Путешествие в прошлое. Часть 3

http://www.proza.ru/2009/10/16/70

Первые поселенцы

День идет своим порядком, солнце припекает, но надо поторапливаться, а не то останемся в прошлом навсегда.
Ребята побывали в школе восемнадцатого века, затем познакомились с домашним приготовлением  масла и теперь при необходимости и при наличии всех составляющих: корова, маслобойка и прочее необходимое, - не пропадут, собьют вкусное маслице и намажут его на кусочек хлеба.

Следующая небольшая часть сегодняшнего дня – познакомиться с бытом первых поселенцев, узнать, кто мог претендовать на эту роль, пережить эмиграцию тех лет. Мы переходим в единственный в этой деревне двухэтажный дом.
На втором этаже нас уже ожидает тетушка Саманта. На ней старомодное  тёмное, как и принято было в то время, в клеточку, длинное платье, белый чепец, высокие черные ботиночки на невысоких каблуках и со шнуровкой. Она сидит перед раскрытым сундуком, перебирая вещи. Увидев ребят, предложила всем рассесться поудобнее на ковре и начала рассказывать:

- Когда началась колонизация Новой Зеландии, потребовалось много сильных, здоровых, выносливых  мужчин  среднего возраста, прошедших воинскую службу. Им предстояло не просто создавать первые поселения, но и защищать их от набегов маорийских племён, живших в Новой Зеландии, и от французов, которые приплывали периодически  с Таити и Новой Каледонии.
Солдатами-поселенцами были люди, прошедшие войны за Великобританию в 1830-1840 годах и уже отошедшие от дел, они получали военные пенсии.
Эти люди были сравнительно молоды – 35-40 лет. Им предложили новую жизнь в Новой Зеландии, бесплатный переезд с их семьями, каждому полагался коттедж с акром земли, который оставался в их пользовании после семи лет службы в Королевском Новозеландском Оборонительном Корпусе.  Возвращение на действительную военную службу включало в себя даже обязательное участие в воскресных церковных парадах.

Тётушка Саманта открывает сундук, стоящий рядом с ней, и продолжает рассказывать:

- Путь из Англии в Новую Зеландию предстоял долгий: три месяца морем. На корабли грузили всё: скот, сельскохозяйственные машины, зерно, продукты. Для всех, кто хотел переехать, были очень строгие нормы объема багажа. Независимо от количества человек в семье, разрешалось взять только один дорожный сундук определенного размера. Мы сейчас заглянем в этот сундук и посмотрим, что же везли будущие поселенцы.

Перед ребятами стоит открытый сундук и тётушка Саманта вытаскивает оттуда один за другим предметы, предлагая угадать название и назначение их.
Что-то угадать было нетрудно, так как вещи, хоть и выглядели иначе и сделаны из других материалов, но были  узнаваемы:
топор с очень длинным топорищем,
ведро небольшое, но очень тяжелое, сделанное из дерева,
большой медный чайник,
чугунные утюги большие и маленькие,
подсвечники,
кастрюли, посуда,
необычные ножницы, как оказалось, такие использовали для стрижки овец.
А некоторые предметы были настолько другими, что невозможно было определить их назначение в домашнем обиходе.
Например, плоский круглый металлический сосуд с завинчивающейся крышкой на одной из плоскостей, диаметром примерно сорок сантиметров и толщиной три-пять сантиметров – Что это?
Ребята гадали-гадали, посовещавшись, высказали предположение:
- Может быть это сосуд для горячей воды? Только зачем он такой нужен?
Оказалось, они были правы. Это – грелка для кровати. Дома раньше, да и сейчас в Новой Зеландии, не отапливались, ночами было очень холодно зимой, в домах были камины, но камин – не печка, да и камин обычно находился в жилой комнате только, но никак не в спальне. Наливали в эту грелку горячую воду, клали в постель под одеяло, постель нагревалась в том месте, где лежала эта грелка, её потом передвигали в другое место, так до момента укладывания в постель её немного нагревали.
Нагревали постель и раскаленным кирпичем, обернутым в вязанный толстый мешочек. Кто к чему приспособился.
А пока идет процесс нагревания постели ко сну, надо и самому подготовиться. Показывает тётушка Саманта ребятам нечто белое с оборочками, длинное и довольно тяжелое и спрашивает:
- Что это?
Ну тут сомнений не было, все сказали, что это – ночная рубашка. Тогда возник второй вопрос:
- Мужская или женская?
- Конечно, женская, вон сколько оборочек и рюшечек...
- Нет, не угадали. Это – мужская. Ну-ка, иди сюда, - подзывает она одного из мальчишек.
- Пока нагревается постель, ты наденешь эту рубашку и приготовишься ко сну, как это делали раньше.
Она помогла мальчику надеть эту рубашку, доходившую до самого пола, завязала тесемочки на рукавах и у горла. Дала ему в руки подсвечник:
- Держи, тебе придется идти в спальню, а в доме уже темно. Тебе понадобиться еще одна вещь, очень важная, - и тётушка протягивает нашему герою некий сосуд, похожий на кастрюлю с одной ручкой, - как ты думаешь, что это?
- Я думаю, это кастрюля для горячей воды, я поставлю её под кровать, чтобы тепло шло вверх.
- Нет, это ночной горшок, в домах не было туалетов, ночью темно и никто не выходил в туалет по ночам.
Мальчишка несколько опешил – с такими вещами наши дети вообще не знакомы. Он чуть брезгливо отодвинул от себя эту ночную вазу, но тетушка Саманта его несколько успокоила:
- Держи-держи, без этого ни одна ночь не проходит. Одно могу сказать тебе, утром тебе не придется выносить горшок. Этим занимались только девочки, это было их прямой обязанностью. Помните, в школах учатся только мальчики, а девочки помогают по хозяйству. Готовятся быть женами, хозяйками, поэтому им приходится делать всю работу по дому, и в частности, выносить за всеми горшки по утрам.
Мальчишкам это понравилось...

- Итак, ночь прошла. Пора вставать, приводить себя в порядок.
Из сундука извлекается небольшая симпатичная фарфоровая посудинка, похожая на чашку, но почему-то она разделена на две части, одна побольше, другая поменьше, и перегородка не доходит до дна.
- Что же это такое?
- О! Я знаю, - кричит один из наших «поселенцев», - это чашка для чая с молоком. В бОльшую часть наливают чай, а в меньшую – молоко.
- Ну, нет, чашки раньше были обычными и какой смысл наливать чай и молоко в разные части чашки, ведь, чай с молоком приятно пить смешаный. Не угадал... Это – чашка для разведения пены для бритья. В неё наливается немного воды, в большей части лежит кусок простого хозяйственного мыла – раньше не было всяких пенок для бритья и мужчины взбивали помозком пену из такого вот серого недушистого мыла, пена проникала под перегородкой в меньшую часть чашки, откуда её и брали тем же помазком для намазывания на лицо. А щетину вместе с этой пеной соскабливали вот такой бритвой, - и тетушка Саманта достает из сундука опасную бритву, так же незнакомую нашим мальчишкам.

- А теперь немного поговорим об одежде того времени. Вы сегодня оделись очень похоже на  ваших сверстников 19-ого века. Девочки же носили длинные платья, башмачки, непременно шляпки. Довольно замысловатой была женская одежда. Вы сегодня видели в основном женщин и обратили внимание на их длинные платья, чепцы или шляпы, высокие башмаки. Под платье, - и тут тетушка Саманта чуть приподнимает подол, - женщины надевали белую нижнюю юбку, а под нее, - и она опять чуть приподнимает подол нижней юбки, из-под которой виден край красной оборки, -  обязательно что-нибудь красное, чаще всего что-то из нижнего белья, потому что в старину люди знали: что-нибудь красное на теле улучшает кровообращение. Сейчас об этом забыли, к сожалению. О многом забыли, а жаль...

Пора нам прощаться с тетушкой Самантой. Осталось не так много времени, чтобы мальчишки могли пробежаться по деревне, заглянуть во все закоулочки и домики, поиграть в игры, которыми развлекались их сверстники 200 лет назад и успеть вернуться домой, в настоящее время..


Рецензии
Виктория, Вы очень хорошо описали особенности быта переселенцев. Познавательно. Много написано книг, статей и снято фильмов про первых переселенцев в Северную Америку, а вот про колонизацию Новой Зеландии информации мало.
С уважением,
Марина

Марина Сотник   27.08.2022 22:02     Заявить о нарушении
Марина, НЗ страна маленькая, находится далеко, вот и информации о ней мало. Когда мы переехали в НЗ, в ней населения было всего 4 миллиона и больше одного миллиона жило в Окленде, это самый крупный город НЗ. Но он не является столицей. А вот сейчас в стране уже больше 5 миллионов и страна растет. И благодаря иммигрантам, которые путешествуют по стране и информации появляется всё больше.
С уважением,
Виктория

Vikingnz   29.08.2022 00:24   Заявить о нарушении
Марина, сегодня мне попался текст Куприна "В трамвае". Так вот там есть такие слова: "Вообразите себе самих себя, лезущих на площадку с мужеством и манерами пожарного солдата, стремящегося по лестнице в огонь. Руки ваши растопырены врозь, шляпки на боку, а торопливо вздетый кверху подол платья позволяет видеть побуревший от уличной грязи край нижней юбки, и кончик другой нижней юбки из красного толстого гаруса,...". Как раз о нижних юбках, их две и одна из них красная, именно та, что ближе к телу, для здоровья, для лучшего кровообращения. Раньше люди знали такие секреты.
Рассказ был написан Куприным в 1910 году, а то что рассказывала ребятам экскурсовод в старой школе в Новой Зеландии, происходило 200 лет назад.
Как много интересного встречается в жизни.
Всего Вам доброго.
Виктория

Vikingnz   31.08.2022 08:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.