Путь Мао. Глава 1

Из войны коммунисты вышли победителями, получив в качестве приза огромную страну с нищим населением. Огромные средства и иностранной валюте испарились вместе с Чан Кайши. Нищета была чудовищной.
      В ряде районов развивался простой товарный обмен – результат немыслимой инфляции. В конце 40-х г.г. в деревне продавали молодых девушек за несколько пикулей риса. Один боров обменивался на две девушки, корова – на три.
      К началу 1948 г. а Гуанчжоу не имели работы 280 тыс. человек. Из имевшихся в Циндао 1500 предприятий, закрыто было 1200. К августу 1946 г. в гоминьдановском Китае закрыто было от 60 до 80% предприятий.
      Крестьяне из-за невыносимой кабалы забросило от 20 до 60% обрабатываемых земель. Объем сельскохозяйственного производства составлял в 1944 г. составлял около 2/3 со среднего урожая 1932-1936 г.г., в 1947 г. – 60% довоенного урожая.
      Специальный корреспондент «Чайна Уикли Ревью» (5 июня 1948 г.) описывал свои впечатления от поездок в провинцию Юньянь: «Наряду с расточительством и богатством местных магнатов я видел ужасную нужду и вымирание в китайской деревне; 80-90% населения провинции ходит совершенно нагое, без всяких признаков одежды. Земля пустует, потому что некому ее обрабатывать; все взрослое мужское население или взято в солдаты или бежало из деревни под страхом призыва в армию. Невероятным нажжется тот факт, что такие продукты первой необходимости, как соль и лярд являются здесь предметами роскоши, недоступными для крестьян. Из-за отсутствия ткани население спит не в кровати (их нечем застилать), а вповалку вокруг очага, в фанзе, вместе с домашними животными. Жилища не освещаются, так как нет средств на приобретение керосина.
      Ясно, что китайской деревне не за что было любить Гоминьдан. А что же происходило в городе?
      «Деятель профсоюзного движения Шервуд Эдди писал (1920 г.):
      «На спичечной фабрике в Пекине занято около тысячи рабочих, среди них много детей от 9 до 15 лет. Рабочий день начинается в половине пятого утра и длится до половины седьмого вечера, с перерывом всего на несколько минут. Так продолжается семь дней в неделю. Вентиляция отсутствует, помещения полны губительных паров фосфора. Уже через полчаса у меня горело горло, рабочие же дышат этим воздухом целую смену. В среднем ежедневно заболевают 80 человек.
      Я посетил также и текстильную фабрику, где работает 15 тысяч молодых людей. За 18-часовой рабочий день без единого выходного дня им платят 9 долларов в месяц. Половина рабочих – ученики, получающие примитивное питание вместо зарплаты. Бедные семьи с радостью отдают своих детей на фабрику. В крошечной клетушке общежития проживают 10 человек. 5 работают днем, 5 – ночью. Во всем здании нет ни очага, ни одного предмета мебели, ни туалета. Рядом нечто вроде пещеры, где живут 10-15-летние девочки. За ночную смену им платят 30 центов. Спят работницы на деревянных досках, укрываясь рваными циновками. Самое страшное для них – не услышать воя фабричной сирены: опоздавших выбрасывают на улицу. Эти люди не живут. Они просто существуют».
      На конец 20-х – начало 30-х г. г. под воздействием требований, выдвигавшихся рабочими, приходится всплеск гоминьдановского трудового законодательства. Приказом Чан Кайши были введены в действие Временные правила работы арбитражных комиссий и правила урегулирования конфликтов между рабочими и предпринимателями для Шанхая (май 1927 г.). По образцу этих региональных правил были изданы соответствующие акты и в других городах. По мере расширения территории, подвластной Нанкину, стали разрабатываться и общегосударственные акты. Одним из первых был выработан Закон об урегулировании конфликтов между рабочими и предпринимателями. В течение полутора лет он действовал экспериментально и был окончательно утвержден после ряда изменений в марте 1930 г. Закон предусматривал строгую обязанность обращения к услугам примирительной или арбитражной комиссии. Нарушивших это правило штрафовали или даже подвергали тюремному заключению. В период разбирательства конфликта запрещались забастовки рабочих, а также объявление локаутов или увольнения рабочих предпринимателями. В 1928 г. нанкинские власти опубликовали Фабричный закон.
      В этом законе нашли отражение такие важные вопросы условий труда, как рабочее время, минимум заработной платы, договоры о найме, трудовое законодательство, условия труда женщин и детей и многие другие.
      Однако следует отметить, что гоминьдановское законодательство об условиях труда и найма было скорее декларацией, чем действующим правовым актом. Кроме того, оно даже формально не распространялось на значительную часть рабочих, занятых на мелких предприятиях, в кустарно-ремесленных мастерских, мелких лавках и т. п. Закон официально вступал в силу только после 1931 г., но некоторые его статьи было решено ввести в действие лишь после «созревания соответствующих условий». Позднее фабричный закон был дополнен целым рядом законодательных актов, детализующих отдельные стороны труда и найма. В 1930 г. был опубликован Закон о коллективных договорах, в 1931 г. – Положение о технике безопасности, а в 1936 г. – Закон о минимуме заработной платы.
      Однако реальные результаты Гоминьдана модернизировать правовую систему страны оказались незначительными. Последовательному проведению в жизнь новых законов препятствовала раздробленность страны. Юрисдикция гоминьдановского руководства не распространялась с началом японской агрессии на оккупированные Северо-Восточный Китай и приморские районы. Различные группировки милитаристов не признавали фактически власти нанкинского правительства и издавали на подвластных им территориях свои собственные законы. Вдобавок Китай почти весь этот исторический период сотрясала гражданская война.
      Возможно, коммунистам удалось добиться успеха в ней за счет новых принципов комплектования армии. Гоминьдановцы сохранили старую систему набора солдат. Что под этим подразумевалось?
      В деревню приходили солдаты и забирали всех годных мужчин. Желание призывников не имело значения. Чтобы пресечь возможность побега, транспортировали будущее «пушечное мясо» связанными, а на ночь отбирали одежду, отчего в холодные ночи многие замерзали. Кормили будущих солдат не часто. В итоге, до места службы добирались далеко не все. Прелести солдатской жизни и издевательства офицеров отправляли в лучший мир еще часть военнослужащих. Прошедшие подобные воспитательные меры вели себя с гражданским населением, как оккупанты: грабили, убивали, насиловали и при первом же удобном случае дезертировали.
      Мао Цзэдун первым решил изменить порядки в армии. Под его командованием солдаты почувствовали себя людьми. Гоминьдановские военные целыми подразделениями переходили на сторону коммунистов. Их популярность росла. Этому способствовали зверства гоминьдановских солдат. Убитых врагов они считали по отрезанным головам, затем – по ушам. Из миллиона жителей приграничных районов Хунани и Хубэя в живых остались 10 тысяч.
      В период с 1946 по 1949 г. г. войска Мао наносили армии Чан Кайши одно поражение за другим, заставив их в конце концов на американских кораблях бежать на Тайвань. В конце 1949 г. Мао и его сторонники – коммунисты провозгласили на материке Китайскую Народную Республику. Соединенные Штаты, которые поддерживали Чан Кайши и националистический Китай, отклонили попытки Мао установить с ними дипломатические отношения, подтолкнув тем самым его к самому тесному сотрудничеству с Советским Союзом. В декабре 1949 г. Мао посетил СССР. Вместе с премьером Чжоу Энь-лаем он вел переговоры с И. В. Сталиным и подписал перед возвращением в Китай в феврале 1950 г. китайско-советский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.
      С 1949 по 1954 г. Мао беспощадно очищал партию от своих противников. Он выступил против помещиков, провозгласил программу насильственной коллективизации в деревне, подобно сталинским пятилеткам 30-х годов. С ноября 1950 г. по июнь 1953 г. КНР вмешивалась по приказу Советского Союза в войну между Северной и Южной Кореей, что означало, что коммунистический Китай и Соединенные Штаты столкнулись на поле боя.
      В этот период Мао приобретал все большее и большее значение в коммунистическом мире. После смерти И. В. Сталина в 1953 г. он оказался самым выдающимся из марксистских деятелей. Мао первым высказал недовольство замедлением темпов революционных изменений в китайской деревне, указывая, что руководящие партийные чины часто ведут себя как представители прежних господствующих классов.
      Необходимы были новые, оригинальные решения возникшей проблемы.


Рецензии
Очень интересно! Буду читать дальше.

С уважением,

Влад Ривлин   25.07.2011 11:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Влад!
С уважением,

Роман Соловьев   25.07.2011 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.