 минут задержался после заседания комитета комсомола, и тройку по истории – когда-то  любимому им  предмету, по которому раньше блистал, и то, что он не желает оправдывать ее надежд – а ведь мать ждала от него славы журналиста-международника, считала его новым Сейфуль-Мулюковым, и Зарину,  разумеется, «которая ему совсем не пара»…
И вообще – завтра она идет в школу и сама во всем разбирается.

Сын  больше не мог ее слушать – ему хотелось остаться наедине со своей болью, которая затуманивала мозг, прожигала сердце, не оставляя ни малейшей лазейки для проникновения надежды. Он зашагал в направлении своей комнаты, не обращая внимания на то, что мать идет за ним следом и продолжает осыпать его упреками.
Дом, в котором они жили, был старого образца, еще довоенный, с высоченными потолками, которые так неудобно было белить, и с узкими высокими окнами, выходящими во двор. Коридор венчала кладовка, в которой, как он знал, стоял небольшой табурет, чтобы доставать банки с верхних полок. На двери изнутри был крючок, хотя для чего – никому не было известно, должно быть, остался от прежних хозяев. Теперь  он хотел там посидеть некоторое время, собраться с мыслями. Голая лампочка под самым потолком осветила нехитрое хозяйство: на полках пылились трехлитровые стеклянные банки с соленьями и маринадами, литровые банки с томат-пастой и жареными баклажанами, варенье, малиновое – на случай простуды, тут же были тазы для его варки и прочие принадлежности для кухни. Папино охотничье ружье, зачехленное, стояло почти неприметно в уголке, рядом с походным котелком и коробочкой с патронами.
Тимур сел на табурет. Пески пустыни настигли его и здесь. Верблюд больше не мог продолжать свой путь – решение матери прийти завтра в школу и во всем разобраться оказалось той последней соломинкой, которая переломила ему спину. Боль, расправившая внутри него свои мохнатые крылья, на мгновение сжалась в тугой комок, точнее, пружину, которая через мгновение вновь молниеносно расправилась. Мысль разом покончить с унижениями овладела им.
- Раз – и все, одним махом – все проблемы: никто не будет шпионить за ним, никто не будет лезть  в его личную жизнь, никто не будет навязывать ему решений…
Сами собой вдруг вспомнились строчки Маяковского:
«Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле,—
ему уже некуда деться…»

Тимур протянул руку и достал папин дробовик, «ИЖ-5», даже не вставая с табурета. Расчехлил. Переломил ствол, открыл коробку с патронами и вложил патрон в казенную часть ствола, действуя, как робот. Затем сел поудобнее, спиной упираясь в банки с огурцами и помидорами, поставил ружье прикладом в пол, а ствол направил к сердцу. Бросил последний взгляд на банки с малиновым вареньем, усмехнулся про себя: « Я сегодня прошел через пустыню – там нет никого – друзей нет – куда они подевались – ведь столько их было – и любимая девочка была – и класс – и ты, мама – куда все подевалось – только пустыня – я продрог ужасно почему-то – там холодно – пусто и холодно – а варенье твое малиновое уже не поможет, мама».

И нажал на курок.


Когда на следующий день Зинаида Григорьевна, так и не дозвонившаяся маме Тимура, вошла в школу, там уже все знали о происшествии – как, откуда? – и встретили Зинаиду сочувственными взглядами. Школа гудела растревоженным ульем, и Зинаида Григорьевна чуть не бегом побежала в свой 11 «А». Класс же встретил ее отчужденно. На парте, где еще вчера сидел Тимур, стоял его портрет с черной креповой лентой, и те же ребята, что только вчера посмеивались над тем, что он – маменькин сынок, превратили его в героя. Им непременно надо было найти виноватого в трагедии, и он, разумеется, легко нашелся – Зинаида Григорьевна, кто же еще! Они не обвиняли ее впрямую, не возражали, не возмущались. Не отвечали, когда их вызывали к доске. Они просто к ней не выходили. Вели себя так, будто, кроме них, никого в классе не было. Сидели, и тихо разговаривали между собой. Могли встать и выйти, если им было надо. Могли вообще не прийти на урок. А могли и прийти, но при этом урок существовал только в расписании. Это были просто уроки общения ребят друг с другом – они как бы наверстывали упущенное в прошлом – и узнавали друг друга впервые, открывали неизведанное, не принимая во внимание растерянно стоящую у учительского стола Зинаиду. Так продолжалось целую неделю, в конце которой Зинаида Григорьевна подала заявление об уходе из школы.



Пустыня есть пустыня.

… и запели барханы, и слышно было трение песчинок друг о друга, –  предвестием самума запели они свою песню, и красная пыль поднялась в воздух, и стало трудно дышать.
Самум.
И спеклись губы, и тошнит, как часто бывает при такой буре, и больно в груди, и вдохнуть нельзя, и застилает глаза красная пелена.
Красная пыль забивает ноздри и проникает в легкие, жажда становится нестерпимой. Лицо Тимура бледнеет, становится землистым, черты лица заостряются. Черные непослушные губы шевелятся беззвучно.
И только чудо позволяет услышать их шелест: «Я хочу жить»…


______________________________________________________
Наступление Пустынь - НАСТУПЛЕНИЕ ПУСТЫНЬ, процесс постепенного распространения ПУСТЫНИ на соседние области полупустынь. Эти изменения могут произойти в результате естественных причин - например, уничтожения растительности пожаром или (опустынивание). Истинные причины наступления пустынь сложны и до сих пор не поняты вполне, однако, специалисты единодушно утверждают, что примеры этого явления, наблюдаемые в последнее время, вызваны непосредственно возросшим вмешательством человека. (Научно-технический словарь, ©)


Рецензии
Прочла, ушла, вернулась, еще раз прочла, еще раз ушла и еще раз вернулась.

И не то, чтобы рассказ о чем-то таком, чего я бы не знала, с чем не сталкивалась – разве что до финального выстрела не всегда доходило, чаще дети, попавшие волей случая в изгои, несут этот надлом и травму всю свою жизнь, и эта травма негативным образом на их жизни отражается.
Но, сталкиваясь всякий раз с равнодушием, жестокостью и слепотой – поражаешься: ну, почему?!

Ну, ладно – дети. Неразвитые, ненаученные, эгоистичные – просто потому что дети, потому что их не научили, в них не развили, с этой стороной их жизни просто никто не работал, по принципу само вырастет (сами вырастают только сорняки), их души ленивы и бесчувственны, но у них есть шанс, и я не исключаю, что этим шансом оказался описанный Вами случай. Суровый урок. Лучше бы без него.

Но взрослые – то! Самые близкие. Мать. Не видящая и не чувствующая своего ребенка. Даже, если бы он остался жив, она его потеряла.
Учительница. В одном из ответов (я обычно просматриваю отзывы, дабы не проколоться – на сайте со всяким сталкиваешься))) Вы, Ирина, сказали, что были поражены степенью остракизма, которому была подвергнута учительница, давая понять, что это было несправедливо. Я не согласна. Справедливо. Это тоже суровый урок. Я не верю, что она не видела, что происходит. Не хотела видеть, потому что так ей было удобнее – да, не видела – не верю. Странно для преподавателя гуманистического направления, не правда ли? Да и чего она, собственно, лишилась. Всего лишь работы. И, наверняка, довольно быстро устроилась в другом месте. А мальчик – лишился жизни. Степень ее вины огромна. Как и вообще степень вины взрослых. Юридически неподсудны. Но морально.

Дети всегда хотят, чтобы их остановили, когда они не правы, или зарываются. И, если их не останавливают, начинают вести себя все хуже и хуже, и сами себе не рады, это их крик, подсознательный: - остановите же нас!
Дети всегда рассчитывают на нас, взрослых и ждут от нас помощи.

Внешне все выглядело так, будто ученики выбрали учительницу козлом отпущения и перебросили на нее весь груз вины. В том числе и своей. Но, если бы кто-то стал детально разбираться, рано или поздно прозвучал бы этот вопрос : - Почему она нас не остановила? И почему мы теперь должны жить с этим чувством вины? Она не только не остановила, она еще и показывала нам пример, как надо...

Это взрослые должны воспитывать в детях чувства сострадания и эмпатии. И не прочувствованными словами о творчестве и трагической судьбе великого русского писателя, а личным примером, собственным поведением. А то ведь говорим одно, а поступаем – с точностью до наоборот.

Вы знаете, Ирина, как-то так случилось, что в классе, где учился мой сын, подобрались по большей части нормальные родители. Ну, в смысле, родители детей (смешно написалось)))

Дети были не сильно простые, разгильдяистые и авантюрно-изобретательные, трясло нас все школьные годы. Но родители – адекватные. И, при том, что происходило много чего, все ситуации типа «ату его!» пресекались вовремя и на корню.
И дети выросли нормальными.

После девятого часть из них ушла в другие школы (в том числе и мой сын). А когда все они поступили в институты, одна из девочек тяжело заболела. Мы боролись за ее жизнь всем классом: и родители, и дети. И пока ее можно было навещать… Мы не смогли ее спасти, но она уходила, окруженная людьми, которые ее любили и, как могли, поддерживали.

Прошло пять лет. Дети позаканчивали институты. Каждый год на день ее рождения, 8 марта и день похорон они ездят к Маше. Не обязательно все вместе, не обязательно в один день – кто как успевает. Но ездят и помнят. Звонят и встречаются с ее родителями.

Одновременно с Маней в больнице лежала еще одна девочка, примерно такого же возраста. Никто, кроме близких, о ней не заботился, никто из одноклассников и их родителей ни разу не пришел, никто ни копейки не собрал. Они просто выбросили ее из своей жизни. Это были такие же московские дети из такой же чуть иначе специализированной школы. Почему?! Ссорились? Так и наши ссорились. Еще как! Я помню эти крики дома: - Дура эта Машка! Я с ней больше не общаюсь!
Так почему? На что делали упор их родители? Что для них являлось ценностью? Какие ценности они закладывали в своих детей?

Эта девочка выжила. Она уничтожила все школьные фотографии. С печатью отверженности, с глубинным недоверием к людям ей идти дальше по жизни. И кто знает, как сложится ее жизнь, так начавшись.

Я даже не знаю, почему меня так понесло. Прорвало. Наверное, это заслуга автора – рассказ получился. Он, как крик. А мой отзыв - просто эхо.

Евгения Кордова   17.08.2013 00:03     Заявить о нарушении
Евгения, у меня просто нет слов - настолько глубоко Вы поняли все, что с этим рассказом связано. Этот случай так меня потряс, что я его до сих пор глубоко переживаю, и чувствую, как он на меня повлиял. Я бы с большим удовольствием с Вами пообщалась еще. Скажите, куда мне написать - здесь, на прозе почему-то не работает отправка на почту...

Ирина Бебнева   17.08.2013 09:58   Заявить о нарушении
Все, скопировала, спасибо!

Ирина Бебнева   17.08.2013 16:29   Заявить о нарушении
Ира, я отписалась)))

Евгения Кордова   18.08.2013 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.