Вещий Олег. Колесо или колода

   В 907 году Вещий Олег отправляется в военный поход к Царьграду. В походе, описанном в «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Греки закрыли ворота города, загородили цепями гавань и приготовились к обороне. Однако, как описывает летопись, Олег пошёл на штурм, применив необычный способ:

   «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу».
 
   Греки же, увидев корабли, испугались и, послав к Олегу, сказали: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». В знак победы Олег повесил свой щит на врата Царьграда.

   Историки задаются вопросом, а откуда у Олега такое количество колес и сразу добавляют, что они уже были на ладьях и использовались для переволоки судов через Днепровские пороги. Как минимум 8000 колес? Получается, что вся флотилия из 2000 ладей перед Днепровскими порогами «сходит» на берег и, как по автобану, катится с ветерком все десять порогов. Красивое зрелище. Но что мешает обойтись меньшим количеством колес и последовательно перетаскивать суда?

   С колесами, похоже, мы разобрались, их взяли с собой.

   А в чем  же заключается стратегический замысел операции по постановке кораблей в поле на колеса и под паруса. Чтобы  докатиться, если законы физики позволят, до каменных крепостных стен крупнейшего мегаполиса средневековья и остановиться перед рвом? Пушек еще не изобрели, а корабли - не таранные орудия.

   Вероятнее всего, в этом сюжете имеют место две ошибки летописца или переписчика, спутавшего КОЛОДУ с КОЛЕСОМ (близкое написание и созвучие) и описавшегося в слове ПОЛЯ, где вместо буквы "Я" должна стоять "А". Смысл текста изменится кардинально.

Колодой называют лежачее толстое дерево, бревно или немалый и толстый ОТРУБОК.

Обратимся к оригиналу Радзивиловской летописи: «И  повеле Олег воем своим колеса изделати и воставляти на колеса корабля. И бывшю покосну  ветру, въспяша парусы съ поля, и идоша къ граду.»

Заменив КОЛЕСА на КОЛОДУ и ПОЛЯ на ПОЛА, получаем:
«И повелел Олег воинам своим колоды делать и ставить корабли на них. И дождавшись попутного ветра, поднять паруса с пола (палубы) и идти к городу».

  По смыслу это означает, что корабли по суше переволокли в гавань Царьграда, минуя цепное заграждение, и ожидают попутного ветра, чтобы плыть к городу.
 
   В 1453 году через 546 лет турки при штурме Константинополя поступили именно так.

   Вход в бухту Золотой Рог был перегорожен цепью и турки перетащили свои корабли по суше. Для этого они собрали деревянный настил, на который уложили рельсы (колоды), смазанные жиром. На работу ушла ночь, а утром 80 турецких судов, к великому удивлению и ужасу обороняющихся, оказались в заливе Золотой Рог.

   История повторяется.

   Так возник миф о кораблях, передвигающихся на КОЛЕСАХ по ПОЛЯМ Византии.


Рецензии
А ещё у кого нибудь есть такое-же предположение, как у вас и что остальные историки на счёт этого говорят.

Теодор Польский   10.07.2010 21:00     Заявить о нарушении
Спасибо. Не видел.

Нил Максиня   10.07.2010 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.