Астафьева, дочь Астафьева

     Можно, конечно, спросить у Анастасии Астафьевой, не мешает ли ей «тень» большого отца... Можно, но спрашивать не хочется. Потому что Анастасия Астафьева — совершенно самостоятельная творческая единица. Прозаик. Написала не так уж много, но и немало: книжку рассказов о своём детстве, детектив, повесть о дезертире с чеченской войны, несколько рассказов о природе как таковой и о природе человека; наконец, довольно любопытную автобиографическую вещь «Письма к отцу»...
     Почему же она, Ася Астафьева, говоря образно, «топчется» на пороге большой литературы, словно не решаясь в неё шагнуть?.. Какой внешний толчок нужен писателю, чтобы перешагнуть этот невидимый «порог»? Одобрение, похвала пишущей братии? «Добро» со стороны литературных критиков? Или, напротив, неодобрение... Чтобы разозлиться, наконец, и пулей-ракетой — туда, в число известных и признанных!..
Зачем оно, признание, нужно? Сиди себе тихо, пиши «в стол», читай свои опусы на местном «кружке по развитию речи» (Г.Щекина «Графоманка»). Слушай сдержанные похвалы или же кислую критику от дюжины «графоманов», изредка печатающихся «самиздатом», в основном довольствующихся общей страничкой Интернета... Что-то грустное и пресное вырисовывается в такой перспективе. А что можно предложить? Искать спонсоров на издание книг? Рассылать рукописи по всем «солидным» редакциям? Участвовать в любых творческих конкурсах? Да всё, что угодно, пора уже громко заявить о себе!
То, что уже написано, вполне достойно для выхода в «свет».
     «Июньский снег»: Повесть в рассказах А.Астафьевой — вещь удивительная. Написана языком подростка, как бы увидевшего себя глазами взрослого человека. Происходит совмещение времени: событие совершается одномоментно в той, прошедшей эпохе с её бытовыми характеристиками, но и в эту настоящую минуту чтения — тоже.
Можно сказать, что проза Астафьевой абсолютно кинематографична. Она наглядна, оснащена яркими деталями, в ней присутствуют и близкий, крупный, и общий планы. Читатель, имеющий воображение, видит стереофильм с эффектом собственного присутствия.
Книга-детектив «Сети Арахны», скорее всего, дань моде. Книга — непровальная, созданная по всем законам жанра; если её доработать, будет крепкий «психологический» детектив. Конечно, специализируясь на коммерческой детективной литературе, можно «нахватать» необходимых знаний, чтобы не допускать «ляпов»... Вот надо ли автору великолепной психологической прозы продолжать «криминальный» ряд?
     Лучшие рассказы, на мой взгляд, «Танец маленьких утят», «Ботинки, которые ты носишь» и рассказ-монолог «Попробуй жить дальше», именно психологическая проза.
Повествование от первого лица делает их настолько убедительными, что читатель не сомневается в их автобиографичности. Талант автора заставляет узнать героев, как старых знакомых, воочию увидеть места, в которых никогда не бывал... Вжиться в чужой уклад настолько, чтобы переживать за героев, как за самого себя!
     Короткие рассказы-эссе А. Астафьевой - “Борьба с терроризмом”, “Ветер с Енисея”, “Тревога”, “Ген войны”, “О понимании счастья”, “Только не бейте” - я бы назвала публицистикой, выполненной на высоком художественном уровне. Лучший из них - “О понимании счастья”. Я слышала мнение, что здесь автор “свысока” рассуждает об унизительном труде уборщицы... Напротив, совестливость автора, его внимание к “маленькому” человеку, возвышают его, автора, в моих глазах.
     Совершенно великолепны рассказы А. Астафьевой о природе: “Погоня”, “Лес в кадушке”, “Змей будет жалить тебя в пяту”. Удивительно, что уроженка города, молодая возрастом, знает лес и его обитателей так, как не каждый профессиональный лесничий знает!
Конечно же, существует “генная” память, и всё-таки главное – творческая наблюдательность. Рассказы о маленьких лесных приключениях – совершенны! Они великолепны своей описательной частью. Даже некоторая назидательность их не портит. Хотя, на будущее, как раз следует избегать дидактики...
     Наособицу в творчестве А. Астафьевой стоит сказка “Козье болото”. Завязка у неё просто изумительная. Сказка, забавная, совершенно невероятная продолжалась до какого-то момента... Потом “сдохла”! Раздумывая, почему так неудачно получилось, я поняла, что автору было на тот момент всего двадцать лет, и сказка эта – своего рода “проба пера”. Беда в том, что главный герой, студент Иван – абсолютно безинициативен, он – наблюдатель, в какой-то момент “скисший”, переставший даже удивляться... Автор словно не знает, как заставить его действовать, поэтому всё заканчивается фантастическим сном, видимо, от непривычно свежего воздуха.
     В начале заявлены совсем нетрадиционные сказочные герои. К сожалению, забавная, анекдотичная завязка ни к чему не приводит... Сюжет увязает в обилии второстепенных, совершенно безликих героев. Все добрые, кроме условно злого Змея Горыновича, который настолько нелеп, что непонятно, почему ему так охотно все подчиняются... Становится скучно. Вместо вялого Ивана, по-глупому доброй Бабы Яги и выдохшегося Змея Горыновича действовать начинает непонятный Шишик, который всё и разруливает. В финале чувствуешь недоумение, и только... Ещё... очень циничной мне показалась дойка Василисы Прекрасной под видом козы!
     После сказки, которую я читала последней, стало понятно, что именно меня раздражает в другом герое А. Астафьевой – Павле из повести “Чужая война”. В отличие от Ивана из “Козьего болота” Павел вовсе не положительный герой, хотя оба они – жертвы обстоятельств. Общая же у них одна черта: они инфантильны.
     Павла постоянно кто-то ведёт за руку: сначала мама, потом военкомат, ротный командир, друг Руслан, старик чеченец, приютивший в пещере, потом сын старика, знакомый того сына, обменявший автомат на поддельный документ. Далее в Ленинграде – бомжующий бывший врач, наркодилер... Наконец – семья обходчика, подобравшая его, раненого. В конце концов попадает он в ласковые, надёжные руки Татьяны, которая становится ему второй матерью. Как только герой оказывается без чужой крепкой руки, он тут же теряется и делается жертвой мирового зла. Он совершенно не умеет находиться в одиночестве; тут же начинает комплексовать... Он ни разу не проявил себя активно. Даже работу каждый раз ему предлагает кто-то посторонний, даже девушка приходит сама к нему в постель.
Единственный поступок Павла, за который можно уважать, это его возвращение из последнего побега после рождения ребёнка. Именно ребёнок и привязанность к Татьяне заставили принять взрослое решение. У читателя возникает надежда, что инфантильный мальчик с железными кулаками стал, наконец, мужчиной....
     Трагическая тема войны уходит на дальний план, а в центре – история несчастного бесхарактерного мальчишки, воспитанного без мужского влияния. В отличие от Руслана, в котором есть жизненная сила, Павел – типичный захребетник, но с амбициями.
Вот женщины в произведениях А. Астафьевой - действительно деятельные, самостоятельные, одним словом, мужественные... Та же Татьяна в “Чужой войне”!..
     Эта повесть – стопроцентный киносюжет, похожий на очень многие “боевики” последних лет. Нет оригинальных сцен, всё видено-перевидено на экране. Хотя все герои Астафьевой достоверные, “жизненные”.
     Единственно, смущает нетипичное поведение участкового Кудряшова... Очень мало похоже, чтобы такой нахрапистый тип столько лет только издали “пас” Татьяну. Да давным бы давно попытался её “присвоить”!. Всё-таки ему уже тридцать лет, да и она давно не школьница, двадцать два!
     Отдельно хочется сказать о языке повести. Здесь язык зрелого мастера, в отличие от сказки, где много штампов при оригинальном сюжете.
     Самое сложное произведение А. Астафьевой – “Письма к отцу”, написанное в форме сценария. Но, мне кажется, длинные, насыщенные информацией диалоги непостановочны ни на сцене, ни в кино... В данном объёме, не нуждаясь в переработке и сокращении, так они хорошо прописаны, эти диалоги-монологи были бы идеальны в другом варианте. Само название “Письма...” подсказывает форму произведения. Если сохранить прямую речь главных героев, убрав второстепенных, останется самое ценное и будет читаться как роман в эпистолярном жанре. Появится ощущение документальности, тем более, что это действительно мемуарная вещь.
     Что ж, если читатель, тем более, критик, так переживает за будущность автора, значит, автор стоит того!      

http://www.proza.ru/avtor/asiasta (страница А. Астафьевой)


Рецензии
Я прочитала, мне было интересно.

Зайду тоже теперь на стр. -
http://www.proza.ru/avtor/asiasta (страница А. Астафьевой).

Вам спасибо.
Вера.

Дочки-Матери   08.12.2012 22:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.