Глава 9. Иосиф

ИОСИФ

Отец Иосифа – черта подземного, у Ния легионом командовал.* И ему та же участь уготована была. Потому, как подрос он малость, сразу десятником его над такими же мальцами поставили.
Только проснулась в нем любознательность великая. Ходит и выспрашивает всех: как да почему. Отец поначалу к причудам сына спокойно отнесся, все через это проходили. Но у Иосифа, видать, случай особый выдался. Бродит все время задумчивый, не чета братья своим. Те, иль в сраженье с ангелами Ирия играют, иль над душами грешников издеваться бегут, а этот как не от Пекла сего.
А однажды заглянул к отцу страж легиона его главный. Поговорили о том, о сём, за здоровье Чернобога чаши подняли. Тут и показал он ему донесения на Иосифа.
Мол, не очень-то усерден он в мучениях душ людских и послабления часто им делает. Но отец обвинения сразу отмел. Усерден иль нет – это на чей взгляд будет, но с сыном поговорить обещался. Только страж, оказывается, не все еще сказал. Видели, как тот душу человеческую расспрашивал, и не раз уж такое бывало. Объяснять не надо, расспросы эти на ссылку в пещеры огненные тянули.
Конечно, начальник стражи случаем подходящим воспользоваться мог и доносам наверх ход дать. Поехал бы тогда легионер доблестный провинции дальние осваивать. Да только неизвестно кого еще на место его прислать могут. Потому и не показал доносы никому, но сроку дело уладить всего три дня отпустил.
Отец все связи свои задействовал и спровадил Иосифа по-быстрому посланником в Аид греческий, от ока Чернобогова подальше.* Но со временем доходили слухи до него, будто и там он не очень-то прижился, и часто его то к Плутону, то к Хель с порученьями отсылали.*
***
Как празднества Дня поминовения павших отгремели, случай неслыханный произошел.*
В то утро Ний, бог Пекла подземного, заведенному распорядку следовал. Сперва чертей провинившихся в камни Оком сияющим обратил, а затем во дворец Чернобога отправился донесенья просматривать.*
Начальник стражи лаза заморского докладывал. Геката – богиня греческая, посланника нашего из Аида выпроводила и письмо сопроводительное передала.* Поначалу Ний разъяриться хотел и посланника ихнего с объяснениями призвать. Но, письмо прочитав, с протестами подождать решил. Выходило по нему, будто Иосиф мысли крамольные проповедовал и чуть ли не к бунту призывал. За деяния такие не то что в камень обратить, жаром земным испепелить мало будет. Только ссориться с Чернобогом никакого резона им не было. Вот и отправили черта опасного восвояси.
Ний отца Иосифа хорошо знал. В битве последней с Ирием тот, молнией Перуна сраженный, смертью храбрых пал. И потому решил мер пока никаких не предпринимать. Мало ли что бесы заморские понаписать могут. А провинившегося сотником в легион брата его определил. Пусть пока души неприкаянные попасет. Посмотрим, как вести себя будет.
Так и попал Иосиф в Долину забвения. Должен он был души человеческие с места на место гонять. Только сразу донесения поползли, и письмо заморское подтверждаться начало. А вскоре к стражнику легиона чуть не вся его сотня заявилася и требует начальника заменить. Ходит, мол, под нос себе бормочет чего-то. Дела нужные решать совсем не желает и душам подолгу на месте одном оставаться дает.
Страж, как и полагается, сбор протрубил и чертей выступающих назначил. Клеймили они поведение сотника недостойное и меры принять незамедлительно требовали. В наказание разжаловали его в десятники временно и предупредили настрого.
Только не внял Иосиф увещеваниям товарищей своих, и пришлось стражу опять сбор созывать. А тот каяться и не думал вовсе, прощения и снисхождения просить, шанс исправиться дать. Вот и приговорили его к сроку исправительному в пещерах огненных – к жару земному поближе, ото всех подальше.
***
Когда черти вокруг Иосифа собираться начали, рассказы его о мирах заморских послушать, страж пещер огненных обрадовался даже. Черти у него самые отпетые были, не бузят – и то хорошо. Наушников, правда, подослать побольше велел да записывать все поподробнее.
Хотел он было сосланного соглядатаем заморским объявить и перед начальством выслужиться. Но как прознал, кто отец у него был, поутих малость.
Рано ли, поздно ли, только получил Ний донос о смуте, в пещерах огненных зреющей. Выходило по нему, будто Иосиф и здесь чертей на бунт подбить хочет.
Говорит, мол, к душам человеческим по-доброму относиться надобно. Не ведают они порой, что творят, и зло у них по неосторожности получаться может. А если и с умыслом дело злое ладят, то всегда ли виновны в том.
Сборища тайные собираются. А ученики проповеди его наизусть заучивают и другим чертям передают.
Ний повелел Учителя новоявленного не трогать пока, но всех сочувствующих ему выявить. Давно он хотел суд показательный для чертей устроить, чтоб трудились в поте лица своего и о каре неизбежной за провинности помнили. Только жертвы подходящей все не было. А здесь покушеньем на устои попахивало, супротив миропорядка вечного выступить осмелились.
***
Как последователей у Иосифа поприбавилось, да всех их на заметку взяли, Ний действовать повелел. Первым делом стражники Учителя самого схватили и к скале вечной цепями приковали.
Черти смелые были, пока Ний им власть свою не показывал. А аресты начались – каяться сразу побежали. Оправдания строчить, невиновность свою доказывать. Слухи ходили, мол, и упорствующие тоже были, только с тех пор не видел их больше никто.
  Чтоб правду всю выведать, дознаватели Иосифа бичами огненными били и в жар земной окунали. Так что к сбору всеподземному он уж еле на ногах держался и часто в беспамятство впадал.
Помнил только чертей легионы, камень краеугольный со всех сторон окружавших. Сам Ний список прегрешений его зачитывал, и все Пекло в ответ ему вторило: «Смерть отщепенцам!», «Позор!», «Смерть!».
Выходило по написанному, будто говорил он, что суд богов не всегда справедлив бывает. А Мокошь жизни нить несуразно перерезать может. Будто души людские снисхождения часто заслуживают, и мучениям их срок конечный быть должен.
Потом ученики его каялись, только Иосиф вновь в беспамятство впал.
Но как решенье оглашать начали, в чувство его снова привели. Приговорили Учителя распятию солнечному предать, а учеников – кого в пещеры огненные навечно сослать, а кого и в жаре земном испепелить немедленно.
***
Но мало Нию приговора одного показалося. Захотел он из чертей мысли крамольные окончательно вытравить.
На день следующий привязали Иосифа и двух сподвижников его пред входом в пещеры огненные. И каждый черт, на работу идущий, обязан был на них плюнуть обязательно. А десятникам строго следить наказали, чтоб никто очереди своей пропустить не смел.
На третий день исчез Иосиф с креста своего. Объявили всем, что казнь в исполнение приведена. Прикован он на земле к скале могучей и от солнца палящего язвами весь покрыт. Гниет заживо в мучениях страшных. А когда солнце на ночь в Пекло хоронится, осы подземные жалить его прилетают. И стоны, и крики отступника до сфер небесных доносятся.

***
Как Иосиф от дурмана очнулся да приходить в себя стал, Ния лицо, над собой склоненное, увидел.
– Чернобогу слава! – невольно приветствие вырвалось.
Усмехнулся владыка Пекла и жезл свой разящий достал.
– Отца своего благодари. Воин был доблестный и смертию храбрых пал. А потому жизнь твою никчемную сохранить я решил и на земле спрятать.
Ний внимательно посмотрел на черта.
– Да и должок невеликий за тобой остался. Об Аидах заморских написать должен.
Тут повелитель мира подземного к оковам Иосифа жезлом притронулся, и распались они в тот же миг.
***
Тихон – Леший главный леса Заповедного, испугался сильно, самого Ния пред домом своим увидав. Но еще больше подивился он, когда тот черта подземного с коня своего сгрузил. Спрятать его велел от глаз любопытных подальше да ученика толкового подыскать.
Тихон Ния ослушаться никак не мог. На зиму все духи лесные во владениях его от стужи лютой спасалися. Так что поселил он Иосифа на краю дальнем леса Заповедного, а учеником побыть Стасу предложил.
Черт подземный и так уже плох был, а на земле совсем занемог. Днем, лучей солнечных сторонясь, в избушке своей отлеживался. И только ночью на крылечке посидеть выбирался. Каждый день он шкуру мазью защитной смазывал. Охраняла она от света дневного, но все равно язвочки по всему телу пошли.
Понял Стас, что Учителя для себя обрел. Сколько уж дощечек извел, сказы его о странах дальних записывая. Песни да стихи заморские слушая.
Но порой не мог он к дому Иосифа и близко подойти. Страх такой нападал, что бежать со всех ног хотелося, и не было сил никаких противиться ему. Видел Стас в дни эти у избушки Учителя коня черного, невиданного. А на день следующий дощечки свои нигде найти не мог.
Успокаивал Иосиф его. Мол, в место надежное на хранение они отправлены. И, может быть, сподобится он когда-нибудь их увидеть еще.
***
Совсем занемог черт подземный от жизни земной. Только на лавке лежал и не выбирался по ночам даже. Речь его порой совсем непонятной становилася, и Стас потихоньку домысливать за Учителем начал.
А говорить Иосиф стал мысли крамольные о мирах низших и высших. О несправедливости божьей, об участи людской непосильной, об искушениях духов неправедных. Стас и эти слова записал, только пропали дощечки те, как и прежние, и нигде их видать не было.
А однажды не нашел он в доме, на окраине стоящем, никого. На столе только стих, написанный неразборчиво, лежал.

Пришел и мой черед уйти в небытие,
Средь душ страдающих и стонов раствориться.
Но я еще успею насладиться
Мгновением последним на земле.

Пора, мой Ученик, тебе свой выбрать Путь,
Найти свою звезду на небосклоне.
Возьми поводья у Судьбы, и кони
Тебе укажут продолженья суть.*

Бросился Стас Иосифа искать. Только Тихон сразу ему сказал, что Ний назад его в Пекло забрал. На коня своего страшного посадил и сквозь землю провалился.
Три дня черт под дверьми избушки оставленной просидел, стих последний Учителя перечитывая. Но не вернулся тот и весточки прощальной не прислал. Взял тогда Стас дощечку ровную, палочку в чернила дубовые обмакнул и, строчки о продолжении вспомнив, записал сверху:
– И тогда Учитель сказал....

Но здесь уже другая сказка начинается.
А этой конец пришел.


Рецензии
КОММЕНТАРИИ

1. …легионом у Ния командовал.

Ний (Вий) – управляющий Пеклом и первый помощник Чернобога. Его престол внутри земли – краеугольный камень, высечен из черного гранита. Он мог испепелять взглядом все живое, но в своих владениях для этих целей использовал сияющее Око.
Появлялся на земле на черном коне, наводя ужас не только на смертных, но и на духов.

2. …и спровадил Иосифа по-быстрому посланником в Аид греческий…

Аид – царство мертвых у греков. Там никогда не бывает дневного света, а ведут в него бездонные пропасти. Властвовал в подземном царстве брат Зевса и Посейдона, которого также звали Аид (Гадес). Со своей женой Персефоной, похищенной им на земле во время собирания цветов, он восседает на золотом троне и извещает прибывших, что из этого мира им не будет возврата.
Но случались и исключения. Орфей так очаровал супругов своей игрой на лире, что они согласились отпустить на землю его жену Эвридику.

3. …и часто его то к Плутону, то к Хель с порученьями отсылали.

Плутон – бог подземного царства у римлян, но он не так ярок и страшен, как Аид. Супругой его была Прозерпина.
Хель – хозяйка подземного мира мертвых у скандинавов, раскинувшегося под одним из корней мирового дерева Иггдрасиль. Для особых избранных у северных народов имелось свое небесное царство – Вальхалла.
«Младшая Эдда» описывает Хель сутулой и свирепой на вид.

4. Как празднества Дня поминовения павших отгремели…

Ежегодный праздник в Пекле в честь павших в войне с Ирием. (Более подробно см. главу 22 «Ний и Иосиф»).

5. Сперва чертей провинившихся в камни Оком сияющим обратил…

Что такое сияющее Око, и как с его помощью обращают в камень – см. главу 27 «Один день из жизни беса Федора».

6. Геката – богиня греческая…

Геката – в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Иногда появлялась с факелом в руках и змеями в волосах.

7. Возьми поводья у судьбы, и кони /Тебе укажут продолженья суть.

Во многих сочинениях древнегреческого философа Платона главным действующим лицом был его учитель Сократ. В диалоге «Федр» тот образно представил душу в виде возничего и двух коней.
«Так вот, один из них (коней – А.Б.) прекрасных статей, стройный на вид, шея у него высокая, храп с горбинкой, масть белая, он черноокий, любит почет, но при этом рассудителен и совестлив; он друг истинных мнений, его не надо погонять бичом, можно направлять его лишь одним приказанием и словом. А другой – горбатый, тучный, дурно сложен, шея у него мощная, да короткая, он курносый, черной масти, а глаза светлые, полнокровный, друг наглости и похвальбы, от косм вокруг ушей он глухой и еле повинуется бичу и стрекалам».
Несомненно, Иосиф написал последние строчки своего стихотворения под впечатлением этого текста.

Александр Богаделин   19.11.2009 18:14     Заявить о нарушении