По морозу босиком...

Иной раз глядеть  больно, как она  каждые утро и  вечер, в любую погоду (хотя нет, зимой лишь до минус тридцати градусов) неспешно  выходит  во двор в одном   купальном костюме и пляжных сланцах, затем сходит со сланцев и босиком  становится всегда на одно место – на пятачок напротив перекладины для выбивания ковров. Как раз напротив окон моей квартиры и,  черпая ковшом из ведра, раз за разом поливает себя холодной водой с головы до ног. И затем, также не спеша,  уходит домой. А вся ее плотно сбитая фигура при этом  курится паром. 
Она – это моя соседка Анна Семеновна Саливончик. Ей – держитесь крепче на стуле! – семьдесят четыре года. Но этих лет моей соседке никто не дает. Конечно, Анна Семеновна, как она сама говорит, «уже не молодуха, но еще и не старуха».
- Это я только спереди пенсионерка, а сзади – пионерка, -  шутит на этот счет Анна Семеновна. Она всегда в прекрасном расположении духа, в отличной физической форме благодаря тому, что уже не первый год занимается собой по системе известного народного целителя Порфирия Иванова. Его знаменитая книга «Детка» попалась  Анне Семеновне   лет пятнадцать назад. А до «Детки» Анна Семеновна вдоль и поперек проштудировала   учебник самолечения Надежды Смирновой и на себе испробовала многие народные лекарственные средства и рецепты.
И вот с тех пор уже лет 20, как забыла дорогу в больницу: регулярно пьет травяные отвары и настойки,  обливается холодной водой, а было время –  купалась в Нижней Тунгуске ото льда до льда.  То есть, начинала плавать  в жутко холодных водах реки сразу, как только она освобождалась от зимнего ледового покрова, и заканчивала, когда начиналась шуга. Пару лет назад она  шокировала туринцев, пришедших  в Крещение Господнее на Нижнюю Тунгуску к прорубленной в метровой толщи льда «иордани»: мороз был под пятьдесят, а Анна Семеновна,  на пару с  другой поборницей здорового образа жизни, своей тезкой   Анной Марковой,  на глазах у всех облилась в эту свирепую  стужу освященной водой. И потом хоть бы кашлянула! Она самостоятельно избавилась от камней в печени, излечилась от артрита, к ней вернулось нормальное давление и зрение (сейчас она читает без очков, а ведь у нее было +4,5), и  охотно делится своими знаниями и опытом с земляками. И,  по меньшей мере, троим из них, как она говорит,  удалось избежать хирургической операции благодаря ее снадобьям и рецептам.
Всегда улыбчивая, приветливая, Анна Семеновна так и излучает доброту и радушие, участливость к людям.   «Мы, пензяки, все такие» - с гордостью говорит она. Родом Анна Семеновна, в девичестве Мазина, из Пензы. Здесь окончила школу, вышла замуж и поехала  за мужем-военным к месту его службы, на Камчатку. Там и овдовела в первый раз -  в 1964 году  мужа убили уголовники, проигравшие его в карты.
Спустя какое-то время снова вышла замуж, жила со вторым мужем  уже на Дальнем Востоке. В городке Спасск-Дальний работала медицинской сестрой в госпитале, и хотя не имела специального образования, отлично справлялась с хлопотливыми сестринскими обязанностями. Пока жила в Приморье, не раз радовала пензенских родственников приморскими деликатесами. «Отправила первый раз в Пензу посылку с горбушей и красной икрой, так они потом отписали мне: спасибо, рыба дошла, а вот ягоды выкинули, они все рыбой пропахли» - со смехом вспоминает Анна Семеновна. 
Потом судьба занесла ее с мужем  из Приморья в Эвенкию. Здесь их семейная жизнь как-то  разладилась, и супруги Саливончик развелись. Хотя и жили потом врозь, но хоронить скончавшегося спустя годы  второго мужа пришлось Анне Семеновне. Сына растила  сама (он сейчас живет здесь же в Туре, недалеко от матери),  вся  в  работе, о себе некогда было подумать. В ресторане «Орон», где Анна Семеновна трудилась официанткой много лет, ее очень ценили, и в книге жалоб и предложений в разделе благодарностей из всего обслуживающего персонала много раз упоминалось только ее имя, так что она даже пошла на служебное преступление – уходя на пенсию, унесла эту книгу с собой, на память. А еще Анна Семеновна  хранит другую, очень ценную для нее реликвию – автограф космонавта Лазарева, которому так понравились обходительность и аккуратность, расторопность моложавой официантки, что он попросил руководство ресторана, чтобы все дни его пребывания в Туре его обслуживала только она.  В Эвенкии, как известно, расположено место падения Тунгусского метеорита, и интересующиеся этим неразгаданным феноменом космонавты изредка прилетают сюда. Вот и Лазарев отметился. А когда улетал из Туры, в благодарность за хорошее обслуживание в ресторане «Орон», оставил  Анне Семеновне свой автограф  с добрыми пожеланиями в ее адрес, которым она очень дорожит.
Выйдя на пенсию,  Анна Семеновна без дела сидеть не смогла.  Особенно после того, как сначала  вполне устраивающее ее, нормальное  по советским меркам пенсионное пособие,  вдруг в девяностые годы стало до обидного  маленьким. И Анна Семеновна устроилась техничкой на работу в Центр занятости. Поскольку женщиной она себя чувствовала еще молодой, то вышла замуж и  в третий раз.  И вот надо же такому случиться, что судьба-злодейка  клюнула ее по семейному положению и в третий раз:  гражданского  мужа Анны Семеновны Роберта несколько лет назад  забили до смерти прямо на его рабочем месте, на водонасосной станции, отмороженные подростки. Их всех потом нашли и посадили, но Анне Семеновне от этого легче не стало.
 Став вдовой в третий раз, она загоревала было и  почувствовала, что стареет. И когда полезли всяческие возрастные болячки, она, как и полагается пенсионеркам,  начала ходить  в больницу. Походила, походила,  да и плюнула – надоело томиться в брюзгливых очередях к врачам.  К тому же  и прописываемое лечение большого облегчения не приносило. Вот тогда-то Анна Семеновна и занялась всеми этими делами -  самолечением, истязанием своего тела холодной водой. И сейчас она выглядит так, что хоть снова замуж.
Но – чу! -  за окном слышится поскрипывание снега, а спустя какое-то время лязганье ковша о ведро и шум расплескиваемой воды. Это Анна Семеновна, не обращая ни на кого и на что внимание, вышла во двор, на мороз, за очередной порцией здоровья. Да на нее из окон нашего дома, собственно, уже никто и не смотрит – привыкли. А вот следовать ее примеру никому не хочется. Холодно же, блин!


Рецензии
Фотография изумительная)
Контрастная,такой светлый счастливый человек
на фоне развелин.

Семерикина Валерия   17.11.2009 08:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерия, за добрый отзыв. А развалины - это обычные хозяйственные постройки.

Марат Валеев 2   17.11.2009 10:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.