Святая Русь

               
                Под таким названием во второй половине 90-х (год точнее не помню, надо поднимать архив) проходила в Лондоне выставка русских икон 15-16 веков. Во время проведения выставки в газете «Таймс» появилась рецензия под заголовком «Святая ли Русь?» Причём, надо учесть, что по-английски слово «Русь» передаётся, как правило, словом «Россия» (Russia), и получается не «Святая Русь», а «Святая Россия», что, согласитесь, совсем не одно и тоже. Впрочем, англичане в такие тонкости не вдаются, хотя это вовсе даже и не тонкости, по крайней мере, для нас, а два разных понятия. Так что заголовок рецензии по-английски звучал так: «Святая ли Россия?». А содержание рецензии давало однозначный отрицательный ответ на поставленный автором провокационный вопрос. Кстати, автор публикуемого на художественно-историческую экспозицию отклика носил польскую фамилию, хотя внешность его, судя по фотографии, не оставляла никакого сомнения в его принадлежности совсем к иному племени. Краткий обзор русской средневековой истории, представленный автором, призван был создать у читателя впечатление о Руси 14-16 веков, как о дикой, варварской стране, управляемой властолюбивыми, необузданными в своей жестокости, деспотичными князьями. В результате прочтения такого газетного опуса, состряпанного заказным борзописцем с польской фамилией, у не слишком просвещённого в области русской истории английского читателя, естественно складывалось твёрдое убеждение, что Россия и святость понятия абсолютно несовместимые.

                Но речь не о том, как работает пропагандистская машина Запада по опорочиванию нашей истории и культуры. Всегда ли мы сами хорошо понимаем, как соотносится Россия в её историческом прошлом и настоящем со Святой Русью? Где пролегает граница между ними, как отличить одно от другого? Так что же такое Святая Русь? Град Китеж, погрузившийся некогда на дно озера, или мифическая страна, подобная Шамбале, прибежищу мудрецов, скрытому за неприступными вершинами Гималаев? Очевидно, ни то и ни другое. Ни на дне морском, ни за горными кручами Святой Руси не сыскать. Если и скрывается она где-то, так это в глубине человеческого сердца, и только через него может становиться реальным явлением нашей жизни, что и случалось многое множество раз в русской истории, ведь вся земля русская от края и до края освящена трудами и подвигами огромного сонма святых угодников Божиих, равного которому не знала ни одна из земель христианских ни на Востоке, ни на Западе. И всё-таки, прежде всего, мы носим Святую Русь в своей душе: веру Православную, сокрушенное сердце, неброскую красоту русской природы, а главное, Христову Любовь, готовую умиляться и плакать, терпеть и страдать, принимать смерть и муки имени Его ради. Можно сказать проще: Святая Русь идёт за Христом и со Христом. Очевидно, что сегодня Россия за Христом не идёт. А раз не идём мы во след Христу Спасителю, значит движемся ровно в противоположном направлении, ибо ничего третьего не дано. Если не с Христом, то с дьяволом и слугами его.

                Святая Русь – это Христолюбивая душа народа русского, его сердце, извечно обращённое к Спасителю и отвергшееся  всего и вся ради Него. Интересно заметить, что в западноевропейских языках христианских народов вообще отсутствует понятие, передающее их Христолюбивую душу. Значит ли это, что нет у них вовсе и души, готовой следовать за Христом? Страшно даже предположить и подумать.


Рецензии
Андрей! Вот Вам пример из истории "святой Руси". На протяжении тысячи лет Руси примерно 999 лет князья, мытари, бояре (МихАлковы и Вяземские в том числе) имели право первой брачной ночи, то есть перед свадьбой феодалы лишали девственности невесту. Крестьяне не могли этого избежать также как Ходорковский уплаты налогов.
Сейчас это квалифицируется по составам преступлений главы 18 УК РФ. Там предусмотрена санкция в зависимости от обстоятельств до 20 лет (если холоп и холопка соглашались добровольно расстаться с честью - целкой) лишения свободы.
Если ли у Вас, Андрей, контраргументы при том, что святой Александр Невский просто мочил православных князей-соседей, имея на то ярлык от Золотой Орды? Для общего удовлетворения...

Сергей Донец   17.10.2009 15:49     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, Россия историческая и Святая Русь - это не одно и тоже. Равно как и поступки людей, впоследствии прославленных в лике святых, не были свободны от греха. Что же касается деятельности великих благоверных князей, то не нам их судить. Кстати, святой благоверный князь Александр Невский был прославлен Господом, а потом уж земной Церковью (если вам это о чём-то говорит). Вам, видимо, просто-напросто претит сама идея Святой Руси, поэтому вы и пытаетесь отыскать в нашей истории факты, противоречащие святорусской идее.

Андрей Климов   17.10.2009 23:06   Заявить о нарушении
Андрей, прислушайтесь, слышите шаги Командора... Нет... Услышите - будет поздно делить людей на чистых и нечистых... Увы...

Сергей Донец   18.10.2009 10:07   Заявить о нарушении
Святорусская идея никакого отношения к какому-либо разделению людей не имеет. Это разделение, о котором вы говорите, очевидно, засело у вас в голове, иначе вы бы его не проецировали во вне по каждому удобному, как вам кажется, случаю. Ну разве святость делит людей на чистых и нечистых? Где вы видели или слышали о таких святых?

Андрей Климов   18.10.2009 16:26   Заявить о нарушении
Посмотрите в зеркало... Хотя Вам еще рано...

Сергей Донец   18.10.2009 21:33   Заявить о нарушении
Что говорить про лондонскую выставку о средневековой России и про сочинение
человека с польской фамилией? Посмотрите, какой представляется в нынешних
СМИ Россия и весь Советский Союз при Сталине, Хрущёве, Брежневе людьми с
самыми разными фамилиями. Сплошная темнота! Светлую, радостную жизнь народ
увидел только при Горбачёве, Ельцине и Путине. Есть совесть у этих людей с
разными, в том числе и с русскими, фамилиями?

Юрий Шварёв   21.01.2016 22:39   Заявить о нарушении