ч. 3-я Ночной гость. Ссыльные

Ольга Янченко, из блокнота журналиста.
 3-я часть - «Ссыльные».
(По просьбам читателей «Стихиры» - продолжение текста)
***
Ночь. Изнуряю себя, особенно зрение. Но к утру обещала показать текст моей гостье. Жму на тугие, как рычаги  трактора ХТЗ, клавиши моей старенькой «Легенды». Снимаю текст материала. Гурон сидит рядом. Смотрит на мои страдания, нюхает коробку магнитофона.

-- Гурон, что там твой нос учуял? Жареным запахло? Мяса – то в нём нет. О! Собака, тебе бы мои проблемы, а мне твои. Ладно, выключаю. Похоже, ч то ты прав, чем- т о пахнет.

 И я вспомнила ситуацию.
1959 год. В Ленинграде мы жили.  Снимали комнатушку у хозяина многокомнатной квартиры богатого милиционера. В одной из них жила полная, самоуверенная, всегда богато  по тем временам одетая дама, продавщица пива в парке отдыха Мария Фёдоровна. 

Как – т о на общей кухне помешивала я манку в кастрюльке, готовя обед для Андрюшки. Он, держась за мой подол, вертелся рядом. Соседка по нашей коммуналке тоже подошла к плите. В роскошном атласном халате. Стала рядом. Сын мой вдруг отскочил от меня, вцепился в подол этого наряда и выпалил:
-- Майя, Фёидна, кто-то так наванал?

Я оторопела. По кухне разливался аромат дорогих духов. Фёидна схватила моего оригинала на руки: - Андрюшенька, пойдём, что я тебе дам! 
Ушла. Вернулась с Андрюшкой, в руках его был… огромный плод ананаса… Такой диковинки я никогда не видела. А на стол свой она поставила флакон духов с иностранным названием. Вот это и унюхал уже тогда всё чутко воспринимающий сынок мой.

Так и сегодня мой пёс Гурон учуял аромат. Горел провод магнитофона…Пришлось остановить работу, рыться в запчастях, менять, как я шутила «верёвку».
***
Бегство

-- Так вот, мама моя Лида тогда в Архангельске вдруг поняла, что надо срочно спасаться. Закутав меня в какие – то тряпки, вышла на улицу и , задыхаясь от страха, побежала к вокзалу. Без денег, без документов, без продуктов, не зная дороги, в тоненьком пальтишке с грудным ребёнком…В товарном вагоне пересидела ночь.

Подробности того бегства страшно вспоминать
. Но добралась до родины. В Горьком решила найти хозяина своего отца,  того высокого начальника Жданова. Шатаясь от голода, сжавшись в комок от холода, пришла мама моя к большому главному в городе Дому. У двери его  упала, выронив меня на пол…

Ох, Ольга Георгиевна, как я теперь кляну себя за то, что не слушала мамины воспоминания! Такие страницы из жизни СССР! И это одна из них…Вот оно, здоровье – то моё где осталось, на крыльце Большого Дома.
Уже в больнице нянька сказала  маме моей Лиде: --
Ребёнок твой, девица, едва ли выживет, воспаление лёгких и истощение у девочки. Возьми вот адрес начальника твоего мужа. Да не лезь на рожон. Правду ли мне сказала про него? Жданов ведь…

Через неделю её выписали из больницы, а меня оставили там на попечение нянечки Нюры. Но хоть маме было очень опасно появляться где-либо, она встретилась с его новым шофёром.  Тот знал эту страшную историю и сказал:
-- Сиди тут, я вернусь и…
И вернулся с милиционером…И маму кинули в тюрьму.
Выпустили её однако по распоряжению помощника Андрея Александровича. Из сыскной конторы пришел важный начальник, приказал:
- Иди! И никому ни слова! Поняла?

Мама поняла. И пошла в больницу, выручать меня, не зная, жива ли я. Тётя Нюра вся в слезах вынесла меня на крыльцо:
-- Возьми свою дохлятину…Всё, что я могла, сделала для тебя. Жива девчонка. Деньги – то у тебя есть? Нету? Ладно. Я тебя потом найду. Вот тебе две пелёнки и хлебушка кусочек. Иди с Богом! Как имя – то ребёнка?
-- Ольга, - сказала мама и вспомнила ещё одно приключение.
***
Княгиня…

В доме свёкра был накрыт стол по случаю тайного крещения новорожденной девочки. Свекруха мамина сказала: -
-- Назовём её Надеждою, как мою сестру. Она там, в Америке, думает, как нас перевезти в Чикаго. Муж её хозяин огромной птицефабрики. Надо ехать. Но как?
-- Надо бы, - согласился свёкор. Так пока оформим имя ребёнку. Пусть девочка будет названа в честь моей бабушки Матрёною.
-- Что? Встрепенулась м оя мама Лида.

Начался семейный спор. И тогда дед встал со своего стула – пня, открыл его, достал оттуда золотую цепочку с крестиком:
-- Лида, надень ей это на шейку. Пригодится… И подай мне вон ту вазу. Пишите каждый член семьи имя для ребёнка, сложите все бумажки сюда. А мать пусть вынет одну из них.

Дрожащей рукою мама моя вытащила одну бумажку и подала деду.
Тот сморщился:
-- О! Ольга! Княгинею станет девчонка. Далеко пойдёт. Та была жестокая, упрямая, мудрая, талантливая, мужу верная. Быть сему!

Так я стала Ольгою в том 1933 году в городе Горьком, что на Волге.
И имя моё перекликается с именем реки этой могучей – Волга.Вот такой ночной гость - Ольга.
***


 





 
 
 


Рецензии