Рецензия на «Урок на всю жизнь» (Татьяна Алейникова)

В рассказе мне видится двойное дно, этакий пласт, не тронутый автором, но оставшийся в моей душе. Любина жизнь, Любино эго, до которого никому, как оказалось, нет дела. Ведь проще всего - наказать, оттолкнуть, перестать общаться.
Нет, я не обвиняю героиню рассказа: она сама ещё ребёнок, с неокрепшей психикой. Я никого не обвиняю, просто сижу и думаю... Что же сотворили в детском доме с Любой, отчего она стала такой? Этот душевный надлом, этот сорванный, как голос, характер - всё осталось за кадром.
Отношение к Любе её приёмной матери берёт за душу: не отказалась, не отвезла обратно (как делают многие) Навещала каждый выходной, умоляла директора о прощении, надеялась, что всё это - переходный возраст, жажда самоутверждения, это пройдёт.
Видимо, девочке не хватало доверия, искренности, нежности и родительской любви, и она восполнила это лидерством: "в ней чувствовалась сила, напористость и воля". Лидерство признавали, Любу уважали, может, и побаивались, но это нормально, это сплошь и рядом.
А теперь скажите, чем они лучше - те девчонки, которые легко согласились принять участие в травле своей одноклассницы? Можно было объявить подлизе и наушнице бойкот, не разговаривать, исключить из игр. Но они выбрали другое наказание, пошли на поводу у Любы. В том числе и её подруга, которая потом перестала себя уважать.
Наказывают всегда и за всё - зачинщиков. А зря. Любины одноклассницы, слабовольные, завистливые и злобные, ждущие команды "Ату!" и оставшиеся безнаказанными - вот истинное зло.
А не эта - обиженная жизнью, ни за что наказанная судьбой и людьми девочка, которая пыталась (как могла) искоренить подлость.Она не знала других методов, в детдоме они наказывали неугодных именно так. Им это позволяли взрослые, закрывали на это глаза, типа дети сами справятся. Так кто же виноват в том что случилось?

Ирина Верехтина   04.07.2019 15:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина!
Наверное, я намеренно не коснулась "второго дна". Знаете, не всегда какие -то трудности, пережитые в детстве, воспитывают в человеке жестокость. Да, детские дома, интернаты не лучшее место для детей, но бывают и семьи, которые калечат души и сердца. Мне довелось работать с детьми, которых принято было называть трудными. Разные они были, эти ребята, да и в ПТУ были непростые подростки, не всегда с ними находили общий язык преподаватели, наверное, потому что у замордованных учителей не было ни возможности, ни сил лучше узнать их, постараться понять. Но могу сказать, что таких, как героиня моего текста, встречала нечасто. Но попадались. В них не было и намёка на доброту, сострадание,не было искренности. Моя героиня выискивала слабых и беспомощных, на них она отыгрывалась по полной в интернате. Не знаю, что с ней стало потом, но в том печальном эпизоде школьной жизни не подлизу она наказывала, а обычную девочку, возможно, более мягкую и терпимую к другим, нежели мы, толпа, решившая её наказать. Приёмная мать была добрым и тоже беспомощным человеком, подмятая и подавленная своей воспитанницей. Она прощала ей всё, не могла потребовать, оправдывала любые поступки. Теперь, прожив жизнь, я понимаю, что она, взяв ребёнка в предпенсионном возрасте, не могла ни обеспечить достойный уровень жизни, ни справиться со сложным характером подростка, Люба её не уважала, относилась иронически и недобро. Как -то так.
Спасибо, Ирина, за глубокое прочтение, мысленно вернулась к тому эпизоду своего затянувшегося детства.
С признательностью,
Ваша Т.

Татьяна Алейникова   08.07.2019 20:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Татьяна Алейникова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Верехтина
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.07.2019