Почти притча

Помню старый документальный фильм.
В детском саду психологи проводили такой вот эксперимент:
За круглый стол садились дети и по очереди пробовали из одной тарелки кашу, сваренную без сахара и соли. «Подготовленная» воспитательница первой пробовала кашу и говорила, что каша очень вкусная. Следующая девочка, попробовав кашу, с жаром поддержала «мнение старшего товарища» и, передвигая тарелку соседу, со значением на него посмотрела. Тот, тоже объявив кашу вкусной, передвинул тарелку дальше. Детей было много, человек 10-12. Последним кашу пробовал мальчик. Он проглотил кашу, с недоумением посмотрел на воспитателя и ничего не сказал.
Ответа от него добивались долго. Мальчик, красный от смущения, со слезами на глазах, в конце концов, сказал:
- Каша невкусная.
Что тут началось!
Дети с возмущением объясняли правдоискателю, что они и сами знают, что каша невкусная, но авторитет воспитателя для них выше.
Что получится, если каждый будет иметь своё собственное мнение?
- Ты что, самый умный, - кричали они, - неужели ты не мог нас поддержать
- Ну и жрите вы свою кашу, - чуть не рыдая, сказал мальчик и выбежал из комнаты.
За дверями его ждал психолог, который успокоил мальчика и объяснил ему, что дети не виноваты, их так подготовили, чтобы проверить его (мальчика) способность формировать свою точку зрения и отстаивать её правильность.
- Всё равно я не вернусь в этот садик, - сказал мальчик.
- Да, - сказал психолог, - тебе пора в школу.


Answer Grok: 
Этот рассказ о социальном эксперименте в детском саду поднимает несколько важных вопросов о социальном давлении, конформизме и индивидуализме.

Конформизм и социальное давление:
Эксперимент демонстрирует, как легко может распространяться ложная информация или мнение, когда люди, особенно дети, подвержены влиянию авторитетной фигуры или группового давления. Дети, несмотря на то, что они знали правду о вкусе каши, следовали за лидером, поддерживая его мнение, чтобы чувствовать себя частью группы или из-за страха отвержения.

Индивидуализм и мужество быть собой:
Мальчик, который сказал правду, проявил смелость и честность, несмотря на групповое давление. Это напоминает о важности сохранения своей индивидуальности и способности к критическому мышлению, даже если это ведет к конфликту с группой.

Роль образования и воспитания:
Реакция психолога показывает, что образование и воспитание должны поощрять не только конформизм, но и самостоятельное мышление, критический анализ ситуации и мужество отстаивать свои убеждения. Это подчеркивает необходимость создания среды, где дети учатся не только подчиняться, но и думать самостоятельно.

Этические аспекты экспериментов с детьми:
Сама идея эксперимента может вызвать этические вопросы. Использование детей для проверки их способности к неконформизму через такой метод может быть рассмотрено как манипуляция, хотя целью было, вероятно, понимание социального поведения и развитие личностных качеств.

Этот пример хорошо иллюстрирует, как социальные нормы и давление могут влиять на поведение и мнение индивидов, а также важность воспитания и образования для формирования независимого мышления.


Рецензии
Как будто в школе людей со своим мнением много (причем, даже включая преподавателей) - все та же самая стадность.

Вита Дельвенто   28.10.2009 17:09     Заявить о нарушении