Записки прогдиггера 21 Psychodel and Protoprog

Психоделия – это то, с чего начался весь прогрессивный рок. Рок музыкантам стало уже неинтересно играть просто песни, а захотелось сделать что-то особенное, созвучное времени (а заодно и пространству). Нащупать новые пути было очень не легко, но кстати пришлись галлюциногены и прочие средства расширения сознания, а с расширенным сознанием обычный звук уже вызывает тоску, поэтому именно с экспериментов над звуком и начался отход от прямолинейности обычного рока.

Пионерами этого движения стали, скорее всего, американцы (например, Byrds), но популярность психоделии принесли все те же Биттлз, которые в 1966 году объявили, что больше не будут давать концерты, потому что их музыка стала слишком сложной для исполнения. Последовавшие альбомы Revolver и St.Pepper сделали психоделию передовым направлением в рок-музыке. Масла в огонь добавили Роллинги и Pink Floyd – и психоделия захлестнула весь музыкальный мир.   

Характерные особенности психоделии:
    - Психоделический звук (размытый, космический, потусторонний)
    - Уход от прямолинейности рока (прежде всего, за счет отказа от запевно-припевной формы)
    - Ритм-н-блюзовые корни
    - Непонятные тексты, обилие неологизмов
    - Шумовые эффекты
    - Академические и экзотические инструменты (скрипки, флейта, ситар и так далее)

Классики психоделии: Byrds, Beatles, Pretty Things, Jeferson Airplane, Pink Floyd, Doors, Arthur Brown

Соответственно, Проторогом называется переходная форма музыки – от психоделии к арт-року. Здесь звук совершает обратную эволюцию – становится более организованным, - но при этом сохраняет плотность и полифоничность. Композиции усложняются и удлиняются, появляются смены ритма и мелодическое развитие. Одними из главных инструментов становится клавишные – мелотрон и муг.

Характерные особенности Протопрога:
    - Более динамичный, по сравнению с психоделией, звук
    - Обилие клавишных, сэмплированных струнных
    - Цитирование академической классики
    - Обилие вокала
    - Примесь фолка и восточной музыки

Классики Протопрога: Moody Blues, Vanilla Fudge, Procol Harum, Move, Aphrodite's Child

Приложение: список групп из моей коллекции с некоторыми комментариями):

Aardvark
Abstract Truth (South Africa)
After All
Andromeda
Aphrodite's Child (Grees) – самая известная греческая группа, давшая миру уникального певца Демиса Руссоса (впрочем, ушедшего из рока в эстраду) и не менее уникального композитора Вангелиса (культовая фигура нью-эйджа).
Apocalypse
Ariesta Birawa Group (Indonesia)
Art (Pre-Spooky Tooth)
Arthur Brown – крупная фигура психоделии и протопрога.
AstraI Navigations
Brainbox
Brush (Japan)
Circus (Switzerland)
Coven
Duffy
Far East Family Band (Japan) – одна из самых знаменитых японских групп начала семидесятых.
Fat Matress
Gandalf
Ghost
Goliath
Gringo
Group 1850
Hell Preaches Inc – точно не известно, кто записал этот альбом под этим именем, но существует легенда, что это – пре-Deep Purple. Сами Deep Purple эту версию, кажется, не опровергли.
Idle Race
Indian Summer
Junipher Greene (Norway)
Kim Fowley
Love – знаменитая американская группа, которая, как утверждается, вдохновляла Led Zeppelin во время работы над третьим и четвертым альбомами.
Love Live Life (Japan)
Man – очень необычная, тяжеловатая психоделическая группа
Moody BIues - их песня «Nights in White Satin» - одна из первых в рок-музыке с полной симфонической оркестровкой.
Move – группа Джеффа Линна, позднее эволюционировавшая в ELO
Nirvana (UK)
Noir
Osage Tribe (Italy)
Pascal
Quatermass
Quicksilver Messenger Service
Spirit – американская психоделическая группа, известная тем, что дала начальную тему (несколько первых нот) песне всех времен и народов – Stairway to Heaven.
Stomu Yamashta (Japan)
Syrius
T2
Tasavallan Presidentti (Finland)
Tea and Symphony
Tenjo Sajiki (Japan)
The Gods (pre_Uriah Heep)
Titus Groan
Vanilla Fudge – великая американская команда, интересная сама по себе – первооткрыватели динамичного и жесткого симфо-рока. Были вдохновителями и примером для подражания Deep Purple первого состава.
Vita Nova (Austria)


Рецензии
Приветствую, Андрей. Я бы всё же отделил психоделию от прогрессива - два разных течения, несмотря на то, что кислотный рок явился предтечей прога.

Вадим Яловецкий   29.05.2012 21:20     Заявить о нарушении
Вадим, я придерживаюсь эволюционной теории:) Для меня начало прогрессива лежит в психоделической эре, поэтому отделять психодел от прогрессива я бы не стал. Например, группа "Love" - это, конечно же, психодел, и в то же самое время - протопрог и даже прогрессив в его вполне законченной форме. То же самое касается и прочих групп: часто группы эволюционировали от психодела к прогрессиву (самый яркий пример - Pink Floyd). Нельзя же их творчество разбивать на два отдельных блока? Тем более, что границы все равно не найти:)

Андрей Фко   30.05.2012 06:22   Заявить о нарушении
Что касается исполнителей - согласен. Но для удобства исследователей рока, рецензентов, журналистов принята подобная (во многом условная) классификация. Так гораздо удобней, например: Pink Floyd - psychedelia, protoprog, progressive. Никогда ведь не скажут, что британские музыканты проповедовали психо-прогрессив. Оттого я настаиваю на раздельном написании. Приглашаю на свою страницу, там о рок-музыке имеется кое-что. С уважением.

Вадим Яловецкий   30.05.2012 06:59   Заявить о нарушении
Вадим, насколько мне известно, никаких конвенций по терминологии рок-музыки не было и не предвидится. Это во-первых. Во-вторых, если говорить строго, то есть жанры "психоделический рок" и "психоделический прогрессивный рок", но нет жанра "прогрессив". Прогрессив - это собирательное название целого букета жанров, а также характеристика музыкального подхода. Скажем, часто можно встретить фразу вроде "в альбоме было и несколько прогрессивных композиций".

Что касается психоделии, то тут я придерживаюсь мнения, что далеко не вся психоделия - прогрессив. Например, психоделические опыты Биттлз - прогрессив, а вот психоделические опыты Stooges - нет. Поэтому в моей классификации "психоделия" в рамках Прогрессива - это одно (жанр, близкий к протопрогу), а чуть ниже (см. http://proza.ru/2011/08/04/243) - психоделические группы гаражной эры.

Опять же: большая часть Краута по сути психоделия, но выделенная в отдельный поджанр Прогрессива (я как раз и называю соответствующее направление Психо-краут). И еще: психоделические группы поколения 90-х все относят к Прогрессиву (например, Ozric Tentacles), тем не менее, они играют психоделический рок.

Более того: можно ли провести границу между ранним спейс-роком и поздним психоделическим роком? Вряд ли.

Я все это к тому, что какая-то часть психоделического течения относится именно к прогрессиву, поэтому разделять их не нужно.

Андрей Фко   30.05.2012 08:20   Заявить о нарушении