Рецензия на «Глава 9. Иосиф» (Александр Богаделин)

КОММЕНТАРИИ

1. …легионом у Ния командовал.

Ний (Вий) – управляющий Пеклом и первый помощник Чернобога. Его престол внутри земли – краеугольный камень, высечен из черного гранита. Он мог испепелять взглядом все живое, но в своих владениях для этих целей использовал сияющее Око.
Появлялся на земле на черном коне, наводя ужас не только на смертных, но и на духов.

2. …и спровадил Иосифа по-быстрому посланником в Аид греческий…

Аид – царство мертвых у греков. Там никогда не бывает дневного света, а ведут в него бездонные пропасти. Властвовал в подземном царстве брат Зевса и Посейдона, которого также звали Аид (Гадес). Со своей женой Персефоной, похищенной им на земле во время собирания цветов, он восседает на золотом троне и извещает прибывших, что из этого мира им не будет возврата.
Но случались и исключения. Орфей так очаровал супругов своей игрой на лире, что они согласились отпустить на землю его жену Эвридику.

3. …и часто его то к Плутону, то к Хель с порученьями отсылали.

Плутон – бог подземного царства у римлян, но он не так ярок и страшен, как Аид. Супругой его была Прозерпина.
Хель – хозяйка подземного мира мертвых у скандинавов, раскинувшегося под одним из корней мирового дерева Иггдрасиль. Для особых избранных у северных народов имелось свое небесное царство – Вальхалла.
«Младшая Эдда» описывает Хель сутулой и свирепой на вид.

4. Как празднества Дня поминовения павших отгремели…

Ежегодный праздник в Пекле в честь павших в войне с Ирием. (Более подробно см. главу 22 «Ний и Иосиф»).

5. Сперва чертей провинившихся в камни Оком сияющим обратил…

Что такое сияющее Око, и как с его помощью обращают в камень – см. главу 27 «Один день из жизни беса Федора».

6. Геката – богиня греческая…

Геката – в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Иногда появлялась с факелом в руках и змеями в волосах.

7. Возьми поводья у судьбы, и кони /Тебе укажут продолженья суть.

Во многих сочинениях древнегреческого философа Платона главным действующим лицом был его учитель Сократ. В диалоге «Федр» тот образно представил душу в виде возничего и двух коней.
«Так вот, один из них (коней – А.Б.) прекрасных статей, стройный на вид, шея у него высокая, храп с горбинкой, масть белая, он черноокий, любит почет, но при этом рассудителен и совестлив; он друг истинных мнений, его не надо погонять бичом, можно направлять его лишь одним приказанием и словом. А другой – горбатый, тучный, дурно сложен, шея у него мощная, да короткая, он курносый, черной масти, а глаза светлые, полнокровный, друг наглости и похвальбы, от косм вокруг ушей он глухой и еле повинуется бичу и стрекалам».
Несомненно, Иосиф написал последние строчки своего стихотворения под впечатлением этого текста.

Александр Богаделин   19.11.2009 18:14     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Богаделин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Богаделин
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.11.2009