Путь Мао. Глава 3

На чем построить «новую китайскую Идею»? Далеко ходить не надо – в истории страны хватало великих мыслителей. А самый великий, конечно, Конфуций. Большинство исследователей, занимающихся изучением идейных истоков маоизма, занимающихся исследованием идейных истоков маоизма, считает, что конфуцианство оказало на маоизм значительное влияние. Ставя своей главной целью обеспечение интересов правящей верхушки китайского общества путем создания стабильных порядков в семье, государстве и во всем мире, конфуцианство стремилось и регламентировать отношения внутри китайского общества, т. е. среди ханьцев, и отношения с другими обществами и народами, сосредоточивая внимание на моральных и политических проблемах и игнорируя отношения экономические. Основная идея, пронизывающая конфуцианское учение об отношениях как внутри китайского общества, так и между китайскими и некитайскими обществами, заключалась в обязательном, беспрекословном подчинении младших старшим, нижестоящих вышестоящим, некитайцев к китайцам. Это значит, что основной предпосылкой его подхода к отношениям в обществе было социальное, политическое и этническое неравенство. Повиновение нижестоящих конфуцианство обеспечивало прежде всего жесткой системой этических норм, регламентировавших поведение человека в течение всей его жизни, и только во вторую очередь – нормами права, наказаниями. В связи с этим особенно подчеркивалась важность правильного, т. е. конфуцианского воспитания.
      Таким образом – конфуцианство – это антидемократическая идеология, фактически исключающая равенство в отношениях между людьми и народами и какую-либо свободу в поведении человека. Свое основное воздействие конфуцианство оказало на характер моральных и политических отношений в китайском обществе, на поведение людей и их отношение к действительности, на методы воспитания и, наконец, на характер отношения ханьцев с другими народами.
      Конфуцианство рассматривало государство как одну большую семью, а власть императора, как продолжение власти отца, которому все дети должны беспрекословно подчиняться. Вследствие этого политическая идеология конфуцианства имела этическую форму, а конфуцианская мораль приобрела политическое содержание. Учение конфуцианства об обществе строилось на теории «трех начал и пяти постоянных принципов» (сан ган у чан), которая увековечивала неравенство и подчинение в обществе. Конфуцианство считало, что политическая власть должна быть не для народа, а над народом.
      Замечательна и внешнеполитическая доктрина Конфуция. Империя Цинь считала европейские страны своими данниками, а английскую агрессию – бунтом варваров.
      Поднебесная считалась центром мира и противопоставлялась земле пограничных округов. Первая была областью гармонии и плодородия, вторая – дисгармонии и бесплодия. Отсюда оригинальные выводы конфуцианства: нецелесообразность завоевательных войн с сюнну, так как приходилось жертвовать более ценным отрезком земли с людьми и ресурсами ради завоевания бесплодных территорий.
      Конфуцианство провозглашало, что существует отличие китайцев от некитайцев – «варваров». Китайцы и «варвары», в его трактовке, в равной мере «дети Неба», но китайцы обладают особой культурой, основное содержание которой заключается в конфуцианском ли  – ритуале, причем это ли
 не только разделяет людей по их положению в обществе, но и отделяет китайскую культуру от культуры «варваров». В основу конфуцианского этноцентризма была положена концепция Поднебесной (Тянься). Поднебесная в конфуцианском понимании – это окружающий человека мир и сфера власти китайского императора, поскольку он является Сыном Неба, которое выражает ему свою волю. Поднебесная – одновременно и Китайская империя, якобы включающая в себя все существующие на земле народы и государства. Отсюда государства, как таковые, не имеют значения, их границы, самостоятельность условны. Китайский император ответственен за порядок в Поднебесной, его задачей является «умиротворение». Поскольку китайский император живет в Китае, последний представляет собой центр мира и является Срединным государством (Чжунго), имеющим самую высокую культуру. Все остальные государства – «варварские». Отсюда все отношения Китая с древности до конца XIX в. с другими государствами рассматривались как отношения с вассалами. Идеи равноправия, суверенитета, независимости других народов и государств исключались. Поэтому Китай назывался также Великое государство (Да го) в отличие от «варварских» Малых государств (Сяо го).
      Итак, базис был найден. На его основе гармонично вырастали такие идеи, как закон неравномерности исторического развития, вследствие которого на смену двум рухнувшим сверхдержавам возвысится третья – Китай. Логическим продолжением подобных научных изысканий стали нападки на ближайшую «сверхдержаву», как на «гуннов, захвативших северные территории Китая».
      В 1969 г. с «гуннами» попытались поговорить с позиции силы. Но это будет позже, а пока необходимо было «промыть мозги» народа, оставив там лишь «истинные ценности». Поскольку преобразование духовной сферы нельзя было затягивать, необходимо было действовать радикальными мерами. Дело шло к своеобразной революции.


Рецензии