Теремный надзиратель

      Мир мудрее меня...

      Любим, грустим и верим,
      Ссоримся, снова ждем;
      Есть необычный Терем
      (Внешне как будто дом) -

      В нем не живет матрешка,
      Клоуна тоже нет.
      Лишь друг у друга взаймы - хоть трешку! -    
      Просит студент на билет.

   После окончания магистратуры, получив отличный диплом, я неожиданно устроилась работать в техникум (в народе - просто Терем) преподавателем английского языка и делопроизводства. Я не собиралась туда устраиваться, просто, как это часто бывает, как-то шла мимо. Потом еще увидела приглашение на работу в нашем отделе трудоустройства выпускников и подумала, что это мое провидение.

   Так я попала на уютный кожаный диван заместителя директора по имени Кира Юрьевна, которая интеллигентно улыбнулась мне (еще бы! я притащила целое портфолио с двумя дипломами бакалавра и магистра, "корочками" об окончании курсов французского языка и курсов пользователей ПК и Интернет, а главным атрибутом трудоустраивающегося было мое красное от смущения лицо с каким-то подозрительно трудоголистически-горящим взглядом).
Она, зам.директора, почему-то все время улыбалась, глядя на меня. Наверное, я ей казалась слишком юной для этой работы. Я и вправду не выглядела на свои 28 лет.

   - Но у нас тааакие низкие зарплаты, знаете ли... - Начала она. - Это меня не волнует, - Сказала я в ответ. Это еще раз побудило К.В. слегка улыбнуться и снова приподнять брови.

   - Ну тогда ступайте к Татьяне Александровне, она Вас оформит. - И добавила стандартное: - Мы Вам очень рады.

   Татьяна Александровна решила меня "добить", и озвучила мою зарплату за целый месяц:

   - Итого - при нагрузке 6 пар в неделю - Вы будете получать (мысленно я повторяла про себя Афонинское, из кинофильма - "Брюки превращаются...превращаются брюки...") примерно 2 тысячи рублей.

   На лице моем отобразилось в мгновение все-все-все, что я подумала о высшем и среднем специальном образовании, о системе образования в целом, а также о самой говорящей. Она, видимо, прочла все это на моем лице, и тут же нервно улыбнулась и сказала: - Ну, я, конечно Вас понимаю, никакого стимула нет... Но вот нам еще нужен преподаватель по ДОУ (документационное обеспечение управления), у Вас никаких знакомых нет? - Она явно намекала на мои корочки секретаря-машинистки, полученные мной еще в 10-11 классе. Я терпеть тогда не могла делопроизводство... Мы печатали в производственном лицее сумасшедшей длины тексты на печатной машинке, в клавиатуре которой у меня почему-то постоянно застревал мизинец.

   - Я могу вести и этот предмет. Так какая же будет зарплата? - почти холодно спросила я.

   - Ну... ("Только без "ну", пожалуйста!" - мысленно взмолилась я) это  где-то около 4 тысяч в месяц выйдет (это за 11 пар в неделю по 2 часа каждая).

   Я про себя сильно ругнулась и почему-то...согласилась. Очень уж мне, наконец, хотелось поработать с детьми, надоела сухая педагогическая теория; да и деньги были нужны любые - мы с друзьями снимали вместе жилье.

   - Документы Вам на неделе оформят в отделе кадров, донесите справку о прохождении флюорографии. Педсовет будет 27 августа в 9 утра.

   Так я вписалась в среднее профессиональное.

   Забегая вперед, могу вам сказать, что я даже постеснялась сказать многим своим друзьям и начальнице на второй работе, с которой очень дружу, о своем месте работы. Сказала, что работаю в школе. Расспросы о зарплате просто бы меня унизили, да и важнее всего мне был мой личный опыт общения со студентами, к чему я и стремилась. Студенты представляли собой выпускников 9-11 классов, которые в зависимости от возраста и успехов в учебе покидали это славное учебное заведение в 18-21 год.

   Учебный год начался сумасшедшим образом: в техникуме назревало прохождение аккредитации.

   Я еще многого там не знала, и просто поражалась, как много всего надо сделать за одну перемену (целых 20 минут!), а именно: найти по расписанию свою группу и кабинет (своего кабинета у меня не было), определить, что я сейчас веду: английский или делопроизводство, подняться на 3 этаж в библиотеку и сделать ксерокопии (а как же? ведь ни один мой предмет без бумажек не обходился), потом еще найти журнал ("если его нет в учительской, то надо найти "предыдущего" преподавателя и попросить журнал у него"), а также...чаю попить, закинуть в себя булочку или шоколадку, успеть обсудить очередного Ивакина или Данидзе и т.д. и т.п.

   Техникум меня удивил.

   Во-первых, тут царил полный интернационализм. "Большие Кавказские братья" - в прямом и переносном смысле - армяне, осетины, грузины, айзербайджанцы курили вместе на крылечке техникума рядом с украинцами, белорусами, эстонцами, индусами, казахами и русским меньшинством - прямо напротив таблички "Курить в техникум запрещается!". Единственная мулатка Альшерия в техникуме не курила.

   Во-вторых, я поняла, что ситуация в педагогической сфере и вправду устрашающая.
В учительской я старалась поменьше общаться - не в силу природной скромности (хотя она у меня временами проявляется), а потому что далеко не со всеми преподами мне было интересно. Были, конечно, потрясающие личности. Наряду с этим была Алла Ивановна, бессемейная женщина, каждый раз бешено врывающаяся в учительскую так, что все вздрагивали. Она судорожно хватала очередной классный журнал и так же порывисто, навалясь всем телом на ручку, принималась его заполнять. Еще она любила разгадывать анекдоты, и поэтому постоянно прерывала чужие разговоры очередным:

   - Петр Петрович!!! По вертикали "шумный город в Киргизии", что это???

   Другая женщина буквально кинула мне в лицо очередную мою стенгазету, которую я трудолюбиво, высунув от усердия язык, пол-ночи рисовала гуашью - ей показалось (!!!), что я слишком возвеличиваю студентов по сравнению с преподавателями (одним из которых, к слову сказать, была и я сама). - Вам в рожу это надо кинуть! - Орала она на весь коридор в присутствии студентов и преподавателей. Народ, любопытствуя, проходил мимо. Потом мне сказали, что у нее (с более чем странной фамилией Кастратова) есть даже справка из психоневрологического диспансера, что у нее не все в порядке с головой и с нервами.

   - И такой человек может работать со студентами и другими людьми? - искренне удивилась я.

   - Конечно, может, - охотно объяснили мне в учительской. - Зато в случае эксцессов у нее, в отличие от противной стороны, всегда есть оправдание, что она не виновата.
Однако...

   Третьим моим открытием была необычная политика руководства техникума: в попытке несколько омолодить педсостав учреждения, они в то лето принимали на работу всех желающих - новичков-в-профессии свеженьких выпускников института или педучилища (как я), самих ребят, только-только закончивших техникум, людей-не педагогов: инженеров, "технарей", просто желающих. Техникум готовил стандартный набор юристов-экономистов и техников-протезистов (ортопедическая продукция). К тому же мы разделяли одно здание с реабилитационным лицеем, и с утра на занятие одновременно приходили почти вприпрыжку беспечные студенты 1-3 курсов техникума и плелись - кто на костылях, кто сам, а кто и на инвалидной машине - пострадавшие от врожденных ли недугов или от разных травм.

   Четвертым "откровением" стало то, что преподаватель в современной системе СПО оказывается как бы между двух огней: с одной стороны, техникуму будто бы выгодно набирать студентов (демографическая яма, студентов не хватает), с другой стороны, далеко не все из них действительно хотят учиться. И поэтому преподаватель, объяснили нам на педсовете, практически не имеет возможности завалить совершенно непробиваемого в учебном плане студента, он обязан его "тянуть" всеми силами - ставя ему формальные тройки, дотягивая до следующего курса и т.п. С другой стороны, четверки-пятерки тоже не поощрялись. "Так как же быть - посередине? А нужен ли нам это жалкий середнячок?" - подумала я. Выходит - нужен. Востребован обществом. Любой документ об образовании этим детям жизненно нужен (тем более, почти половина из них - платники), а кому нужно качество - пойдут потом в вузы или получат практический опыт на работе.
 
    Пятое - это то, что ряд преподавателей в техникуме брал взятки. Открыто, откровенно, все знали, кто и сколько "берет". Расценки варьировались в зависимости от кошелька семьи студента. И такие юристы-экономисты - горькие практики - выходили и выходят, как с конвейера, в свет. И делаем их мы... Что порождало либо их ответный откровенный цинизм ("Все покупается и продается"), либо пессимизм, неверие в свои силы и отчаяние ("Либо ты прогибаешься под систему, либо она тебя подомнет под себя") - "А бороться вы не пробовали?" - наивно спрашивала я. - "Бороться? Такие люди долго не живут!." - с уверенностью тюремного авторитета заявляли они. Конечно, в техникуме им ничто реально не угрожало, но они имели в виду многие другие жизненные ситуации, мудрые взрослые дети нашей страны...).

   Шестое - не случайно число дьявола - это буйным цветом процветавшее наркотическое раздолье. Большая часть учительской была в курсе, что это происходит у них перед носом. Знал директор и его окружение. Не знала единственная порядочная - и потому немножко наивная - заместитель директора КЮ, и поэтому не принимала никаких мер. Наркота была "легкой" (вроде бы???), синтетической, по 600 р за таблетку зеленого цвета ("Доктор Мом" в народе) "Кому-то это выгодно..." - задумчиво протянула я как-то на учительском междусобойчике за чашкой чая. - "Кому-то выгодно?! Да ты что - кому только не выгодно! Это же продуманная сеть - уходящий 3 курс (наркодилеры) находят зеленых новичков с 1-2 курса, подсаживают их и...а те потом передают эстафету дальше... И все! В милицию, даже бесполезно обращаться - именно там все и покрывается, они "свой" район принципиально не проверяют - найдет отмазки всегда: "мы не выезжаем...напишите заявление...", а напишешь - тебя же будут уверять, что "доказательств нет...вы ошиблись". И все так грамотно и не к чему придраться. Н-да-а, отстаивать свои права себе же дороже.

   Седьмое открытие казалось собственно проведения занятий и общения со студентами, но об этом - чуточку позже...

   Так я познакомилась с Теремом.


Рецензии
Не удивляюсь... Все схвачено - повязано - упрятано, все довольны и никто не виноват. С Системой бороться можно, но нужно ли? Эта структура начинается и заканчивается отнюдь не в техникумах :(

Александр Ревцов   05.01.2011 06:48     Заявить о нарушении
Да, я согласна.
Давно считаю, если что-то существует-то это кому-то выгодно!

Мария Кутузова Наклейщикова   15.01.2011 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.