Обруч помощи

                Обруч помощи

Интересно, почему мы говорим  :  животные – домашние,  а растения – комнатные? Наверное, растениям обидно. Им ведь тоже хочется быть домашними, чтобы их любили так же, как любят кошек, собак, попугаев и других, малых и не очень, друзей наших меньших. Чтобы  им давали ласковые имена, чтобы находили время с ними поговорить, приласкать,  чтобы не забывали вовремя подкормить, подрезать, почистить. В конце концов, просто подойти  и полюбоваться, порадоваться новому листику, распустившемуся цветку или огорчиться, если  листики потускнели, плохо выглядят… Конечно, растение не может помяукать или полаять, требуя внимания,  воды или еды. Но если прислушаться…сердцем, может быть, что-то услышим? Ведь и люди  не все умеют громко говорить или кричать. Правда, к сожалению, кто громче кричит, того мы и слышим. Но иногда всё равно не можем докричаться, и тогда нужно просто замолчать  и прислушаться сердцем, и…понять… И тогда можно услышать и друг друга, и мурлыкающего котёнка, и засыхающее от невнимания растение, и дикую яблоню, плоды которой впитали в себя всю горечь безразличия и никомуненужности. Но, к сожалению, на это всегда не хватает времени..
А рассказ мой  как раз о тех, кто не умеет громко говорить,  т.е, я думаю, что говорить умеет, но   в диапазоне  неслышимости   нашего уха. Да и что такое разговор? В конце концов – ведь это средство общения. А общаются  между собой,  по крайней мере, все  живые существа - от самых простейших,  амёбных, до самых высокоорганизованных  и разумных,  т.е., как мы думаем,  до Человека. Но в том то и дело, что общаются только  между собой,-  амёбы с амёбами, собаки с собаками, кошки с кошками. А вот между этими непересекающимися, параллельными мирами? Неужели так и не могут договориться? И даже самый,  как мы считаем, разумный, Человек,  так и не  научился переходить через этот межвидовой барьер. Правда, иногда ему удаётся научить некоторые виды животных подчиняться его словесным  приказам. Т.е. животные всё же могут услышать и понять человека, а вот человек  - не понимает, что означает «Мяу-мяу» или «гав-гав» и даже смысл тех выразительных звуков, которые издают  дельфины.  И на каком основании мы тогда считаем,  что Человек- самый, самый! Одним словом, венец творения!? Вот в этом последнем утверждении я начала сомневаться давно, и сомнения мои укрепились последнее время, наблюдая  за одним таким бессловесным членом нашей семьи.
У нас в квартире уже 10 лет живёт  растение, название которого я, к стыду своему, так и не смогла запомнить, что-то такое длинное, труднопроизносимое,   на латыни.. Но в данном случае это,  поверьте, значения не имеет. Я его просто люблю. И, надеюсь, что это чувство взаимно.  Его (три маленьких хилых листика) нам принесли в небольшом   горшочке и сказали, что оно очень хорошо растёт в домашних условиях, что не требует особой заботы и особых  знаний по уходу. Мы тогда обживали первую нашу квартиру в Израиле и пытались создать какой-то домашний  уют при полном отсутствии оного в душе. Поэтому, растению обрадовались. Его зелённое пятно,  на подаренной кем-то тумбочке, вписалось в наш интерьер и  радовало взгляд, как бы  давая понять, что  вот,  мол, смотрите, я же живу тут, расту, и надеюсь стать большим и сильным, чего и вам желаю. И действительно, нам  казалось, что оно растёт не по дням,   а по часам. Один за другим появлялись новые листья, тянулись  всё выше  стебли. Когда я первый раз увидела, как появляется на свет  новый лист, я от удивления онемела. Он рождался,  как ребёнок, из рубашки! Сначала вырастала длинная зелёная трубочка , из которой через какое-то время показывалась головка листа и его небольшое, тоже скрученное в трубочку, сморщенное тельце. Потом этот заморыш начинал распрямляться, раскручиваться, освобождаться из своей  пелены, и вскоре уже можно было увидеть небольшой, но вполне сформированный листик. Цвет его был ещё светло-светло зелёный, и кожа его ещё хранила следы складок, но уже через день другой он вытягивался на тонкой ножке, темнел и становился гладким, блестящим, хотя расти продолжал ещё довольно долго.
Потом я не раз наблюдала за этим явлением, и каждый раз поражалась точности и совершенно определённой программе и  последовательности каждой ступеньки  развития и роста этого растения. И ещё один феномен  удивлял меня, хотя о нём я знала и раньше из каких-то давно и прочно  забытых уроков биологии. Выросшие листья, как по команде, разворачивались своей лицевой стороной  к окну, и было совершенно непонятно, где их командир берёт энергию и силу для  такого поворота. Иногда, просто из любопытства, я разворачивала  растение в обратную сторону, отвернув листья от окна. Через какое-то время, безропотно   проделав тяжёлую работу, все листья опять смотрели в окно, давая  мне понять, что в этом поединке мне не выиграть. 
Шло время… Мы переезжали из одной квартиры  в  другую. Растение  тоже переезжало из одного  горшка в другой, больший.  При переезде  каждый раз  решался очень серьёзный вопрос –  брать с собой этого домочадца  или вынести на улицу. Нет, для меня этот вопрос не стоял, я не могла его бросить, хотя оно занимало очень много места, непозволительно много, как говорили мне знакомые и родственники. И мы ещё долго были  вместе – взрослели, старели...
Одни листья отмирали, другие рождались, у основания уже появился  мощный ствол, похожий на красивую деревянную вазу,  в которой как-будто бы стоял огромный, зелёный букет!  Растение  достигло уже   такого роста, что  длинные стебли  с трудом удерживали   тяжёлые листья  и начали прогибаться   под их тяжестью. Хотелось им как-то помочь. Вначале под слабые стебли  я подставляла всё, что могло пригодиться для этой цели. А потом  достала специальную подставку с обручем, и  решила, что проблема решена. Стебли поднялись вверх, и казалось, с  радостью облокотились  на пластмассовый обруч. Правда, выглядело это всё как-то странно, и цветок в горшке стал похож на стриженого пуделя с пушистым хвостом. Но   мы решили, что  именно так  и должно быть, и  с чувством выполненного долга продолжали жить.  А через какое-то время я заметила, что растение наше  как-то погрустнело, потускнело. Стебли стали тоньше, листья появлялись на свет какие-то недоразвитые. Что-то было не так.
Однажды к нам зашла соседка. Увидев  наш цветок, которым она  раньше  всегда любовалась, она посоветовала мне убрать приспособление, которое поддерживало стебли. –Ему не хватает воздуха, что ж ты их заперла  в этот обруч!
- Но я–то хотела как лучше, хотела облегчить  жизнь длинным стеблям, подставить плечо! – Но, может быть, я слишком высоко подняла обруч? …Стебли потеряли естественную  для них свободу положения, и весь цветок как-то скукожился и потерял красоту. Но  я не  знала, как найти оптимальную  высоту опоры. А  может быть, послушать соседку и  совсем   убрать подставку?
На следующий день я  так и поступила. Боже мой! Все стебли буквально упали,  как- будто после тяжёлой болезни. У них совершенно не было сил подняться. И я  с ужасом подумала, что ведь сама сделала  растение таким  беспомощным! Я виновато смотрела на него и с удивлением  думала о том,  что  помощь может быть так губительна! Возможно, нельзя   было так сразу убирать подставку? Что же  делать-то дальше? Под самые слабые стебли я всё же подставила небольшие опоры и  каждый день   посматривала на растение. Через несколько  дней я с радостью увидела, что больной начал поправляться, повеселел, стебли стали как-будто увереннее, цвет  листьев -  сочнее, и  у меня появилась надежда, что цветок справится, оживёт и вновь будет нас радовать.
Действительно, некоторое время  так и было. Но вскоре стебли опять повисли, листья склонили свои зелёные головы, горлышко деревянной вазы  сузилось и новым листьям всё труднее и труднее стало появляться на свет. И я не знала, что можно сделать.. Не помогла ни новая опора, ни вода с удобрениями. Было до слёз его жалко, но видно было, что растение погибает. К осени пожелтел последний лист, и деревянная ваза опустела. А я с грустью и недоумением думала о том, что моё искреннее желание помочь погубило растение…


Рецензии
Замечательный необычный рассказ! Мы решили, что растения относительно живы. А если подумать:
Дерево имеет руки - ветви. Умеет ими шевелить. Оно дышит, ест, размножается, поворачивается к солнцу, лишь не может убежать из горшка. Но и люди инвалиды часто лишь сидят на одном месте...
С уважением!

Татьяна Немшанова   14.07.2023 19:33     Заявить о нарушении
А вы знаете, Татьяна, этот рассказ имел продолжение. Прошло несколько лет ,и однажды , проходя мимо этого горшка, мне показалось, что из земли появился зеленый росток. Подойдя ближе к растению, увидела знакомый свёрнутый в трубочку листик. И стала его изредка поливать. И вскоре он таки ожил и поднялся! И до сих пор зеленеет ,и огромные листья пригибают к земле его стебли. Но живой! И это сигнал нам, людям!
Спасибо за отклик!

Галина Каган   14.07.2023 23:33   Заявить о нарушении
Галина! Замечательно! Стоит написать продолжение!
С теплом!

Татьяна Немшанова   15.07.2023 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.