Зима в зеленых травах

Кошка появилась из рук приятеля, гонимого необходимостью  убивать.
Мы сидели на кухне после  ужина,  о чем-то  добродушно переругивались. В это время  из кожаного  рукава приятеля, который  тихо  сидел поодаль -  у него был  период голодания - выглянул  комочек  снега. Выполз, понюхал  атмосферу  и  улез обратно. Это было так вдруг, как в  мультипликации! Мы  замолчали. После  бесконечных  минут  накаленной тишины он опять показался и медленно вышел на  табуретку.
"А-ах..."- выпали в  осадок дети. Тут же  загремели  чашки, забулькало  молоко - последний пакет распороли! Снег плавно изогнулся, лизнул  блюдце и задумчиво поставил  хвостик карандашом. И ушел принимать территорию... Приятель тоже  ушел, сделав  свое  черное  - или белое? -  дело и ласково усмехаясь в  несгораемые пожарницкие  усы. И началось, началось.
Молока  в холодильнике всегда не хватало.  Дети  часто болели, им  самим надо  было много молока  пить, но  молоко  доставалось только тем, кто успел  утром - ветеранам, к вечеру основной  продукт с отдела  исчезал, а  нереальное как  снег  существо как  раз  его и  хотело.
Белое  тянулось к  белому!
Перед остальной  едой   брезгливо  дрожало.
Дети  долго и  бурно обсуждали, мальчик оно  или девочка.  Они побежали, показали  снежное существо  соседской  бабке. И та  постановила: девочка! Вечером гордые раскрасневшие дети  сказали торжественно:
-Мам, котеночково имя - Зима.
-Может, мы   лучше  вернем котеночка? - заискивающе спросила  я.- Мы не договаривались на девочку, она  начнет  рожать по  сто  штук... Я не переживу.
- Переживешь!-  бодро  сказали  дети.- Ты  где видела  такую белую, такую  пушистую Зиму?
- Лучше бы не видела,- слабовольно сдалась я.- А не будет как с хомяком? Помните, как  умер хомяк? У нас гибнет  все  живое.
- У хомяка не  было домика, - разумно подытожила  дочь.- Он сбежал под пианино и его пришлось  доставать лыжной  палкой. Была  бы  клетка, так и лыжная  палка ни к чему.
- Но  у него вздулся  пузырь на  лбу! И он не  ел  четыре  дня!  А потом закоченел.  И вы,  все трое.  Никто  из  вас  даже  не  заплакал.
- Заплачем, мамочкин, если что, - утешили  находчивые  дети.
Ком  снега по  имени  Зима из чудного кукленочка  сделался  грациозной кошкой. Не худой копией взрослой  кошки, а  изящной  и плавной, только небольшой. Может, она и была худой из-за неполноценного питания, но из-за ворса ее белого и длинного, смотрелась прямо-таки облаком.
Она  со всеми  установила  свои  правила. Младший ее донимал  бантами и завязочками, так  что она  от него вырывалась и с глухим  рявканьем шпарила под диван. Среднего предпочитала  на  время  кино, чтоб  лежать   на  его животе. А  вот с  дочкой  в любое   время  муркала бесконечные   песни. С дочкой  у них  было родство. 
- О-о! Ну и теплая она! - восклицала дочь, - Не  прогнать, какая  теплущая...
По  утрам  я  чистила дочкину юбку  сырой  вырежкой и  чертыхалась. Если не  успевала, она так в  школу и шла, облепленная ворсом. А я  сама пыталась  установить с  Зимой  дипломатические  отношения, но у меня  не получалось!  Я смотрела  на нее, она  на  меня. И  каждая подозревала  подвох... Утром на  всех парах,  прямо   в ночной  рубахе,  я  мчалась  ставить чайник и кошка   опрометью  неслась за  мной вслед. По квартире  рассыпался  двойной скокот.
 Лихорадочно  шаря по  пустому  холодильнику, я доставала  дешевую  колбасу дачную . Зима нюхала, жеманилась и отьезжала  задним  ходом. Я  прищурясь,  смотрела на  ее маневры.
- Что тебе не так?
Она  с видом  оскорбленной  добродетели  отодвигалась еще,  отряхивая  лапки.
- Как ты  смеешь, - бормотала я, стремительно нарезая  оставшуюся  колбасу на  сковородку и  бухая  туда  яйца,- ты видишь, даже  дети  едят, а  ты  ковыряешься!
Кухню заполняло ароматное  шипенье и кошка, уныло свернувшись в пирожок, поднимала  уши, настораживалась... Поворчав  минуты  две, я  швыряла  ей кусочек из  сковороды, который она, вежливо  обжигаясь,  сьедала. То есть она  не любила  холодную  еду! И не любила, когда  еду бросали  в  блюдце задолго до ее прихода. Но  если она  видела, что при ней  приготовили, остудили, подали, как  в ресторане, тут уж смягчалась. А мне было обидно! Я согласилась  взять, подрядилась  кормить,  когда  у меня  самой  нищета, так  должна  быть  благодарность или нет?
Принесла цыпленка, отрезала  крылки, лапки, гузки. Кошка  неслышно выплыла из-за  угла и встала  над блюдцем, углубившись в новый запах. Прямо  застыла вся.
- Слабо тебе холодное сьесть, - прошептала я, пытаясь однако не нарушить познание.
Но тут сработали инстинкты и  раздался хруст косточек.
- Ага, - возликовала я,- зов  крови ! Хищник он  и есть  хищник.
Но я рано  обрадовалась. На первый-то раз  она остановилась на  крылышках, на  второй потребовала шейку, спинку... Она разевала  розовый  ротик,  зычно вякала и становилась очень наглой,  смотрела  на меня  остановившимися  глазами. Такое попрошайство  даже не вязалось с ее царственным белоснежным обликом. Она излучала тревогу. Чтобы она  отстала, я бросала еще, еще...  Однако, помня о детях, старалась не скормить ей  всю курицу. 
Налопавшись, она садилась напротив, осоловело  качаясь.
- Чего добилась? - спрашивала я ее.- До обеда борьба с голодом, после  обеда  со сном?
Она  только  ушком поведет. А спала   в кресле и на диване. Чтоб на кухне лечь - ни боже  мой.  В крайнем  случае  на  больших комнатных  тапках, облепляя их плотным белым войлоком. И если ее случайно кто-то заденет, она поднимет все так же  лениво  голову или  уши  и весь  ее балдежный вид как бы говорит: не то чтобы это вершина  блаженства, но так - жить можно. И мне, такой  задерганой, не успевающей  между  работой, плитой и  двойками, это было обидно вдвойне. Неужели я должна метаться, ишачить и урезать себя, только чтоб эта ленивая сонная  тетеря... не знаю даже, как сказать...  лежала и потягивалась?
Я  знаю, что кошек  купать нельзя.  Им это вредно.  Но когда Зима выползла   на  улицу  гулять, она  своей  пушистой  кипенью  собрала  по крыше  всю  сажу, так что обратно шла чучело чучелом. А  дети вечно с ней обнимаются! "Зима, Зимушка, а какая ты  мягкая,  теплая. А какая ты  печка..."
 Я эту  печку - в  ванную, а она  -  придушенно  орать. Тельце  стало твердое как дерево, пух весь слипся, шея длинная как у жирафа, глаза одичалые. Я  одной рукою  держала ее в тазу, второю быстро мылила -  еще и шампунь  дорогой, рекламный, на нее,  поганку, тратила. Дети, конечно, участвовать в этом  не  хотели. Пусть грязную работу  делают другие! Они потом   брали ее, завертывали  в  пеленку и грели. И она  муркала, муркала, как каша  на  огне. Потом  шла  дрожать и  вылизываться.  А я тоже отходила как могла. Это купание было самое нервное  дело.
- Что ж ты раньше  не вылизывалась?  Сразу  после  помойки? - ехидно  спрашивала я у нее. Она не реагировала. Не считала  нужным с мучителями  общаться.
 Ночью, бывает,  встану - кому  попить, кого в  туалет. Кошка  воспринимала  это как сигнал к  жратве и пока  я что-то не  брошу  ей, с кухни ни в какую - сидит под раковиной,  надсадно мяуча. Я брошу кусочек, а она  схватит и  бежит, пригнув  башку, в темный  угол ... прятать. Спрашивается - зачем  клянчишь,  если все  равно  не трескаешь? Если она  все же  ела, хрустя костями в ночи, то тоже   сильно меня  раздражала..
- И днем, и ночью! - негодовала я,- Обжора! Обжорство - признак  слабоумия.
И бросала в ее сторону  тапку.
- Не шпыняй  божью  тварь, - бормотал  наш добрый  папа, -  она не  виновата, это  биология.
И она, кстати, чувствовала  его безусловную поддержку. Вечером, когда  нас  пять человек  собиралось у телевизора либо в большой  комнате с уроками и газетами и получалась  неимоверная  плотность населения на  один  квадратный  метр, кошка  стремилась  к папе. Мягко вспрыгнет на его  доброе  брюхо и давай  вино на нем давить. Топчется, топчется полчаса, пока не устанет. Папа  тихо гогочет от вина и щекотки, мы  все бросаем свои занятья и  тоже смеемся. Тогда  она  обиженно ложится и еще  час  муркает. Ко мне она  не лезет, знает, что шугану, хватит  мне этих  юбок  чистить. Только мельком глянет на меня и мимо... и небось, думает - к этой злюке ни за что... и нос  задерет... Что, понравилось?
Настоящая  идиллия началась как  раз  с ее родами. Перед тем она  долго ползала на  своем раздутом  животе, как  баржа на перевозе. У нее лапы плохо доставали до  пола, морда  вечно сонная, вид вообще  до  того биологический и тупой, что сил нет. Даже  дочка смеялась - ну ты и  раздулась, Зима, не  лопни....
Я уж не говорю, сколько она  лопала в это  время,  сколько  куриных ножек, отложенных для  детей, котлеток и  яичницы покрала с высокого  подоконника. Бить ведь нельзя, чем она и пользовалась.  Но я никак  не могла привыкнуть, что  все это  надо  прятать.
Потом однажды стала метаться и тревожно вякать. Лазала то туда, то  сюда, забивалась  даже в одежный  шкаф, чего я  вынести никак не могла.  Неужели я еще  должна  давать ей  спать на  своих полотенцах и  детских майках с бабочками? Я сдерживалась,  я поставила  ей  коробку с подстилкой в угол, но ей это  не понравилось и когда я  пришла с работы, она  уже не  орала.  Я  поискала ее, проникла   на писк  и чуть в обморок не  упала. Мама родная! Родила  на моих рукописях! В диване! Плоды былых  влюбленностей, поиски  истины и  духовности - все было в крови, в грязи и в котятах.
 Перетащив все это безобразие в коробку, я выбросила  папки и три месяца  восстанавливала рукописи. Котят утопить  не  удалось, дети мои страшно  вопили, что коль они под  светлую  пасху  родились, губить нельзя, ангелы-хранители не одобрят... Зато  ангелы  одобряли  полное  издевательство надо  мной, когда   я полностью  зависела от этой  мяучащей  семейки. И то, сколько дадут поспать, и то, сколько  еды  останется. Только соберемся  строганины из  мороженой  рыбы  наделать  - как  они уже   потрусили  туда в  немой  тоске.
Теперь на  кухню уже  проносилась  не  одна  пасть, а целая  орда в пять пастей, я в  ужасе  бросала  им  две-три  сырых  рыбы и зажмурившись  убегала, чтоб не  видеть их  урчания и потасовок. Эх... А ихний  тазик, который адски вонял, и бабушка со  стонами  выпинывала  его в прихожую, чтоб именно я, единственная  кошачия прислуга, его выносила? Я  пыталась  приобщить к  гуманитарной помощи детей,  уверяя,  что  следить  за  кошками должны  они, но  они меня  не слышали. Видимо, я какая-то бессображенная, неответственная  мать, не могу  заставить. Покричу, помахаю ремнем и бреду  сама  с этим позорным тазиком на  боку - выносить.
Знал бы  мой  верный   приятель с усами, что он  натворил !  В некоторые моменты  я  уже  не понимала, что кошки  снимают стрессы  и  электричество. Пусть бы  снимали что  угодно  у кого угодно,  только б не  у  меня... Я  в  оцепенении наблюдала  их дикие  игры, разбросанные  где попадя экскременты, мокрые  покрывала на креслах и  цирковые раскачки  на  шторах.  Дети, разумеется,  визжали, и  прыгали с ними вместе. А я шептала: "Надо же, господи,   как я не люблю  животных." Открыв это в себе, ужаснулась. Раньше  думала, что я  добрая,  а жизнь мне  доказала  обратное.
- Не любишь? - удивлялся добрый папа, - Оглянись назад. Причина не в ней, а в твоей  психике. Все  внутри  тебя.
Он был  прав. Психика  держалась еле-еле.
Я  пошла к своему  знакомому психоаналитику, у которого  на  визитке  синее   небо в кучевых  облаках и золотом   фамилия. Как  будто он  не  просто свой в доску мужик, а такой  реющий  дух  вроде  чайки  Джонатан.
- Слушай,  есть у меня  сомнения насчет  моих этических норм. Это же  патология - ненавидеть  кошку?  Божья  тварь, тем  более  дети  как  ее любят. А  как  быть мне?..
Аналитик нежно улыбнулся - от этого любое  его слово  доходило быстрее.
- Когда  нет  детей и друзей, когда никого, кроме  кошки и  собаки,  когда   магазины забиты  едой и сервизами для  кошек - это  патология. Когда  близких  променивают на  зверя, на  тварь божью -  возможно, патология. Но когда  такой  плотный общенческий круг,  когда  и людей больше,  чем надо - тут ничего  патологического нет. Твои  вспышки -  сигнал  близким, что  ты без сил, вот и все.
Но близкие моих  сигналов не  слышали.
 Это были далеко не все  испытания. После того, как  я  вместе  с детьми долго  унижалась и  распихала всех  котят, всю эту  шумную  псюрню - началось, опять началось.  Кошка стала  скрести лапами  голову и содрала с нее всю  шкуру  до  голого  черепа. Приходят ко  мне чужие  люди по делу,  кошка выходит из-за  угла в прихожей и садится. Люди  смотрят -  у  нее  башка  за   ушами окровавленная. У них постепенно  глаза   вытаращиваются и  они  смотрят,  смотрят, не  в силах даже  нить разговора  поймать. И скомкав любую  идею,  убегают, не попрощавшись. Может, они  думали, что я  ее бью, так  как я  злая  зараза или  сама эта кошка  чем-то заразная  - не знаю. Короче, я детям обрисовала обстановку и  сказала, что если они ее в ветлечебницу не  свезут, я  ее усыплю.
Дети долго шушукались, боялись  ехать, зверячья  больница  у нас  далеко, но поскольку  были  каникулы, они взяли денег и рискнули. Видимо, до них  дошло, что я уже  не  шучу.  Оказалась у кошки  в ушах какая-то моль, она  там  копошилась и создавала невыносимый  зуд. Врач насыпал ей   в уши  пуд серы и она перестала  драть  свою  бедную  башку! И  через  неделю  череп  зарос. Все-таки дочка молодец,  волевой  человек. Решила  вмешаться - и помогла. Да  они вместе... Они даже  как-то сдружились в тот день, в знак защиты  Зимы.
У детей  был праздник. Обнимались с кошкой  день и ночь: "Зимочка, какая ты царица, какая ты  у нас  бочка  выросла..." А я даже про себя не могла ее по  имени  называть.  Ни по  имени, ни как  добрый папа -  тварь  божия. Только первое  слово! Тетеря,  наконец.
Казалось, это навсегда: детское мур-мур-мур и мое отчаяние.  И  вдруг  коллега по  работе,  Мариночка  подошла и  попросила котеночка. Я говорю самодовольно:
-Какое там! Кончились  котята.
- Ну  со следующего раза...- не отставала  Мариночка.
- Так вам кота или кошку?
- Конечно, кошку. - Мариночка завздыхала. -  У меня  мама  в деревне так  просит, так  просит  кошку! Чтобы мышей  ловила,  много  котят  рожала, чтобы вся деревня свободно вздохнула. Я  привозила ей  котов, да  они  сбегают и дичают, такие   худые оказались, урки, а не коты.
Сердце мое громко  застучало. Я поняла, что если мне  судьба  дает  шанс, надо  шанс  ловить. Удалить ее,  сослать - только  так   можно спасти  ее  жизнь. Только  ссылка! Иначе  я не ручаюсь...
- А если большую  кошку?
- Так вы ж не отдадите  большую, жалко,  небось...
Это мне-то жалко? Я  от близкой свободы  даже разволновалась. Договорилась, что  Мариночка  приедет с  сумкой на  замке, когда  детей  дома не будет и сразу на машину и в деревню... Так все и случилось. Был тяжелый момент, когда они узнали. Дочка плакать пошла.  Я  в сильном  напряжении пыталась  ей говорить, что больше  так  жить не  могу, у меня  скоро  крыша  поедет. Что они не хотят  мне помогать,  все  свалили на меня, а я кроме работы, детей и плиты  уже  не имею  права  попеть под гитару, постучать на  машинке, вообще  пожить как  все  люди,  без этой нервотрепки.  Я  взывала к  жалости. Она сморкалась  и смотрела  на   меня   так, как  если бы  крыша  у меня  уже  поехала и  я  совершенно  убогий  человек.
- Ты ничего не понимаешь, - грустно сказала она.
- А ты?- горько спросила  я.
Все затихли и  понурились, как при потере близкого.

Каждый раз, когда Мариночка возвращается из отпуска, она рассказывает  потрясающие  новости.  Кошка рожает  в  деревне как  из пушки. В каждом доме  теперь  есть белый кот! Кошка совершенно не любит их  маму, то есть  хозяйку. Подходит и ластится  только к хозяину  избы, с ним же  спит  на  кровати. Кошка  разьелась на мышах и приобрела сильный  авторитет. Она сперва  ловит  себе, потом  окрестным котам, которые  сидят  каждый у своих ворот и ждут. А может, это все ее дети?  Тогда тем более. Она  важно идет и несет мышь, кладет ее перед этими лентяями.  Те нюхают  и подарок, и дарительницу. Мурчат, облизываются, но не кидаются  лопать сразу.  Это  ритуал. Потом  она  вперевалочку уходит за  другими мышами. И как  она  мышей  ловит,  когда на вид не повернется? Ее теперь не надо  купать, она  стала  белая-пребелая, снег, а не кошка. Идет, подняв  хвост  как у белки трубой, переваливается, больно толста.  Она  идет себе  среди травы, сонно смотрит через  плечо зелеными  глазами  и дальше. Можете сьездить. посмотреть, а я и так  верю. У нее, наверно, настала настоящая  жизнь. Жизнь Зимы в зеленых травах.
   


Рецензии
У Галины Щекиной есть рассказ с удивительно поэтичным названием - "Зима в зелёных травах". Какие возникают тут ассоциации?.. Ранний ли снегопад, засыпавший вечно-зелёный городской газон... Запоздалая снежная буря посреди зазеленевшей весны... Несочетаемое белое и зелёное, потому такое фееричное!..
А рассказ всего лишь о домашней кошке, полюбившейся детям к досаде их замученной бытом матери. Интонация рассказа настолько доверительная, что читатель сразу "покупается" на этот приём. "Кошка появилась из рук приятеля, гонимого необходимостью убивать". Почти детективное начало, когда на первый план выходит неведомый "приятель", страшный незнакомец. Хорош приятель! А он и вправду хорош, любовно описанный единственной фразой: "ушёл... ласково усмехаясь в несгораемые пожарницкие усы". И тут начинаешь понимать, что не только интригующая завязка поддерживает читательский интерес. И дело не в доверительном тоне рассказа, а именно язык, такой обманчиво-наивный, завораживает и заставляет им упиваться: "...выглянул комочек снега. Выполз, понюхал атмосферу и улез обратно". Это сказано тем детским бесхитростным языком, которым "истина глаголет". И далее: "Тут же загремели чашки, забулькало молоко - последний пакет распороли. Снег плавно изогнулся, лизнул блюдце и задумчиво поставил хвостик карандашом. И ушёл принимать территорию...". Я не знаю у хорошей рассказчицы Галины Щекиной ни одного повествования с таким тонко-психологическим, горестно-надрывным и наглядно-живым языком, как в этом рассказе. Совсем не идиллический это рассказ и не для детского чтения, а очень драматичный, хотя и с добрым концом. Добрым-то добрым, но с рубцами на сердцах детей героини...
Жизнь идёт своим чередом, и "ком снега по имени Зима...сделался грациозной кошкой". Казалось бы, где здесь трагедия, в чём? "Молока... всегда не хватало... Лихорадочно шаря по пустому холодильнику, я доставала дешёвую колбасу... Зима нюхала, жеманилась и отъезжала задним ходом..." - Здесь надо понимать, на какое время приходятся описанные события. Дело не в бедности или в скаредности героев. Это история пустых магазинов перида "перестройки", когда простое молоко было в дефиците, а колбаса продавалась по "талонам". - "То есть, она не любила холодную еду! И не любила, когда еду бросали в блюдце задолго до её прихода. Но если она видела, что при ней приготовили, остудили, подали, как в ресторане, тут уж смягчалась. А мне было обидно! Я согласилась взять, подрядилась кормить, когда у меня самой нищета, так должна быть благодарность или нет?"
Отношение к кошке, как к ровне, как к духовному существу, а не к "божьей твари", на чём настаивал "добрый папа". Кто здесь в большей степени женщина? "Она только ушком поведёт... И мне, такой задёрганной, не успевающей между работой, плитой и двойками, это было обидно вдвойне. Неужели я должна метаться, ишачить и урезать себя, только чтоб эта ленивая сонная тетеря... не знаю даже, как сказать... лежала и потягивалась?" "Настоящая илиллия началась как раз с её родами". Дело не в том, что автор не знает слова "окот". Это факт "очеловечивания" животного, которое стало невольной соперницей. А соперничество чувствуется остро! Почему существо бесполезное, приносящее в дом только грязь и блох, всеми любимо и балуемо, а другое - человеческое существо, с надрывом и в одиночку везущее общий воз, обойдено вниманием и заботой, а, может быть, и любовью?.. Возможно, причина в заниженной самооценке героини? "Видимо, я какая-то бессоображённая, неответственная мать, не могу заставить. Покричу, помахаю ремнём и бреду сама с этим позорным тазиком на боку - выносить". А пониженная самооценка мешает любить себя. Не любя же самое себя, нельза рассчитывать на любовь окружающих... "Твои вспышки - сигнал близким, что ты без сил, вот и всё. Но близкие моих сигналов не слышали". Кого винить: равнодушных близких? Себя - так же равнодушную к своей женской сути? Или жизнь, превратившую женщину в ломовую лошадь?
"Козлом отпущения" выбирается кошка, раздражающая излишней женственностью. "Надо же, Господи, как я не люблю животных... Открыв это в себе, ужаснулась. Раньше думала, что я добрая, а жизнь мне доказала обратное". Героиня очень удачно и без ущерба для кошки от неё избавляется. А кошка на воле оказывается вполне состоятельной - плодится во множестве, самостоятельно кормится да ещё кормит мышами всех котов округи. А вот героиня? Выиграла ли она от такой развязки?..
Конечно, описание благоденствия кошки как бы снимает вину с героини. Кошке лучше у деревенских хозяев - на свободе, в зелёных травах... Но есть ещё и дети - в городской квартире, замкнутой от живой природы. Не нарушила ли героиня хрупкую связь с душами своих детей?
Психологической напряжённостью рассказ восходит от бытовизма к очень высокому уровню духовной литературы. В малую форму закручено столько проблем! Проблемы выходят за пределы внутрисемейных, они общечеловеческие. Все общие и личные взаимоотношения героев воссоздают живую, реальную, узнаваемую жизнь. Немногими словами автор даёт замечательно точные психологические портреты своих героев. Причём не описательные, а состоящие, в основном, из речевых характеристик, что является знаком мастерства писателя.
И ещё: всё в рассказе - яркость переживаний героини, правда характеров героев, множество подробностей и деталей подтверждает догадку о личном опыте автора, описанном в этом рассказе. Рассказ, как исповедь...


Нина Писарчик   26.10.2009 13:35     Заявить о нарушении
А кто его знает, Нина, хорошо или дурное это узнавание жихни автора в деталях? На пользу или на вред оно тексту? Аот все узнют джаже Малоземова, ато ведь загадки было бы больше. Горестная история этим не иичерпываетсЯ! Кошек -то быоо много... И вообще, где недостатки?!
Время написания давнее. Тогда для иеня жизнеподобие было важней всего. Ну а теперь важнее другое. Спамибо

Галина Щекина   28.10.2009 18:50   Заявить о нарушении