О гении подделок, или страсти по великому Вермееру

                Фальсификация (лат. falsificate – подделывать) –
                в искусстве - это изготовление произведений,
                выдаваемых за работы знаменитостей
                с корыстной целью.
Фальсификация произведений искусства известна с древнейших времён. В эпоху Возрождения с развитием коллекционирования она становится выгодным промыслом. А уже в XX веке, благодаря образованию мирового художественного рынка и гигантскому росту цен на предметы искусства, их подделка стала чрезвычайно прибыльным и притягательным бизнесом, близким к криминальному.

Эпидемия подделок следует, как правило, за потребностями рынка, возникающими вследствие моды на художника (например, Ван Гога или Пикассо), на целое художественное направление (например, импрессионизм или сюрреализм). Но во все времена удачная подделка работ выдающихся старых мастеров считалась высшим достижением и успехом для создателей фальшивых шедевров.

Чтобы «творить» подделки работ великих мастеров (не копии!) надо самому быть чрезвычайно талантливым художником. Действительно, как иначе назвать того, кто с точностью до последнего мазка создает «старинный шедевр» и вводит в заблуждение и известнейших искусствоведов, и многоопытных музейных работников, и искушенных коллекционеров.
Крупнейшим мастером фальсификации старой живописи в XX веке считается голландский художник Антониус ван Меегерен, посягнувший на подделку работ своего великого соотечественника, художника XVII века Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675).

Начало художественной карьеры студента из Дельфта Антониуса ван Меегерена было многообещающим. В 1916 году этот 27-летний юноша получает за свою акварель, в стиле XVII века, престижную золотую медаль, которую присуждали один раз в 5 лет за лучшую студенческую работу. Это принесло Антониусу некоторую известность и материальное удовлетворение – его акварели весьма сносно продавались. Но далее всё застопорилось, новых успехов не последовало.
Его первая персональная выставка в Гааге в 1922 году фактически провалилась. Художник менял стиль своих работ, но признание не приходило. Тогда Меегерен стал принимать заказы на портреты и картины на библейские сюжеты. Работы имели коммерческий успех. Заказы стали поступать из Франции, Италии, Англии, в том числе и от представителей европейской аристократии. Самолюбию мастера это льстило. Он стал весьма богатым человеком. Однако музеи не приобретали его полотен, признавая, что есть такой художник, но и только. А Меегерен жаждал славы и не переставал упорно копировать в музеях полотна старых мастеров.Он был убежден, что достиг таких вершин мастерства, которые позволяют ему создавать полотна, достойные великих мастеров.

Свой взор Меегерен обратил на творчество Яна Вермеера Дельфтского, который вместе с Рембрандтом и Ф. Хальсом образует тройку великих голландских художников XVII в.
Работы Вермеера было чрезвычайно трудно копировать из-за особенного художественного стиля художника, а что уже говорить об имитации « под Вермеера». Зато в его биографии  имелось много «белых пятен». К примеру, Вермеер, будучи католиком, не оставил после себя ни одной картины на религиозную тему. Меегерен решил «открыть» эту тему в творчестве великого земляка.

 На безупречную подготовку к грандиозной афере у терпеливого и настойчивого Антониуса ушло несколько лет. Он изучал древние книги, чтобы найти старинную рецептуру составления красок и научился изготавливать их; он скупал не подлежащие восстановлению старые холсты на старых подрамниках, тщательно смывал с них краску и делал необходимую реставрацию; научился изготавливать кисти из барсучьей шерсти, какими работали старые мастера; он научился искусственно состаривать готовые картины и создавать на их поверхности множество трещин - кракелюр. К тому же Меегерен досконально изучил творческую манеру Вермеера, и процесс создания «шедевров» пошел.

Художественный мир Нидерландов потрясен: в частной коллекции в Италии обнаружена и привезена в Амстердам картина «Христос в Эммаусе». По мнению самого авторитетного историка голландского искусства Абрахама Бредиуса и других компетентных специалистов, эта картина, безусловно, принадлежит кисти молодого Яна Вермеера. Эксперты сразу признали его манеру. Оказалось, что картину обнаружил в Италии и приобрел  Антониус ван Меегерен. В итоге « Христоса в Эммаусе» приобрел за 550 тысяч гульденов (огромная сумма!) музей Бойманса в Роттердаме.

Понятно, что автором «шедевра» был сам Меегерен. Он активно продолжил «поиски» по частным собраниям Италии и на юге Франции. Они оказались более чем успешными. Меегерен «обнаружил» там еще несколько картин, вероятно, также кисти великого голландца из Дельфта: «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Христос и грешница» и др. Почти все они были перепроданы в музеи Нидерландов. Художник Меегерен стал очень богатым и уважаемым деятелем культуры.

Оккупация Нидерландов фашистской Германией не принесла ему никаких тягот или неудобств. Более того, через посредников Меегерен продает в 1943 году в коллекцию самого Генриха Геринга картину «Христос и грешница». На этой операции Антониус  заработал ещё миллион гульденов. Позднее его стали одолевать дурные предчувствия. И они не обманули мошенника.

29 мая 1945 года американские власти и амстердамская полиция арестовывают Меегерена за пособничество врагу в разграблении национального достояния. Ему грозили 10-ти летнее тюремное заключение и даже смертная казнь. После нескольких месяцев упорного молчания Меегерен делает сенсационное заявление: «Христа и грешницу» написал я.

Золотом голландских евреев рейхсмаршалл Генрих Геринг заплатил мне за фальшивку. Я написал ещё несколько работ под Вермеера Дельфтского. В амстердамском Рейксмузеуме висит моя картина «Омовение ног». В собрании барона ван Бойнингена находятся мои полотна «Тайная вечеря» и «Голова Христа». В коллекции министра ван дер Ворма хранится моё «Благословение Иакова». Даже знаменитейшее полотно «Христос в Эммаусе» из роттердамского музея Бойманса тоже моя работа». И, пытаясь спасти свою жизнь, Меегерен раскрывает следователям всю историю своих подделок. Все в растерянности. Пригласили экспертов, которые скрупулёзно исследовали «Христа в Эммаусе». Их вердикт гласил, что эта картина написана в XVII веке.

Меегерен был в истерике. Он оказался в ловушке, которую сам себе построил. Тогда подсудимый просит прокуратуру дать ему возможность, в подтверждение своей правоты собственноручно написать ещё одного «Вермеера». Прокуратура дала согласие на этот эксперимент. В своей богатой амстердамской квартире на Кайзерсграхт в присутствии свидетелей и под охраной Меегерен приступил к написанию на старинном смытом холсте картины «Молодой Христос в храме среди учителей».

О проводимом необычном судебном эксперименте сообщила вся пресса, и на Кайзерсграхт приходило много любопытных. Новая картина была закончена за три месяца – короткий срок даже для создания просто хорошей копии.
Специалисты вынуждены были признать, что, хотя новое полотно несколько слабее предшествующих, но автором всех картин, на которые указал Меегерен, может быть сам подсудимый.

Знатоки, давшие дорогу в музеи лже-Вермеерам были посрамлены. Меегерен стал самым знаменитым человеком в стране. Ведь он рискнул и смог обмануть даже ненавистного голландцам Генриха Геринга, отдавшего в своё время приказ о бомбардировках Нидерландов.
И всё же амстердамский суд приговорил подсудимого Меегерена к одному году тюрьмы за фальсификацию произведений искусства. Все ожидали королевского помилования, но художник его не дождался. 30 декабря 1947 года заключенный Антониус ван Меегерен скончался от сердечного приступа. Так умер гениальный фальсификатор XX века.

Но никто точно не знает, сколько ещё подделок других «умельцев» притаилось, как мины замедленного действия, в залах и запасниках музеев и частных коллекций. И никто никогда не предугадает, какие новые громкие скандальные открытия ждут любителей искусства в будущем.

               


Рецензии
Замечательная история, и талантливо рассказанная! Спасибо!

Юлия Моисеенко   10.10.2016 05:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.