Галина Щекина. Развалины. Поэма
Если в прозе писательница Щекина годами нарабатывала собственный, неподражаемый авторский язык, то поэтическая сторона её творчества статична в своей манере, в приверженности классическим канонам. Тем удивительнее появление новых приёмов у автора, особенно в тяжёлые моменты, когда глаза - в глаза с горем, некой личной трагедией... Вот, и в стихах "Развалины" ощущается надлом. Здесь нет истерики, нет паники, но есть констатация жизненного краха, пусть не личного, но пережитого не менее ярко.
Внешне, судя по рифме, чёткой, классически - правильной, стихи не новаторские. Задевает ритмика стихов - рваная, нервная, при внешней благопристойной сдержанности эмоций.
"Печальный рот ворот зажат щеколдой,
Решёток ржавых сомкнуты ресницы..."
Вроде бы, описание церковной ограды... А, ведь, это - портрет немолодой женщины, очутившейся на задворках жизни.
"Кричала церковь окнами пустыми
И куполами в копоти и саже.
А пред нею женщин застыла
С душой спалённой, мёртвой даже".
"Развалины" - как следствие безбожной жизни. "Все умерли, и к лучшему..." Эта простая фраза - об Апокалипсисе. Какое личное крушение надо пережить, чтобы так сказать? "Все", - это и дети тоже... Почему же - "к лучшему"? Да потому, что "никто не звал её мамою". Женщина, сознательно отказавшаяся от материнства, безусловно, преступница - перед своим родом! "Поделом вору мука!" - говорится в народе. "Поделом" - то есть, по делам... Надрывом заканчиваются стихи:
"И порой одинокой, тоской нездешней
Вспомнить - бабка, дед, и отец, и мать".
Бывшие - до неё. А, после её?..
Эта маленькая поэма, вместившая чью-то реальную судьбу, по идее своей - велика. Можно ставить в упрёк автору разностилие строф, нарушение ритмики стиха и даже обнаружить отсутствие поэтичности… После поэтически многообещающего начала:
"Огонь крапивный полыхал по плечи..."
Резкий переход от конкретики повествования - к абстракции:
"Страшитесь зла, оно сильнее холода
От тех, кто мог непрошено явиться..."
На этом стилевом изломе и начинается вакханалия всего... Временных категорий - настоящего, прошедшего и будущего. Речей - от изысканных фраз:
"Кто ты, женщина, кто тебе равен,
И кого ты видишь сквозь пыль извёстки?
И зачем ты, женщина, родилась такая,
Как пеняла бабка - не святая, не божия?
до просторечных:
"А мои, отец, непросты грехи - ой, лихо -
Мой довёл по пьяни вовсе до зла -
Пожелала смерти. Скончался тихо.
Но домой с могилы чуть доползла..."
Описаний - от благостных картин:
"Вокруг святых летали ангелочки,
Мария-дева кротость излучала..."
до непотребных:
"Где раньше пели музыку, молились,
Теперь бродяги, пьяницы и нищие,
Пображничав, разбили здесь бутыли..."
Начинаешь понимать, что разностилие – не случайно. Это приём, намеренно избранный автором для усиления какофонии звуковой, остаточно звучащей в заброшенной церкви.
Приходит на ум блоковское - "Двенадцать", где ритмика поэмы нарушена врывающимися уличными голосами... Вот и в "Развалинах" Галины Щекиной внешнее - бомжеватое, безобразное - буквально вламывается в ткань стиха:
"Так и живи: всё выжжено и стыло,
Под мусором житейским задыхаясь..."
Безобразная жизнь - и есть жизнь без "образа", без иконы, без Бога. А, «без Бога – до порога»… Что дальше – каждый решает сам.
Свидетельство о публикации №209122500698
Галина Щекина 31.03.2010 19:55 Заявить о нарушении
Нина Писарчик 01.04.2010 02:35 Заявить о нарушении
Галина Щекина 09.04.2010 18:54 Заявить о нарушении
Нина Писарчик 20.05.2010 21:32 Заявить о нарушении