Женское лицо искусства. Художница М. Верёвкина

М. Верёвкина «Возвращение домой» 1909 г.  Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария

«Русским Рембрандтом» называли её ещё в юности на родине в России, где она была признанным мастером, любимицей великого Репина. Позднее она уже духовный лидер общества художников–модернистов «Синий всадник» („Der blaue Reiter“), которое станет всемирно известным.

В 2002 году одну из улиц баварской  столицы между Пинакотекой модерна и музеем «Царство кристаллов» назвали её именем – Marianne von Werefkin–Weg.

На проходившей недавно в Третьяковской галерее масштабной выставке российских женщин–художниц XV–XX веков «Искусство женского рода» её имя названо в «десятке» самых выдающихся российских женщин-художниц, рядом с Галиной Серебряковой, Натальей Гончаровой, Еленой Поленовой, Верой Мухиной и другими.
Кем же была эта знаменитая, но, к сожалению, незнакомая для многих художница?

Родилась Мариамна (Марианна) Верёвкина в г. Туле 11сентября 1860 года в аристократической семье. Её отец – генерал, герой Крымской и русско-турецкой войн, был позднее комендантом Петропавловской крепости. Мать увлекалась живописью и сама писала картины.

В 1872 –1876 гг. Марианна училась в вильнюсской женской гимназии, затем в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры. Интересно, что впервые рисовать она стала в 14 лет во время болезни скарлатиной, переводя на бумагу свои лихорадочные видения.

После переезда в 1885 году семьи в Петербург Марианна берёт уроки у Ильи Репина и становится его любимой ученицей.
Он даже написал портрет Марианны, который хранится в Доме-музее Репина.

Верёвкина работала в реалистической манере и экспонировалась на выставках передвижников. На «Автопортрете с кистями в руках» (1893г., Швейцария) перед нами предстает запоминающийся облик художницы, личности энергичной и темпераментной. Её взгляд устремлен на холст, перед которым она стоит в размышлении.
Марианна обладала способностью притягивать к себе людей. Вокруг неё в Петербурге образовался широкий круг друзей из числа творческой интеллигенции.
Позднее художница писала: « Репин восторгался моими работами. Но реалистический мир, как и романтический, казался мне чуждым. Мои же собственные идеи все ещё неясно витали передо мной в воздухе».

В 1891 году Верёвкина знакомится у Репина с офицером  Алексеем Явленским, который тогда изучал живопись в Петербургской академии художеств. Марианна стала духовным наставником Явленского.
Они сблизились и тридцать лет прожили вместе.
Она высоко ценила его талант и создавала своему другу жизни  все условия для  творчества. Отношения между Марианной и Алексеем были сложными. Веревкина  отказывалась от официального оформления их отношений, так как считала, что вся её жизнь принадлежит только искусству.

В ноябре 1896 года в поисках новых творческих идей М.Верёвкина и А. Явленский, будучи уже зрелыми художниками, уезжают в Мюнхен, одну из художественных столиц Европы. Судьба сложилась так, что в Россию художники уже никогда не возвращались.
В районе Швабинг, мюнхенском «Монмартре», Верёвкина организовывает художественный салон, ставший центром многочисленных русских и европейских художников, интеллектуалов и меценатов, здесь они вместе обсуждали и разрабатывали новые идеи в искусстве.
В этот период Марианна практически не пишет картин, так как всю свою энергию и опыт она посвящает исключительно продвижению творческой карьеры Алексея Явленского.
После почти десятилетней паузы в 1906 году Верёвкина вновь возвращается к профессии художницы. Она работает интенсивно и плодотворно.  Художнице удавалось изящно сочетать в своих работах черты реализма и символизма.
Такова её картина «Красные деревья», написанная ею в 1910 году, в которой просматривается как влияние Гогена, предтечи модернизма, так и японских гравюр.

В Мюнхене Верёвкина и Явленский дружат с В.Кандинским и его подругой, талантливой художницей Г. Мюнтер.
В 1908 году в живописном баварском городке Мурнау они снимают домик, известный ныне как M;nter-Haus и создают здесь художественную колонию.

Одна из картин М. Верёвкиной этого периода называется «На балу» (1908г., частное собрание). Картина написана в праздничных красных тонах, в которых как бы растворяется колышущаяся масса танцующих пар. На переднем плане эффектно выделяется господин в черном смокинге и дама в желтом открытом бальном платье и модной шляпе.
Эта картина Верёвкиной выполнена в экспрессивной манере,  близкой к «Югендстилю»,  и является примером её умелого владения цветом.

В декабре 1908 года Верёвкина организовала «Новое объединение художников Мюнхена» - первую группу русских и немецких художников–авангардистов. Позже оно объединилось с «Синим всадником», к которому принадлежали также немецкие экспрессионисты, Франц Марк, Альберт Маке, Пауль Клее и другие - надежда нового немецкого искусства.

В манере Верёвкиной всё отчетливее стало проглядывать влияние  норвежца Э.Мунка. Такова картина  «Трагическая атмосфера». Тревога является основным героем этой картины. И одинокая женская фигура, и тропинка, ведущая в никуда, и темно-синие горы, и кричащий красно-коричневый фон картины – всё создает атмосферу тревоги, предчувствия трагедии.

М. Верёвкина активно выставлялась в галереях Мюнхена и Берлина, а её работы получали блестящие отзывы критики. В 1910г. художница создает «Автопортрет» (Ленбаххаус, Мюнхен), один из нескольких автопортретов этого периода. На нем она предстает энергичной творческой натурой, человеком с большим жизненным опытом. Наибольшее внимание зрителя  привлекают глаза художницы – зеркало её души и разума. На цветовом решении картины сказывается влияние фовизма, идущее от  Анри Матисса.

Период вплоть до 1914 года был весьма успешным в творчестве Верёвкиной. Война вынудила Верёвкину и Явленского буквально под дулами винтовок с последним возможным транспортом перебраться в  Швейцарию в Лозанну, а затем в италоязычный городок Аскона.
Этот тихий городок должен был заменить беженцам одну из художественных метрополий мира, суетливый, полный надежд и иллюзий Мюнхен.
Оборвались многолетние дружеские контакты.
Так  В. Кандинский вернулся в Россию, а Ф. Марк, наоборот, уходит добровольцем на фронт и погибает в 1916 году.
И всё-таки художница продолжает много и плодотворно работать.
Она выставляется в лучших галереях и салонах Цюриха, Берна и на "Биеналле ди Венеция".
В 1921 году между Явленским и Верёвкиной происходит разрыв. Он уезжает в Висбаден, а она остается в Асконе.
Бывшая баронесса, М.Верёвкина всё своё состояние потеряла вследствие Октябрьской революции и, кроме проблем творческих, у неё появились ещё и серьезные социальные проблемы, типичные для простых малообеспеченных людей.
Лишь периодическая продажа своих картин держит художницу наплаву. Из-за недостатка средств ей приходится перейти на картон, на малый формат. Вместе с местными художниками неутомимая М.Верёвкина организовала группу «Большая медведица» и в 1925 году в Берлине прошла большая выставка этой группы.
До конца своих дней (умерла она в 1938г.) Марианна Верёвкина оставалась в Асконе, дожив в год своей смерти до персональных выставок в Kunsthaus Цюриха  и Kunsthalle Берна.
И поныне в Асконе работает  Музей модернизма (Museo communale d’arte moderna), основу которого составляют произведения М. Верёвкиной.

Имя художницы входит во все художественные энциклопедии. Её картины хранятся в музеях Германии, Швейцарии, в частных коллекциях в Европе и в Америке, где М.Верёвкина, как и В. Кандинский и А. Явленский, к сожалению, именуются немецкими художниками, а их произведения входят в золотой фонд современной немецкой живописи.

Творчество Марианны Верёвкиной - мост, связывающий культурные традиции Германии и России. Однако долгие десятилетия её имя в России было в забвении. Сейчас же произведения  этой незаурядной художницы вернулись в экспозиции и российских музеев. А саму художницу в России называют одной из «прекрасных амазонок русского авангарда».
Картины художницы можно посмотреть на сайте
http://expressionists.ru/category/marianne-von-werefkin/


Рецензии
Спасибо за верность теме.

Галина Антошина   05.08.2013 20:25     Заявить о нарушении
Уважаемая Галина! Тема искусства сопровождает меня уже долгие годы, а Марианна Веревкина заслуживает, чтоб о ней знали и помнили. Благодарю Вас, что заходите на мою страничку.
С уважением В. К.

Койфман Валерий   11.08.2013 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.