Дальний родственник

Жорик приехал не откуда-нибудь, а таки из Одессы. Мы носили одну с ним фамилию, хотя на восстановление цепочки родства ушло не меньше четверти часа первоначального знакомства. А потом я сделал небольшую ошибку.

"Понимаешь, — объяснял я потом жене, — Жорик показался мне таким молоденьким и стеснительным. Мне хотелось дать ему возможность раскрыться. Поговорить о том, что он знает и любит".

Его прислали на курсы повышения квалификации. Я наметил про себя ободряющий ход разговора, который должны были направлять мои расспросы. Что-нибудь в таком духе: "Чем вы занимаетесь, Жорик? Что происходит интересного в вашей области? Чем увлекаетесь на досуге? Хватает ли времени на ребёнка?.." Но первого вопроса оказалось более чем достаточно.

В течение следующих трёх часов мы узнали о нём столько, сколько смогли вместить. Невысокий милый Жорик, сохранивший ещё на щеках юношеский румянец, оказался инженером по мукомольному оборудованию. Мы узнали, как очищают зерновую массу от примесей с помощью сепараторов, как работают обоечные машины и вальцовые станки, как на рассевах готовится крупка для сортового помола, как в выбойном отделении производится автоматическая засыпка и взвешивание мешков. Мы получили сведения обо всех нюансах отличия отечественного оборудования от импортного. Мы лихорадочно пытались запомнить, на случай острой необходимости, как следует оформлять акт приемки агрегата и где можно провести холодную ночь, если ты приехал в командировку воскресным вечером и не смог пробиться в единственную гостиницу провинциального городка. Мы снова ознакомились с соединяющими нас и расходящимися в стороны родственными линиями, узнав множество трогательных подробностей из жизни каждой семьи. Переходных вопросов не требовалось. Мы узнали, чем Жорик занимается дома, как зовут всех кукол его маленькой дочки и сколько времени тратит на генеральную уборку его жена.

Нельзя сказать, что наша жизнь на это время замерла. Мы неторопливо пообедали, по очереди с женой помыли посуду (второй из нас оставался на посту слушателя) и краем глаза посмотрели "Кинопанораму". Потом устроили чаепитие, снова помыли посуду, и жена, немного поколебавшись, начала штопать свитер. Сына я сразу после обеда отпустил в другую комнату заниматься своими делами: десять лет — очень занятой возраст. Но настала, наконец, пора обратиться к нему за помощью. У нас тоже было предостаточно дел.

— Антону, наверное, не терпится показать вам свой музей, — решительно выпалил я в кратком промежутке между двумя перетекающими друг в друга сюжетами.

— Музей? — вежливо удивился Жорик. — Очень интересно. Пойду посмотрю. Музей чего? — обернулся он, подойдя к двери.

— Музей морр!.. — проурчал я вдохновенно и потянул к себе папку с работой.

— И обязательно попросите Антошу показать вам карты Каории, — заговорщицки прошептала Жорику жена, постепенно подвигаясь к своему столику.

Мы с женой весело переглянулись и прислушались.

— Ну-ка, Антон, тут у тебя, говорят, музей есть. Посетителей принимаешь? И карты Каории показать не забудь!

Из комнаты донесся грохот. Все в порядке. Это Антон спрыгнул, сломя голову, с дивана, предвкушая сеанс просветительской деятельности. Мы снова переглянулись, улыбнулись друг другу и углубились в работу.

Лишь краем уха я слышал скрип выдвигаемых ящиков (это демонстрируется коллекция орденов Какорея и подшивка газеты "Иногдашние новости"), шуршание разворачиваемых каорийских карт (климатических, физических, административных, демографических — весь постоянно пополняющийся комплект), хлопанье об стол коробками какорейского архива (то ли это свод указов Главных Законодателей, то ли сборники исторических повествований Драконезии) — и захлебывающийся голос Антона, торопящегося поделиться с гостем чудесами своей планеты...
За любимой работой время течет незаметно. Ни я, ни жена не смогли припомнить, сколько времени прошло до того момента, как Жорик возник на пороге. Румянец залил теперь его щеки целиком, а взгляд был затуманен.

— Да...

Это было всё, что сказал Жорик, усаживаясь в кресло-качалку, но всё же мне показалось, что он вот-вот вернется в прежнюю форму и... Я едва миновал половину своей синей папки. Может быть, это меня частично оправдывает.

— Ну что, Жорик, — произнес я профессорским тоном. — Три вопроса на проверку эрудиции.
В двери безмолвно возник Антон. Такой оборот событий был для него неожиданностью. Он напряжённо переводил взгляд с меня на дядю Жорика и обратно.

— Хоть десять, — бодро отозвался родственник. – Я теперь всё знаю.

Да, он на глазах приходил в себя. Что ж, сам напросился.

— Вопрос первый. На какой высоте от уровня моря находится живописная впадина Ынш-Ынш?
Ответа я не дожидался.

— Второй вопрос. Из какого источника пьют воду жаждущие инюки, чтобы превратиться в чинюков? И третий. Скольким тьфуколкам соответствует один арнольди при переходе от противоденежной валюты Мивландии к общекаорийской системе расчётов?

Последних слов Жорик не слышал. Уязвлённый Антон, досадуя на зияющие пробелы в подготовке гостя, уже тащил его к себе, шепотом начиная по дороге инструктаж повышенной интенсивности.


Некоторое время спустя я забеспокоился. За стеной было тихо. Стараясь не нарушить рабочую атмосферу, я отправился на кухню, не преминув покоситься на распахнутую дверь другой комнаты. Жорик сидел над климатической картой острова Съем и водил пальцем по изотермам. На коленях у него лежала "Большая какорейская энциклопедия". Другой рукой он придерживал, боясь потерять какое-то важное место, "Книгу об инюках и об их местообитании". Антон налаживал кассетный магнитофон.

На обратном пути с кухни я заглянул в дверь основательнее и посочувствовал:

— Ну как, нелегко?

— Пока держусь, — задумчиво ответил Жорик и замолк, отрешённо углубившись в "Энциклопедию".

Я вернулся к работе. Скоро из-за стены донеслись звуки рок-оперы "Чинюки у ворот к источнику Инес"...


Нет-нет, мы расстались друзьями. Более того, уже надев пальто и распрощавшись, Жорик вдруг подмигнул Антону и заверил его:

— Не беспокойся, я никогда уже не забуду, что живописная впадина Ынш-Ынш на тринадцать метров ниже уровня моря и что её максимальная температура июля составляет сорок восемь градусов!..


Рецензии