Урок на всю жизнь
Я подружилась с девочкой, пришедшей в наш класс в середине учебного года. Новенькая поселилась в интернате. Школа была железнодорожной, дети с дальних станций обычно на выходные ездили домой. Её станция была далеко, она ездила редко и неохотно. На интернатских была совсем не похожа. Они держались скромнее, незаметней, хуже учились. Люба быстро стала лидером в интернате и в классе. В ней чувствовались сила, напористость и воля. Я тоже была независима, самостоятельна, ко мне относились уважительно. Училась хорошо отметки не выпрашивала, да еще взяли в сборную по волейболу. Но в ней я почувствовала какую-то другую силу, способную повести за собой. В этом ей было не отказать. Мы быстро подружились.
Она стала бывать у нас дома. На выходные приезжала её мать - учительница и тоже останавливалась на день-два. Её очень радовало, что мы дружим, что у её девочки, как любила она повторять, появился тёплый дом. И вдруг мы узнали, что мою подругу собираются исключать из школы. Прошел слушок, что натворила что-то в интернате. Я спросила прямо:
-Что случилось,Люба?
Подруга, глядя как всегда в сторону, коротко бросила:
- Подумаешь, чуть-чуть разобралась с одной шваброй.
Я решила, что сломала что-то из мебели. Не могла сообразить, что шваброй она называла девчонку. Домашнее воспитание сказывалось, ничего не поделаешь. Вызвали её мать. Она приехала, успела побывать в школе, но убедить директора, оставить дочь в интернате, не смогла. В слезах прибежала к нам, пытаясь узнать от меня подробности происшедшего. Я не знала, что сказать ей, тоже была удивлена и обескуражена. Выгонять за какую швабру, несправедливо!
Наши матери уединились в комнате. Я делала уроки и внимательно прислушивалась к возбужденным, громким голосам. Тут я узнала, что дочь ей не родная, что учительница взяла её из детдома совсем маленькой. Когда девочка стала подрастать, немолодая мама перестала с ней справляться. Директор поселковой школы поставил условие: перевести дочь в другую школу или уйти с преподавательской работы. Так Люба попала к нам в середине учебного года.
Её мать пришла просить нас вступиться за дочь. Она осталась ночевать, вечером долго не ложилась, ходила по комнате. Я слышала, как скрипели половицы, тоже не могла уснуть, волновалась. Я переживала за подругу и чего-то боялась. Я чувствовала неуверенность в своей правоте, что-то не давало мне покоя, но объяснить не могла. Потом, когда сидела дома, вспоминала наш разговор с Любой, нашла причину своей тревоги. Она никогда не смотрела в глаза, и это меня настораживало, но я не хотела себе в этом признаться.
Утром мы с мамой отправились к завучу. Он нас выслушал, пообещал разобраться. Когда мама ушла, пригласил снова к себе и сказал:
-Я не стал говорить при матери, потому что уважаю вашу семью. Но, если у тебя не хватит ума разобраться самой, то ваша дружба до добра не доведет. Ты не знаешь её. Она не просто хулиганит, она поступает подло с детьми, унижает слабых. Ты не глупая девочка, но пока не умеешь разбираться в людях, легко попадаешь под влияние. Не научишься жить своим умом, тобой будут распоряжаться другие. Это плохо заканчивается. Иди и подумай. А твою подругу мы оставляем в школе, просто жаль её мать.
Через неделю подруга предложила разобраться с одной из наших одноклассниц, которая, по её мнению, подлизывается к учителям. Разговор вылился в драку. Мы отлупили одноклассницу, с которой проучились семь лет. Слава Богу, увечий не нанесли, свалили в снег, забросали снежками, приговаривая: «подлиза презренная», а вот подругу, норовившую ударить её ногой, мне едва удалось оттащить. Меня потрясли её глаза, в них была неприкрытая ярость и ненависть. Я испугалась. На следующий день уже моя мама была приглашена к завучу вместе со мной. Речь шла об исключении группы зачинщиков. Подруги среди них не было. Она сумела убедить участников драки не называть её имя. Я об этом не знала, но её имя тоже не назвала, признавшись, что именно я подбила остальных. Я понимала, что Любе не удержаться в школе, если узнают правду. Мне было жаль подругу, да ещё сироту. Завуч разговаривал с нами жестко, мама была спокойна. «Заслужила, наказывайте, пусть ей это послужит уроком».
Меня отстранили от занятий на несколько дней. Видеть покрасневшую подругу, искоса наблюдавшую, как я в полной тишине собираю портфель, не хотелось. Я была раздавлена, не могла понять, как это могло случиться. Какое затмение нашло на меня, почему пошла на поводу, да еще приняла участие в избиении. Мы дрались в детстве, но все на одного - это низость, бесчестие. Я нарушила неписанный кодекс чести Савинской ребятни. Эти несколько дней, проведенные дома, перевернули мою душу.
В школу я вернулась другим человеком. С подругой рассталась окончательно. В этом возрасте, наверное, мы все бываем категоричны и решительны. Я не простила ей свою слабость. А к завучу, которого все боялись, неожиданно почувствовала благодарность и уважение. Я позже поняла, что за этим жестким решением стояло желание встряхнуть меня по-настоящему, заставить задуматься. Не в подруге было дело. За моей внешней самонадеянностью и бесстрашием, он уловил слабость, отсутствие внутреннего стержня.
Иногда встречаюсь в городе с женщиной, которую мы «перевоспитывали» в детстве кулаками. Она бросается ко мне так радостно, с такой сердечностью, что я не решаюсь спросить, помнит ли она ту потасовку, попросить прощения. Я помню и до сих пор испытываю неловкость за нелепый и жестокий поступок. Поняла главное, когда попадаешь в зависимость от недоброго человека или толпы, быстро теряешь себя. Толпа слепа, глуха и жестока. Народ тоже можно превратить в толпу, когда он перестает думать и послушно отдается чужой воле. У философа Г. Померанца есть эссе, названное, на мой взгляд, гениально: «Способы существования в дрейфе». В нём нашла подтверждение тем размышлениям, на которые меня подвигло наказание: « В эпохе, когда все принципы расшатаны, сильно развитая личность находит опору в самой себе». Как своевременны и уместны эти слова.
http://fotki.yandex.ru/users/favor/view/164847?page=0
Свидетельство о публикации №209121700799
Нет, я не обвиняю героиню рассказа: она сама ещё ребёнок, с неокрепшей психикой. Я никого не обвиняю, просто сижу и думаю... Что же сотворили в детском доме с Любой, отчего она стала такой? Этот душевный надлом, этот сорванный, как голос, характер - всё осталось за кадром.
Отношение к Любе её приёмной матери берёт за душу: не отказалась, не отвезла обратно (как делают многие) Навещала каждый выходной, умоляла директора о прощении, надеялась, что всё это - переходный возраст, жажда самоутверждения, это пройдёт.
Видимо, девочке не хватало доверия, искренности, нежности и родительской любви, и она восполнила это лидерством: "в ней чувствовалась сила, напористость и воля". Лидерство признавали, Любу уважали, может, и побаивались, но это нормально, это сплошь и рядом.
А теперь скажите, чем они лучше - те девчонки, которые легко согласились принять участие в травле своей одноклассницы? Можно было объявить подлизе и наушнице бойкот, не разговаривать, исключить из игр. Но они выбрали другое наказание, пошли на поводу у Любы. В том числе и её подруга, которая потом перестала себя уважать.
Наказывают всегда и за всё - зачинщиков. А зря. Любины одноклассницы, слабовольные, завистливые и злобные, ждущие команды "Ату!" и оставшиеся безнаказанными - вот истинное зло.
А не эта - обиженная жизнью, ни за что наказанная судьбой и людьми девочка, которая пыталась (как могла) искоренить подлость.Она не знала других методов, в детдоме они наказывали неугодных именно так. Им это позволяли взрослые, закрывали на это глаза, типа дети сами справятся. Так кто же виноват в том что случилось?
Ирина Верехтина 04.07.2019 15:22 Заявить о нарушении
Наверное, я намеренно не коснулась "второго дна". Знаете, не всегда какие -то трудности, пережитые в детстве, воспитывают в человеке жестокость. Да, детские дома, интернаты не лучшее место для детей, но бывают и семьи, которые калечат души и сердца. Мне довелось работать с детьми, которых принято было называть трудными. Разные они были, эти ребята, да и в ПТУ были непростые подростки, не всегда с ними находили общий язык преподаватели, наверное, потому что у замордованных учителей не было ни возможности, ни сил лучше узнать их, постараться понять. Но могу сказать, что таких, как героиня моего текста, встречала нечасто. Но попадались. В них не было и намёка на доброту, сострадание,не было искренности. Моя героиня выискивала слабых и беспомощных, на них она отыгрывалась по полной в интернате. Не знаю, что с ней стало потом, но в том печальном эпизоде школьной жизни не подлизу она наказывала, а обычную девочку, возможно, более мягкую и терпимую к другим, нежели мы, толпа, решившая её наказать. Приёмная мать была добрым и тоже беспомощным человеком, подмятая и подавленная своей воспитанницей. Она прощала ей всё, не могла потребовать, оправдывала любые поступки. Теперь, прожив жизнь, я понимаю, что она, взяв ребёнка в предпенсионном возрасте, не могла ни обеспечить достойный уровень жизни, ни справиться со сложным характером подростка, Люба её не уважала, относилась иронически и недобро. Как -то так.
Спасибо, Ирина, за глубокое прочтение, мысленно вернулась к тому эпизоду своего затянувшегося детства.
С признательностью,
Ваша Т.
Татьяна Алейникова 08.07.2019 20:42 Заявить о нарушении