Хутор. Часть восьмая

       * * *
   - Так, Вань. Баб Шура…
   - А-аа… Да она родная сестра матери дядьки Михея. Получается – его тётка. Ну, а мы ей – племянники. Внучатые. У них же с дедом Ерофеем пасека была? Помнишь?
   Помню. Как не помнить. Если у тётки по огороду можно было лазить безбоязненно… Пиратка – не в счёт. Какой серьёзной угрозы от него… Вернее от них. Меняясь статью, расцветкой, кривизной и размером лап, формой ушей, выражением хитрой, простодушной или любопытной морды, имя четырёхлапого сторожа оставалось традиционным.
   Если у тётки по саду можно было перемещаться свободно, то в баб Шурину плодово-ягодную епархию лучше было не соваться. Максимум, на что хватало решимости – это чуть приотворить ворота. Не те, что на улицу. В огород. Только зачем? И через щёлку в изгороди, отделяющей подворье от сада, хорошо были видны ульи, в беспорядке расставленные под плодовыми деревьями и вблизи кустов смородины. А услышать, как злобно жужжат эти пчёлы, можно было и не подходя к забору.
   Не, к баб Шуре в сад лучше было не соваться. Только в августе, перед медовым Спасом, когда дед Ерофей надевал специальную шляпу с сетчатой накидкой, закрывающей лицо и шею, натягивал рукавицы, и, став похожим на настоящего космонавта, взяв в руки уже предварительно разожженный и дымящийся окуриватель, выходил в садок…
   Вот тогда можно было прошмыгнуть в ворота, но не отрываясь от них далеко - мало ли что -  прижаться спиной к изгороди и смотреть, как дед, успокоив засуетившихся пчёл дымовой завесой, поднимает крышку улья, достаёт деревянную рамку с сотами и укладывает её в большой медный таз. Одна, вторая, третья рамка… Всё. Крышка легла на привычное место и дед направляется к воротам. Пора менять диспозицию. Не все пчёлы остались у улья, какая-то часть летит за тазом, возмущаясь наглым грабежом того, что они с таким трудом всё лето в поте лица своего. Я бы тоже возмущался. Но не сейчас. Не до того. Надо перемещаться во двор. И от рассерженных пчёл подальше, и самое интересное сейчас будет именно здесь. Ну, не совсем здесь. Не во дворе. Но в пристройку к дому, где у деда стоит центрифуга, можно попасть именно оттуда. Или из хаты. Там, в сенях, специальная дверь. Но пока она как бы и без надобности. Это зимой, если дед вдруг решить проверить пчёл и ульи, составленные в пристройку поздней осенью.
   А сейчас – за дедом. И опять смотреть. Как он вставляет рамки с сотами в центрифугу, закрывает её сверху металлической крышкой и начинает крутить рукоятку. Просить дать сделать это самому, даже не стоит. Проверено. Как ни тужься, вкладывая  все имеющиеся в наличии силы в эту деревянную, отлакированную дедовыми ладонями ручку… Не сдвинуть. Другое дело, если центрифуга пустая. Но, когда в неё загружены рамки… Нет, пусть дед сам.
Вот, застучало, застучало изнутри по стенкам и, чуть погодя, из вваренной в днище трубки… Медленно потекла  густая, тягучая светло-коричневая жидкость с явно ощущаемым сладким запахом. Хотя нет, цвет может быть самый разный. От прозрачного жёлто-песочного. Такой мёд дед называет - «луговой». До мутноватого, тёмно-коричневого. Это «гречишный». И, если верить деду, цвет зависит от специального хитрого слова «взяток».
   Но, сейчас – не до того. Потекла, потекла! Сначала – в подставленную дедом небольшую, но вместительную миску с синими васильками по ободку. А после того, как она заполнится, - в алюминиевую молочную флягу. Но в неё – уже без меня.
   Бережно приняв от деда ощутимо потяжелевшую миску, через ту, зимнюю дверь - в хату, где на застеленном клеёнкой столе уже стоит тарелка с нарезанным крупными ломтями белым, не магазинным, хлебом, пузатенькая, чуть запотевшая – из погреба – глиняная кринка с высоким широким горлышком и блюдечко, рядом с которым – большая алюминиевая ложка. Только зачем она? Молоко из кринки – в кружку, мёд, аккуратненько, - в блюдечко. А медовую струйку, упрямо продолжающуюся тянуться  из миски – слизнуть. Хлеб макнуть в мёд, чуть прижав к блюдцу и, поелозив по нему, чтобы впитался, - в рот. И, тут же – глоток холодного молока из кружки. Вкуснота-аа…
   Зачем эта ложка? Так, баловство одно.

* * *
   - И я помню. Хорошие они с дедом были. Вроде от одного корня, а как баб Шура отличалась от того же дядьки Митрохи с его постоянной прижимистостью? Вечно тётке от него доставалось. То не так, это не этак. «Зачем яйца в тесто для блинов вбила?». Она уже потом сама, потихоньку от него, и молочка вольёт, и пару яичек добавит. А он сидит, ест довольный – «Ну, что я говорил? Смотри – и без яиц – а как вкусно!»
   Ага. Какие блины без молока и яиц? Нет, Лёль, вот скажи!
   А баб Шура – совсем не такая. Раньше ж сахару в хозяйстве почти не было. Если и появлялся, так его сразу – в дело. На брагу. Я, можно сказать, в армии сахар первый раз в чай положил. До того - вот тот же мёд. Только и нас по лавкам… Валька, Ольга, Колька, я, Васька. А сколько того мёду? Ну, мать и выделит нам по ложечке. По ложечке, Лёль. А сама - в приглядку. Вот так.
   А как прибежишь через питомник с деревни на хутор… Первым делом - к баб Шуре. И чтоб хоть раз я попросил. Сама, Лёль. Чесслово – сама. Ей Бо, не вру! В хату зашёл, поздоровкался, а она тебя – за стол. Сама, Лёль. Чтобы специально напрашивался – никогда! За стол, Лёль, и… Несёт миску. Такую небольшую, но глыбоконькую.
   - Такую – с васильками по ободку?
   - Точно! Помнишь?.. Её самую. А в миске… Мё-о-од… Много. И ложка. Большая. Ну… Да, я б за тем мёдом. Каждый день через питомник и лог бегал.
   Хорошие они были, баб Шура и дед Ерофей. Хорошие. Надо будет по осени в Долгую Поляну заскочить. Посмотреть на кладбище, как их могилки…
   Поворот.
   Старый вяз с раскидистой кроной. Днём, когда хуторское стадо пригонялось на дойку, коров разбирали хозяйки… Да каждая корова свой дом  и так знала. Сама потихоньку чапала к уже приготовленной загодя для неё, кормилицы, успевшей нагреться воде и ласковым женским рукам. А овцы оставались вот тут. Под вязом. Прятались от жгучего полуденного солнышка, сбившись под его кроной в плотный шевелящийся шерстяной клубок. Никогда под тем вязом не было травы, под самый корень вытоптанной многочисленными овечьими копытами. Так  и стояло дерево посреди большого тёмного овального пятна чистого лесного суглинка, чуть большего по размеру, чем падающая в полдень от кроны вязка тень.
   А сейчас… Трава. Трава под вязом. Вот. Вот что не так!
   Живности. Живности нет на хуторе. Ни ищущих что-то в траве или купающихся в придорожной пыли кур. Ни надменных, строго приглядывающих за своим птичьим гаремом петухов. Ни суетливых, подверженных неоправданной панике по поводу и без, цыплят. Ни вот, овец. Где? Где все они? Какое село без живности?
   Поворот. И… Лобовое стекло резко пошло навстречу лицу.
   - Иван, ты чего? Чего встали? Нам же в самый конец улицы!
   - «Чего-чего». Посмотри…
   Батюшки светы… Перед машиной, возвышаясь над капотом, от самых заборов - густые заросли крапивы, по мере плавного спуска в овраг сменяющиеся какими-то злаковыми сорняками. Сурепка что ли?
   - Ничего, пешком дойдём. Вон дядькин дом, три шага. Ну что, пошли?
   - Пошли…

Продолжение - http://www.proza.ru/2009/11/23/389


Рецензии
Да, очень похожее детство, сладкого тоже не много доставалось. Поели, потом чай пили, к чаю два кусочка сахара. Хочешь сладкий чай делай, хочешь в прикуску пей. Мать специальными кусачками для сахара раскусит каждый кусочек на четыре части, вот и смакуешь.
А медогонку, так у нас центрифугу называли , покрутить пришлось. Её главное очень сильно раскручивать нельзя, соты ломаются.
Спасибо за память!

Александр Козлов 11   13.06.2019 14:39     Заявить о нарушении
Покрутить медогонку было большим почетом для любого из тех, кто заинтересованно наблюдал за процессом. Но не каждому доверяли её ручку!
Спасибо Вам, Александр, за Ваш отзыв.

Константин Кучер   13.06.2019 22:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.