Идея пассионарности на вологодской почве

               
      
      В первом номере альманаха «Аргамак. Татарстан» (печатный орган ТО СРП, «родившийся» осенью 2009-го года) несколько страниц посвящено Льву Гумилёву и его идее «пассионарности». Мне пришло на ум выписать несколько цитат, увязав учение Гумилёва о «пассионариях» с проблемой, обсуждаемой в тот момент на форуме Вологодского отделения Союза российских писателей. Обсуждение было бурным и многословным, так как «мать-создательница» ВО СРП Галина Щекина довольно резко и (на общий взгляд) несправедливо упрекнула товарищей-писателей в отсутствии общественной активности.
      Всё нормально, всё как у людей!..
      «Пассионарность – это признак, … образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы называем таких людей пассионариями… Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни». «Пассионарии» же, «вкладывая свою избыточную энергию в организацию, … вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают, таким образом, новую … систему».
      Нравится нам или нет, но Галина Щекина – явный «пассионарий», не случайно она оказалась в базисе-основании новой писательской организации – ВО СРП.
      И далее - по Гумилёву - «А мы почему-то никак не хотим признать очевидного: основа … отношений лежит за пределами сферы сознания – она в эмоциях: симпатиях – антипатиях, любви – ненависти… Оценивать данное явление можно как угодно, но с этого оно не станет менее реальным».
      Утешит ли «теория» участников дискуссии, но аналогии очевидны. Организация жива, «пассионарии» на месте, сообща рождается новое творчество.   
 


Рецензии
Ну, не знаю насчёт вологодского отделения, но гумилёвская идея пассионарности меня весьма привлекает. Хотя допускаю, что там много есть завирального. Например, сама причина зарождения пассионарности, которая вдруг возникает в какой-то группе родившихся людей.
Но теория эта не только весьма, я бы сказал, поэтична, но подтверждается всей историей этносов. Есть, правда, одно исключение...

С уважением,
Виталий

Виталий Симоновский   11.01.2010 10:48     Заявить о нарушении
Простите, можно об исключении? Очень интересно!

Нина Писарчик   11.01.2010 16:16   Заявить о нарушении
По Гумилёву, срок жизни любого этноса порядка 1200-1500 лет. Если не было "ускоряющих" факторов. Но один этнос, длительное время не имевший своей национальной территории, существует уже не менее3500 лет.
Хотя Гумилёв утверждает, что это уже другой этнос.

С уважением,

Виталий Симоновский   11.01.2010 16:33   Заявить о нарушении
Возможно, прав именно Гумилёв. Согласитесь, ни один этнос не сохранился в чистом виде от начала истории. Потом, где само начало истории? Не от обезьян же разные этносы, как в анекдоте советских времён?

Нина Писарчик   11.01.2010 17:16   Заявить о нарушении
Как Вы точно сказали о Гале Щёкиной! Да, это пассионарий... Дай ей Бог оставаться им до конца жизни... Нина, здесь такая жёсткая система, на этом сайте. Вот, написала рецензию на Вашу сказку, потом увидела, что написала её не как рецу, а в добавить замечания. Решила удалить и сделать такую рецензию. Чёрт попутал :) Удалила, а мне не позволили опубликовать рецензию. Говорят, такой текст уже был. Вот, здесь публикую. Это на "Когда сказка становится былью". Чудесная история. И написана чётким точным языком, так, что, вроде и не замечаешь его, прозрачен - видишь только смысл. Чувствуется профи. И как я Вам завидую! Вот это - детство, не то, что у меня - на пыльном городском асфальте... буду Вас ещё читать, эх, только бы время было... Вот, пенсия по возрасту. а приходится работать на фабрике, да и труд тяжёлый, физический. Так что, пенсия - не всегда лучшее время. Это, когда она - свобода....

Ирина Фещенко-Скворцова   31.03.2010 17:44   Заявить о нарушении