Дневник Совы, или Плач по Слову

Снова не сплю...Черт меня дернул прочитать на ночь одну миниатюрку - Эстер Долгопольской (с высочайшим рейтингом), название которой  меня просто  убило:  «О ТЕКСТ, ты – наша жизнь и бессмертие!» Заметьте –  не творчество и не СЛОВО  – наша жизнь и бессмертие, а именно ТЕКСТ!

В трепетном перечислении  автором великих мастеров художественного слова, на которых надо равняться, в патетической концовке эссе – боль за состояние нашего современного языка. Нас призывают беречь  великий и могучий Русский язык (с большой –  у автора).

 Но это понимаешь при одном условии –  если отвлечься от названия, которое просто перечеркивает смысл всех  благородных призывов. Речь ведь идет о мастерах прошлого именно в области ХУДОЖЕСТВЕННОГО слова! Милые сердцу автора Пришвин, Паустовский ( и так далее, смотри эссе) не  ТЕКСТЫ писали, а ХУДОЖЕСТВЕННУЮ прозу или поэзию!

Да загляните в любой словарь русского языка, и везде толкование этого безликого слова, лишенного всякой поэзии для нашего  уха,  одно и то же:
ТЕКСТ (фр. texte, англ. text, от лат. textus ’ткань, сплетение, структура; связное изложение’), языковое произведение неограниченной длины.

Это может быть официальный документ, слова к музыкальному произведению, художественное произведение.

Текст можно изучать, потому что в нем (если это художественное произведение) отражается стиль автора.
 
С ТЕКСТОМ можно вытворять что угодно, но как можно считать его ЖИЗНЬЮ и БЕССМЕРТИЕМ,  петь гимн ТЕКСТУ?!

 Понятно, что этим словом журналисту удобно оперировать, чтобы не  уточнять жанр того, о чем пишут. Это так называемый новояз - своеобразная мусорная корзина, где нейтральные слова по смыслу подменяют вполне конкретные явления. ТЕКСТ – слово модное, такое же как в словаре современных деятелей искусства - ПРОЕКТ.  За ним – куча всего: кинофильмов, спектаклей, шоу, даже концертов классической музыки.

 Но когда актер спокойно говорит о прославленном спектакле, как  ему нравится этот ПРОЕКТ, меня лично тоска берет. Да и некоторые писатели уже называют проектом  свои произведения, сама слышала.

Вы можете себе представить, чтобы  великий поэт, сказал о себе: «Ай да Пушкин, ай да молодец – какой я текст только что составил!» Именно так, но шаловливый поэт мог и сказать:   сварганил, состряпал, запузырил.  Текст не творят, его составляют, стряпают, придумывают, сочиняют, да только от этого художественным творением он не становится.

И Пришвин очень огорчился бы, услышав, как его «Кладовую солнца» называют ТЕКСТОМ!
А вы можете сказать о себе; "Вот прочитала только что ТЕКСТ Паустовского "Повесть о лесах"?
В эмоциональном порыве автор пишет в конце своего эссе:
«О! Читать слова! Жить ими! Любить их  - слова - эти переливы и шум, мысль и бормотание, крик и музыка... Перечитайте Пришвина и ещё раз воскликните для себя:
- Да пребудут вечно разные слова во всех их ипостасях, слова, которые так иногда удачно складываются в текст!»
 
Дорогие авторы портала! Вы не повести, рассказы или стихи пишете, у  Вас просто ИНОГДА слова ТАК УДАЧНО СКЛАДЫВАЮТСЯ в ТЕКСТ!

Повторяю: получился не СЛОВУ гимн, а ТЕКСТУ! И грустный факт, что безликое словечко стало привычным для писателей (настоящих или будущих) – это уже тревожный симптом того, что ХУДОЖНИКИ СЛОВА становятся РЕМЕСЛЕННИКАМИ, потеряли вкус к СЛОВУ.

Продолжение http://proza.ru/2019/01/15/1937


Рецензии
Здравствуйте, Людмила! Напрасно Вы отвергаете такое понятие, как текст, как основу для возможных оценок и рассуждений.
"Структура художественного текста" Ю.М.Лотмана имеет свои параллели и в прозе. Вспомним о "Ритме художественной прозы" М.М.Гришмана. В этих работах идёт речь именно о текстах, на мой взгляд.
Конечно, ЯЗЫК автора создаёт текст, но и создаваемый автором ТЕКСТ имеет на автора несомненное обратное влияние. В поэзии это более заметно, но и в прозе "эти переливы и шум, мысль и бормотание, крик и музыка..." не всегда осознанно, а именно на интуиции удачно складываются в текст". Творческий процесс как прозрение - он никогда автором полностью не контролируется.
Впрочем, я прозу практически не пишу, считаю, что это очень трудно. Стихи - другое дело.
С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Маштаков   14.08.2016 16:19     Заявить о нарушении
Дмитрий, я не понятие слова "текст" отвергаю. Это было бы смешно, Я ведь в школе анализировала ТЕКСТ произведений. Меня возмущает эта жуткая подмена - в литературе уже не говорят "повесть", "роман", а "текст"! В театре - не спектакль, а "проект"! Что за чушь происходит в мире искусства?! Можно петь гимн СЛОВУ, ЯЗЫКУ, но тексту? Это же совершенно безликое явление - текст, пока речь идет не о конкретном авторе, а ВООБЩЕ!

Людмила Волкова   14.08.2016 16:21   Заявить о нарушении
Вот именно. Вы правильно заметили. Когда мы говорим "текст", то абстрагируем его, отрывая от автора. От его биографии, от других написанных им произведений.
Это с одной стороны очень неправильно, поскольку именно автор является не менее интересной для читателя составляющей, наравне с сюжетом, или проблематикой, но, с другой стороны, такое абстрагирование позволяет лучше анализировать отдельные приёмы, если ты подходишь к тексту как критик, или наслаждаться ими с сознанием дела, если ты подходишь к тексту как читатель.

И.Тургенев "Петушков" - интересен и в качестве повести, и в качестве текста. Не сказал бы, что в этом тексте меня содержание интересовало бы больше, чем речь.
Да там и сюжета-то нет. А читается с каким удовольствием.

Вы знаете, в школе литературой не очень интересовался, но уже в весьма зрелом возрасте, и побыв на сайте со стихами 8 лет, очень стал ценить язык наших классиков прозаиков.
Дм.

Дмитрий Маштаков   14.08.2016 16:50   Заявить о нарушении
Чем отличается повесть или роман от текста?
Повесть или роман я читаю от начала и до конца, а текст читаю с любого места ))
Утрирую.
Дм.

Дмитрий Маштаков   14.08.2016 16:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за критические замечания. Я свою позицию пояснила. Это меня огорчил "текст" талантливого автора (увы, умершего), посвященный ТЕКСТУ!

Людмила Волкова   14.08.2016 17:06   Заявить о нарушении
Ну, она-то стихи писала. А поэтика, или стиховедение отличается от сложившегося литературоведения по поводу прозы. Потому и разница некая в подходе.
Я с большим интересом прочёл Ваши эссе, поискав их по ленте рецензий намерено.
На сайте Стихи.ру я давно со всеми людьми, склонными к аналитике или к критике, перезнакомился, статьи их прочитал, и взгляды их знаю.
Спасибо. С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Маштаков   14.08.2016 18:01   Заявить о нарушении
Я к Вам вернусь.

Людмила Волкова   14.08.2016 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.