В триологе с читателем

 
     Книга «Триолог» по содержанию гораздо выше того уровня, что заявлен обложкой. Унитазы на картинке – всего лишь провокация.  Название книги оригинальное, но вот рубрики поименованы тривиально: «Поднимаясь вниз» напоминает «Вверх по лестнице, ведущей вниз» - роман американки Кауфман, а «Чистый лист» -  приводит на ум штамп: «начать с чистого листа»…
  Книга прочитана мною насквозь, но разбирать я буду только стихи Регины Соболевой. Во-первых, потому, что она ближе мне географически. Во-вторых, в её стихах – всё всерьёз, а у Ивана Смирнова довольно игривости…
  Первое стихотворение Регины «Пасмурно» очень пессимистично: «Нового нет. Всё сказано». Что это -  кризис творчества? Не похоже, потому что следом – целая книга стихов. Разочарование в собственных способностях? Тоже нет, так как автору «плевать, что где-то извне…»  кто-то «… городит напраслины о стихах, о городе, обо мне». Скука от того, что обо всём на свете уже сказано другими? И не хочется повторяться?..
«Но пишется, всё же, через себя…». Я уверена, что Регина очень искренна в своих стихах. Но её поэзия исключительно интеллектуальная.
  Следующее творение трудно назвать стихами. Скорее, это заговОр. «Я стою одна в пустой белой комнате…» - не что иное, как психологический тренинг, самовнушение. Нечто подобное мы видели в кинофильме « Самая обаятельная и привлекательная ». Только у Регины аутотренинг направлен на отключение чувств, приносящих извне столько страданий.
  Творческая личность всегда особенно чувствительна к внешним раздражителям … С помощью медитации достигая умозрительного одиночества, автор как бы защищает себя от воздействия внешней враждебной среды. Тем самым отказывается от чувств. Произведение « Четыре мальчика и четыре собаки…» очень противоречиво. С моей, позитивной, точки зрения, если «восемь живых существ… так дружны, так друг к другу добры», то они не одиноки. Одиночество испытывает автор, наблюдающий эту картину. Тревожный фон создаётся описанием «какой-то дыры, дымной клоаки…». Картина не благостная, но одухотворённая присутствием детей и собак, хотя автор явно хотел другого эффекта.
  В стихотворении «Ты» нет ни слова о чувствах. Только догадываться можно, почему чьи-то лёгкие шаги «… выбивают пол из-под ног…». Автор, безусловно, человек с обнажёнными нервами, самолюбивый и замкнутый на себя,  страдающий  от неумения  строить отношения. Не сверхчеловек,  и  слава Богу!..
В стихах «Перебесится ль?» снова возникает тема творчества, в котором всё уже было… И «… рафаэль уже сейчас не нов…». Появляется иная нота: « И кисти в руки не возьмёт –  задавлен страхом». Что это за страх? Рафаэль – один, его с пьедестала не скинешь. Есть подражатели – новые «рафаэли», которые «… пьют, валяются в канавах, рождаются в помойках и кустах…». Здесь перекличка с классиком: «… если б знали, из какого сора растут стихи…». Очень сложная позиция автора:  он словно бы подтверждает свою непричастность к «рафаэлям», - «…им мало жизни». То есть, себя, человека пишущего, не считает поэтом? Нате вам мои стихи, глумитесь, а я поглумлюсь над вами, ищущими во мне поэзии!.. «Он вместе с нами, плача, роет длинный ров, в который, как и мы, попробует скончаться». Заявление автора о бессмысленности искусства, которое так же обречено на гибель, рано или поздно, как и смертные люди.
  Творения Регины – настоящие шифровки. Игра интеллекта.  «Задавлен страхом» - это страх  перед концом, который оправдан в молодом возрасте.  Творчество Регины – это потребность изжить  страх, победить, избавиться от него: «Им мало жизни»…
  «Ещё одна прогулка…» - самое поэтичное из стихов этой книги. Кажется, действительно, в Регине зреет большой поэт. Именно классической направленности, с чем она не желает соглашаться и борется сама с собой. Ей так хочется быть «продвинутой».
  В стихах «Моя комната» передано ощущение бумажно-книжного хаоса, который поглотил автора, и бороться с которым нет желания – «лень», а может, и сил нет. Между тем, восточная мудрость учит: «Если желаешь лада в душе, гармонизируй окружающее тебя пространство. Наводя порядок на полке шкафа, ты приводишь в порядок свои мысли…».
  «Открытые окна – с ветром за так» - замечательная фраза, символ свободы личности. «На балконе безрамочный снимок Сталина»… «Безрамочный», то есть – непочитаемый? Лень выбросить добро, оставшееся от старшего поколения? Не думаю, что человек, который «с ветром за так», был бы сторонником «твёрдой руки»!..
  Разобранные мною подробно семь первых стихотворений, мне кажется, полностью отражают психологический портрет автора. Все последующие стихи только подтверждают его (портрета) правдивость или правдоподобие… Техническую сторону стихов я не буду затрагивать. Лучшее, абсолютно в классическом стиле, стихотворение – «Буря» выстроено по всем правилам стихосложения.
  В целом в стихах Регины Соболевой мне нравится неподражаемая образность:
«Боль дёрнет, долгая, как лист бумаги…»;
«Мой сердце – вконец озверевший зверь – о дверь со всего размаху!»;
«Тряпкою грязной небо прикрыто от глаз. Клетка с нервною птицей. – Птица о прутья колотится…»;
«Время – рукопись перед самой печатью…»;
«Капать слезами из крана…»;
«Быть бы тем камнем, в который море вобьёт океаны капель солёных…».
  Мне также импонирует звукопись в её стихах, часто замещающая рифму: «Свет святых фонарей»; «Немые не мои фонари»; «Мой. Не мой. Немой, значит – мой?»; «Как не пойти по пути»; «Дабы у неба»…
  Единственное стихотворение Регины, которое я не могу принять: «Открыть».
 
 « Сейчас мы откроем, и станет легче дышать.
  Окно. Меня. Воду. Животы у слепых крольчат.
  Сейчас мы откроем. Скальпелем, нежным и злым…»

  «Слепые крольчата», то есть, совершенно беспомощные, абсолютно безвинные существа… Это какая-то изуверская жестокость, к тому же бессмысленная и потому циничная. Игры в «садо-мазо» могут закончиться диагнозом. Человек со здоровой психикой не способен утопить новорожденных котят, а закопать их живьём – в народе считалось преступлением. А тут – «скальпелем, нежным и злым»!.. Чего ради это кровопускание? Чтобы стало «легче дышать»! Кому – садисту?
Сказано, скорее всего, для красного словца …  Но, поэты не говорят случайно и впустую…


 


Рецензии