Дневник Совы, или Плач по Слову
В трепетном перечислении автором великих мастеров художественного слова, на которых надо равняться, в патетической концовке эссе – боль за состояние нашего современного языка. Нас призывают беречь великий и могучий Русский язык (с большой – у автора).
Но это понимаешь при одном условии – если отвлечься от названия, которое просто перечеркивает смысл всех благородных призывов. Речь ведь идет о мастерах прошлого именно в области ХУДОЖЕСТВЕННОГО слова! Милые сердцу автора Пришвин, Паустовский ( и так далее, смотри эссе) не ТЕКСТЫ писали, а ХУДОЖЕСТВЕННУЮ прозу или поэзию!
Да загляните в любой словарь русского языка, и везде толкование этого безликого слова, лишенного всякой поэзии для нашего уха, одно и то же:
ТЕКСТ (фр. texte, англ. text, от лат. textus ’ткань, сплетение, структура; связное изложение’), языковое произведение неограниченной длины.
Это может быть официальный документ, слова к музыкальному произведению, художественное произведение.
Текст можно изучать, потому что в нем (если это художественное произведение) отражается стиль автора.
С ТЕКСТОМ можно вытворять что угодно, но как можно считать его ЖИЗНЬЮ и БЕССМЕРТИЕМ, петь гимн ТЕКСТУ?!
Понятно, что этим словом журналисту удобно оперировать, чтобы не уточнять жанр того, о чем пишут. Это так называемый новояз - своеобразная мусорная корзина, где нейтральные слова по смыслу подменяют вполне конкретные явления. ТЕКСТ – слово модное, такое же как в словаре современных деятелей искусства - ПРОЕКТ. За ним – куча всего: кинофильмов, спектаклей, шоу, даже концертов классической музыки.
Но когда актер спокойно говорит о прославленном спектакле, как ему нравится этот ПРОЕКТ, меня лично тоска берет. Да и некоторые писатели уже называют проектом свои произведения, сама слышала.
Вы можете себе представить, чтобы великий поэт, сказал о себе: «Ай да Пушкин, ай да молодец – какой я текст только что составил!» Именно так, но шаловливый поэт мог и сказать: сварганил, состряпал, запузырил. Текст не творят, его составляют, стряпают, придумывают, сочиняют, да только от этого художественным творением он не становится.
И Пришвин очень огорчился бы, услышав, как его «Кладовую солнца» называют ТЕКСТОМ!
А вы можете сказать о себе; "Вот прочитала только что ТЕКСТ Паустовского "Повесть о лесах"?
В эмоциональном порыве автор пишет в конце своего эссе:
«О! Читать слова! Жить ими! Любить их - слова - эти переливы и шум, мысль и бормотание, крик и музыка... Перечитайте Пришвина и ещё раз воскликните для себя:
- Да пребудут вечно разные слова во всех их ипостасях, слова, которые так иногда удачно складываются в текст!»
Дорогие авторы портала! Вы не повести, рассказы или стихи пишете, у Вас просто ИНОГДА слова ТАК УДАЧНО СКЛАДЫВАЮТСЯ в ТЕКСТ!
Повторяю: получился не СЛОВУ гимн, а ТЕКСТУ! И грустный факт, что безликое словечко стало привычным для писателей (настоящих или будущих) – это уже тревожный симптом того, что ХУДОЖНИКИ СЛОВА становятся РЕМЕСЛЕННИКАМИ, потеряли вкус к СЛОВУ.
Продолжение http://proza.ru/2019/01/15/1937
Свидетельство о публикации №209102300701
"Структура художественного текста" Ю.М.Лотмана имеет свои параллели и в прозе. Вспомним о "Ритме художественной прозы" М.М.Гришмана. В этих работах идёт речь именно о текстах, на мой взгляд.
Конечно, ЯЗЫК автора создаёт текст, но и создаваемый автором ТЕКСТ имеет на автора несомненное обратное влияние. В поэзии это более заметно, но и в прозе "эти переливы и шум, мысль и бормотание, крик и музыка..." не всегда осознанно, а именно на интуиции удачно складываются в текст". Творческий процесс как прозрение - он никогда автором полностью не контролируется.
Впрочем, я прозу практически не пишу, считаю, что это очень трудно. Стихи - другое дело.
С уважением, Дмитрий.
Дмитрий Маштаков 14.08.2016 16:19 Заявить о нарушении
Людмила Волкова 14.08.2016 16:21 Заявить о нарушении
Это с одной стороны очень неправильно, поскольку именно автор является не менее интересной для читателя составляющей, наравне с сюжетом, или проблематикой, но, с другой стороны, такое абстрагирование позволяет лучше анализировать отдельные приёмы, если ты подходишь к тексту как критик, или наслаждаться ими с сознанием дела, если ты подходишь к тексту как читатель.
И.Тургенев "Петушков" - интересен и в качестве повести, и в качестве текста. Не сказал бы, что в этом тексте меня содержание интересовало бы больше, чем речь.
Да там и сюжета-то нет. А читается с каким удовольствием.
Вы знаете, в школе литературой не очень интересовался, но уже в весьма зрелом возрасте, и побыв на сайте со стихами 8 лет, очень стал ценить язык наших классиков прозаиков.
Дм.
Дмитрий Маштаков 14.08.2016 16:50 Заявить о нарушении
Повесть или роман я читаю от начала и до конца, а текст читаю с любого места ))
Утрирую.
Дм.
Дмитрий Маштаков 14.08.2016 16:54 Заявить о нарушении
Людмила Волкова 14.08.2016 17:06 Заявить о нарушении
Я с большим интересом прочёл Ваши эссе, поискав их по ленте рецензий намерено.
На сайте Стихи.ру я давно со всеми людьми, склонными к аналитике или к критике, перезнакомился, статьи их прочитал, и взгляды их знаю.
Спасибо. С уважением, Дмитрий.
Дмитрий Маштаков 14.08.2016 18:01 Заявить о нарушении