Мои искания и разочарования

                ЯРИЛО - БОГ СОЛНЦА
                ПО МИФОЛОГИИ СЛАВЯН - ХРАНИТЕЛЬ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
               
                Размеры панно (без рамы):
                ширина 54 см               
                высота 134 см               
                материал - дуб
                Это панно я создал в начале 80 - х 
               
                ***

         Ещё в юности я стал задумываться о смысле своего собственного
         существования и смысле существования человеческой цивилизации и
         пришёл к убеждению, что все мы - земляне связаны единством
         жизненной цели - сохранением ж и з н и на нашей Земле.

         Научное познание себя и окружающего нас Мира,
         а так же эмоционально трепетное восприятие
         его величественных красот - это и есть всё то,
         что составляет высший смысл и главную цель
         человеческой жизни, предопределённые нам самой природой.
         И больше нет ничего в нашей жизни, ради чего
         стоило бы жить, преодолевая порой, и боль и страдания...

         Но только приняв экологический образ жизни
         мы ещё сможем сохранить жизнь на Земле.

            Основными принципами экологического
            образа жизни являются:
         1. альтруистический гуманизм,
         2. отказ от всех форм насилия
            в виде войн и вооружённых конфликтов,
         3. полное разоружение и утилизация вооружений,
         4. отказ от конфронтации между народами и
         5. переход к конструктивному сотрудничеству,
         6. рациональное самоограничение материальных потребностей,
         7. сохранение экологической среды обитания и
         8. биологического разнообразия,
         9. рациональное использование
            сырьевых и энергетических ресурсов планеты.

               
                ***

               
   На протяжении многих лет я беспомощно метался в поисках смысла жизни. Содрогаясь перед неизбежностью смерти, я мучительно пытался найти спасительную жизненную философию, умиротворяющую мой мятущийся разум. Я хотел понять, зачем мы приходим в этот мир, и есть ли в этом какая-то предопределённость, задающая нашей жизни  изначальный смысл.
     Почему едва осознав радость бытия, мы должны покидать этот мир?
      Для каждого из нас уход из жизни - это апокалипсический исход, ведь мы уходим из жизни навсегда, болезненно порывая последние связи с ней и, в конечном счёте, превращаясь в космическую пыль. Это всё ужасно и бессмысленно…

Будучи реалистом  я пытался  понять  глубинную  сущность  нашего  реального  Мира и  если  в  этом  Мире  есть  место  для  Бога – Творца, то  я  хотел  бы  познать  Его  рациональным  рассудком  и  обратиться  к  нему.  Традиционные  трансцендентные  религиозные  верования  меня  не  устраивали,  поскольку  все  они  абсолютно исключали  рациональное  познание,  требуя бездумной  веры  в  раз  и  навсегда  установленные  каноны. 

В  постижение  сущности  Творца  мне  хотелось,  чтобы  Он  открыл  мне, насколько  это  возможно, глубинную  первооснову  своего  творения,  открыл  фундаментальные  первопричины  начала  всех  начал. Только  при  этом  условии  в  моем  рациональном  сознании  могла  бы  выстроиться  гармоничная  картина  Мира  с  ясным  пониманием  в  ней  своего  места  и  роли  Бога - Творца, это  полностью  бы  удовлетворило  мой  мятущийся  разум  и  привело  его  в  умиротворенное, безмятежно благостное   состояние.
      

Я пытался обращать свои мольбы к  Господу Богу, как отцу нашему небесному и Творцу Мироздания, прося  Его вразумить меня и наставить на путь истины.
        Господи Всемогущий и Всеведущий, открой мне свою Вселенскую тайну трансцендентного начала всех начал. Открой мне таинство своего первоявления как «духа святаго». Как  осознать мне разумом, что Ты, Господи, не был  никогда и никем  рождён, а существовал всегда и вечно? Ведь вечность- это безвременное  состояние, неизменная косность, лишенная какого бы то ни было саморазвития, а то, что развивается как творческая деятельность, представляет собой временной процесс, имеющий своё начало, но и свой неизбежный конец…

Если Ты, Господи, существовал вечно, ещё до сотворения Мира, когда абсолютно ничего не было, то где же мог находиться Ты и чем бесконечно долго  были заняты  творческие  помыслы  Твои ?      

 Господи Всемогущий и Всеведающий, прости меня, но если ты обладаешь абсолютным провидением, почему тогда ты допустил наличие в мире дьявольского зла и человеческого грехопадения, не исключив их ещё на ранней стадии осмысления Мироздания? Почему Ты, Творец Мироздания, допустил такое положение когда « весь мир во зле лежит»? Почему Ты Господи не создал сразу совершенный Мир?
       

Господи, Творец Всемогущий, зачем Ты создал Мир, исполненный дьявольского зла, которое противостоит Твоей абсолютной Благости и Любви? Прости меня, Господи, но созданный Тобой дуалистичный Мир, содержащий Божественное и дьявольское бытие, создаёт неразрешимую антиномическую проблему теодицеи, подрывающую веру в абсолютность и всеобьемлемость Благости и Любви Твоей, вселяющую сомнения и неверие в Твоё Всемогущество. «Фактичность зла, - пишет богослов  С.Л. Франк, - является великим  соблазном для отрицания Бога, а проблема теодицеи,- считает он, - рационально неразрешима».

 Господи милостивый и милосердный  прости меня, но я не могу понять, зачем Ты создал нас заведомо несовершенными и греховными, если Ты обладаешь  абсолютным всемогуществом? Зачем Ты отправил нас, детей своих, в Тобою же созданный несовершенный мир, полный зла, насилия и дьявольских искушений, сознательно уготовив  нам страшные страдания  и мученическую смерть? Зачем Ты, Господи, караешь нас за  наше человеческое несовершенство, заведомо зная, что в этом нет нашей вины?


Но если Ты Господи, даже для детей своих намеренно создал этот Мир полный дьявольского зла, лишений и страданий, то значит, ты не обладаешь абсолютной благостью и любовью отца нашего. Как  может отец родной желать страданий и смерти чадам своим? Почему Ты Господи обещаешь нам «жизнь вечную» только в загробном мире и лишаешь нас счастья жить в этом Мире?   Господи, отец  небесный, прости мне невольное прегрешение через все сомнения мои, но если Ты ещё на стадии замысла не смог предвидеть возможность появления в Мире дьявольского зла, то значит, Ты не  обладаешь абсолютным провидением, а если ты предвидел такой исход и не смог исключить его ещё на стадии раннего замысла, значит, Ты не обладаешь Всемогуществом?

Господи Милостивый и милосердный, прости меня грешного, но я не могу понять и признать, как может быть истинная вера в Тебя прежде, чем Ты  сам не явишь нам  достоверного свидетельства своего существования. Без Твоего прямого явления детям своим  все наши  трансцендентные верования и видения будут не более чем домыслами и медитативными галлюцинациями нашего экзальтированного воображения,  поддавшегося магии лжеучений и  лжепророчеств, которых  в нашем  греховном мире  великое множество.

Зачем   Ты,  Господи,  разделил всех  нас  детей  своих  по  разным  расам  и этносам  со  множеством  языков  и сумасбродных  мистических  верований?  Почему  Ты,  Отец  Небесный, послав  нас  на  Землю, не дал  нам  сразу  благословение  свое  и  наставление  истинной  веры,  а  оставил  нас  без  отеческой  заботы  и  попечительства  на  сотни  тысяч  лет  до  рождества  Христова  в  животной  дикости  и  языческом  невежестве?   Зачем Ты, Господи, дал разным народам  столь разные вероучения свои? Зачем  Ты, Господи, внёс  великое смятение в умы и души людей, вызвавшее   жестокую вражду и множественные   кровопролитные  войны между народами?

Почему Ты, Господи, не дал всем  народам одно истинное  учение своё  которое  бы  исключило  в  мире  зло  и  жестокое  насилие,  которое  бы  навечно  воцарило  братскую  любовь  между  всеми  народами    и  благостный  мир  на  Земле ?  Господи милостивый, отец наш небесный,  не оставляй нас, детей твоих сиротами покинутыми на произвол судьбы, не дай нам стать сынами блудными, не знающими отца своего.


Не раз я с мольбой обращался к Господу: « Господи милостивый и милосердный, явись мне образом своим или дай какое-то достоверное свидетельство своего  существования, что бы я мог уверовать в Тебя. Господи, открой мне вдохновенный смысл  земной жизни и истинной веры, дай мне своё мерило истины, чтобы я мог безошибочно отличать истину ото лжи». Однако Отец небесный не внял моим мольбам, он не удостоил своего заблудшего сына своим  высочайшим вниманием,  не дав мне ни малейшего свидетельства своего существования. И тогда отверженные Господом  мольбы  мои рассеялись как утренний туман, как глас вопиющего в безмолвствующей пустоте Вселенной.

Знать, Господь  не пожелал, чтобы я уверовал в Него и пришёл в услужение к Нему,   а  своим упорным молчанием настойчиво склонял меня на путь неверия. Видно, такова Высшая воля Господа, которую я вынужден буду принять и исполнить, не смея   перечить Ему. Прости меня Господи, но я  поступлю так, как будет Тебе угодно, прости меня, но в этом выборе нет моего  греха, поскольку мой выбор-это только проявление Твоей высшей воли, поскольку только  Ты движешь всеми моими помыслами и поступками. Мудрость Господа беспредельна, она выше тщеславия и своекорыстия и, возможно, поэтому, будучи высшим воплощением благости, Он считает ненужным давать нам достоверное  свидетельство о себе, чтобы избавить нас  от    рабского чувства быть вечно обязанными  Ему, и тем самым поддерживает в нас, так необходимое нам,  чувство человеческого достоинства  и личностной самоценности! 


В поисках философии жизни, как высшей Вселенской  истинны, незрелое мифологическое сознание моё обращалось к различным восточным вероучениям в надежде найти в них сокровенную истину, но анализ, как сущностный признак рационального рассудка, каждый раз, снимая с фарисейской мудрости священный ореол, с прискорбием обнаруживал под ним  всего лишь разочаровывающий самообман, рассчитанный только на наивность непритязательной веры. Знать бессмысленными были  все попытки мои искать опору в заведомо безопорном пространстве трансцендентных вероучений, которые никогда не смогут выйти из ими же созданного тупика теодицеи. Я не нашел в них ни философской мудрости, ни сущностной истины, дающей успокоение мятущемуся рассудку. Мои поиски жизненной опоры в религии и попытка найти в ней смысл своей жизни оказались неудачными и, как теперь я понимаю, это было предопределено  моей повышенной рациональной критичностью и прирождённой реалистичностью.


Я никогда и ничего не мог принять на веру до тех пор, пока сам  не воссоздавал   в своём внутреннем виртуальном мире функциональную модель нового явления, которая бы органически включалась в уже ранее  сложившуюся  у  меня физическую картину мира. Мой разум противился признать существование некоего первоначала мира как Бога, признание которого не только не упрощало моё понимание мироустройства, а напротив, ещё больше усложняло его. Как можно было объяснить существование Бога, как разумного первоначала мира, когда ещё абсолютно ничего не было, когда не было даже самого МИРА? Если разумное первоначало из ничего создало  МИР, то  возникает ещё более сложная проблема: как объяснить возникновение самого разумного Первоначала (Бога)? Это неизмеримо более сложная проблема для теологии, чем та, с которой сталкивается  космология, решая  проблему сингулярного начала. 

Если  Бог,  как  Абсолют,    есть  разумное  творческое  Первоначало  Мира,  то  Он  не  может  существовать  вечно.  Всё,  что  меняется  и  созидающе  развивается  должно  быть  ограничено  во  времени.  Всё  сущее  имеет  своё  начало  и  свой  конец,  когда  заканчивается  полный  цикл  и  бесследно  стираются  все  следы  прежнего  существования,  когда  всё  возвращается  в  свою  купель  первородного  физического  хаоса,  в  котором  всё  берёт  своё  начало  и  обретает  свой  конец.
 

Если  допустить,  что  Бог  существовал  вечно – то  Он  не  мог  быть  Творцом,  а  если  Он  Творец  Мира – то  Он  не  может  существовать  вечно.  Это  антиномия,  не  имеющая  решения,  а  потому  снимающая  саму  идею  возможного  бытия  Бога.
Куда  как естественней  принять инфляционно - космологическую гипотезу эволюции Вселенной, которая лишена неразрешимых проблем  сингулярного начала и трагической  обречённости конца мироздания, в результате гравитационного коллапса. Большая  БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ   Вселенная, как безбрежный  кипящий океан физического вакуума, в котором происходят сложнейшие фазовые превращения  физических полей и вещества, непрерывно порождает и разрушает множество мини Вселенных подобных  нашей и всеми процессами в этом огромном МИРЕ  БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ   Вселенной управляют только естественные физические законы.

Из физического вакуума  рождаются новые  Вселенные и, разрушаясь, вновь переходят в вакуумноподобное  состояние, и  эти  процессы  никогда не имели начала и не будут иметь конца… Это  потрясает  человеческое  воображение, повергая  его  в  парализующий  ступор  леденящего  ужаса… Но  это  реальность  которую  нужно  признать…
В этом катастрофичном и грандиозном мироздании я не находил места сверхъестественному началу. Я пришел к выводу, что все  реально  существующее  для  нас, это  только  то,  что  в  данный  момент,  действует  на  нас,  что  вызывает  наши  ощущения  и  осознается  нами  как  достоверная  реальность. 

То,  что  не  действует  на  нас  в  данный  момент, мы  не  ощущаем, а  то,  что  не  вызывает  наших  ощущений,  не  может  и  осознаваться  нами  как  достоверно  существующее. В  лучшем  случае, оно может  существовать  для  нас  только  как  доверительная  реальность.  Наше  рациональное  сознание  констатирует  достоверность  наших  ощущений , но  окончательно  удостоверяет  их  только  наше  познание,  т. е.  когнитивная  способность  устанавливать  цепочки  причинно-следственных  связей.

В моей жизни был достаточно длительный период поисков смысла жизни в религиозных учениях. Мой образ жизни, мягкость характера и тактичное обращение с людьми привлекали внимание верующих и они, не редко, сами выходили на общение со мной. Я мог по долгу выслушивать их проповеди не прерывая их исповедальные откровения. Моих собеседников, видимо, привлекало ещё и то, что я пропагандировал принцип ненасилия и самоограничения материальных потребностей, в течение десяти лет придерживался вегетарианской диеты, а так же никогда не курил и не пил алкогольных напитков и категорически отвергал сквернословие. Все эти качества, по обще принятому мнению, должны были характеризовать меня как человека религиозного, что наверное и привлекало ко мне внимание религиозных проповедников.

Я долго общался с православным священником и выполнял его заказ на изображение трёх икон: Георгия Победоносца, Нерукотворный образ Христа и Воскресение Христа. Встречался и общался с проповедником иеговистской секты, общался с последователями Виссариона и много лет общался с кришнаитами исповедующими <сознание Кришны> в интерпретации Шрила Прабхупада.
Я с пристрастием исследовал "Бхагавад-Гиту" как кладезь и суть всей ведической мудрости.
Привожу перл ведической мудрости:

<<<Кто не беспокоит ни кого и сам ни кем не обеспокоен...кто не радуется и не горюет, кто не скорбит, не имеет желаний...кто относится одинаково к друзьям и врагам... кто не заботится о жилище для себя, кто исполненные веры, следуют этим вечным путём преданного служения, полностью отдавая себя этому, кто сделали Меня своей высшей целью, те очень и очень дороги Мне. >>>
 Это призыв КРИШНЫ к своим последователям. Но я ничего не нашёл для себя в этой ведической мудрости...

Я долго искал Божественное откровение, однако, все мои поиски смысла жизни в религиозных учениях не приблизили меня к одухотворяющей Божественной истине.

Для  меня  Бог  не  стал  не  достоверно,  не  доверительно  существующей  реальностью , поскольку  мифологическая  гипотеза   Бога, даже  не  предполагает  критерия  своей  истинной  реальности , поэтому  она  вне  познания .  Она  опирается  только  на  несообразную  нелепость  натужной  мистической  веры.      Так попытки искания спасительной Божественной истины привели меня к разочарованию в религии. Однако упорные поиски мои были вознаграждены, и ко  мне, наконец, пришло запоздавшее прозрение, открывшее истинный рациональный смысл жизни, отвратив меня от мучительных и бесплодных поисков Всемогущего покровителя. Так закончился для моего незрелого рассудка надолго затянувшийся этап призрачных исканий и начался новый этап зрелого осмысления жизненной реальности.


Я понял, что искать философию жизни нужно только в реальном Мире, неравновесном и катастрофичном, где  всё  имеет своё начало и свой конец,  где гибель одних является необходимым условием начала жизни других, где человеку при его жизни  нет и не может быть утешительного успокоения,  но именно  в этом  вечно  бурлящем   круговороте и состоит сущностный смысл  человеческой  жизни, как условие её саморазвития и непрерывного обновления.


Философия жизни должна отвечать на самый главный, жизнеопределяющий вопрос, который в течение жизни должен периодически задавать себе каждый здравомыслящий человек - для чего я живу  на  Земле? Существует ли в нашей жизни такая цель, ради достижения которой стоило бы жить, преодолевая все жизненные невзгоды мучительные боли и страдания; цель, которая бы придавала сил, наполняла жизнь глубоким содержанием и смыслом, а само устремление, к которой вызывало в нас ощущение радости и счастья? Я понял, что такой высшей  целью человеческой жизни, оправдывающей её и придающей ей ценностный смысл, может быть только творческий процесс постижения Мира, что только в научном творчестве когнитивная  функция нашего интеллекта достигает своего экстремального значения и эмоционально воспринимается нами как катарсис, как достижение наивысшего уровня радости и счастья!

Только научное познание, шаг за шагом очищающее наше сознание от невежества предрассудков и мифологем, расширяет область знания и дает нам ощущение большей свободы. Научное познание Мира безгранично расширяет наши адаптивные возможности, и только оно дает нам надежный шанс на длительное сохранение жизни на Земле, определяя генеральное направление вектора социальной нооэволюции. В  нашей  жизни  нет  ничего  более  интересного  и  достойного  нашего  внимания  и  усердия  чем  познание  и  понимание  глубинных  первооснов  окружающего  нас  Мира. Это  высшая  цель, задающая  смысл  достойной  человеческой  жизни  и  тем  самым  поддерживает  в  нас  чувственную  жажду  жизни.   

Я понял, что жизнь, как явление, не имеет предназначения, предопределяемого божественным провидением -у нее нет ни цели, ни смысла, но, однажды возникнув, она самоподдерживается, непрерывно самоорганизуясь, и потому мы все еще продолжаем существовать. Мы, как существа самопрограммирующиеся, обладающие самосознанием, сами себе должны ставить жизненные цели, которые бы делали осмысленными наше существование на Земле, и только при этом бесцельное существование превратится в осмысленную целенаправленную и интеллектуально насыщенную жизнь, которая по своей напряженности и безграничности интересов на много содержательней трансцендентной и ограниченной теологическими канонами так называемой духовной жизни со всеми  ее  ритуальными  условностями  и  напускной  театрализованной  торжественностью.    

 В моем понимании духовность – это возвышенно романтическое и поэтически любовное отношение ко всему окружающему нас Миру, трепетное отношение ко всему живому, это наполненность жизни интеллектуально творческими исканиями, одинаково далекими как от вульгарного материально потребительского примитивизма, так и от мистического фанатизма.
В этом смысле духовность не является уделом только аскетических мистиков, напротив, она наиболее ярко выражена у людей творческих и увлеченных, с хорошо развитым правополушарным эмоциональнообразным мышлением.

Я, как человек эмоциональный, свои духовные силы черпаю от общения с Природой. Я очень люблю грандиозное величие заснеженных горных вершин, устремленных в космическую синеву неба. В горах, как перед вечностью, острее осознаешь свою бренность, беззащитность и трепетность человеческой жизни, что  заставляет  еще  больше  любить  жизнь,  дорожить  каждым  ее  мгновением .  Я безмерно счастлив тем, что в своей жизни имел возможность хотя бы немного,
(с 1968 г. по 1985 г.), походить по горным перевалам и в одиночку, и в группе  подниматься на некоторые горные вершины. Люблю я  и чарующую красоту наших сосновых лесов, когда бредёшь, куда глядят глаза, любовно касаясь руками смолистых стволов деревьев, вдыхая тонкий аромат хвои, и наслаждаясь умиротворяющей тишиной.

Я получаю необыкновенное эстетическое вдохновение, бродя по лесным урочищам и чащобам, любуясь нерукотворной лесной скульптурой, созданной причудливыми изгибами стволов и ветвей деревьев, витиеватыми сплетениями узловатых корней и кряжистых пней, напоминающих порой, то волхвующих древних старцев, то могучего и доброго лешего, а то угрюмых и каких-то таинственных духов леса.  Когда я устаю от житейской суеты, когда на душе накапливается груз тягостных тревог, я ухожу для очищения и исповеди на природу в свой самый светлый и величественный храм, под высоким куполом голубого неба.

И там, в нерукотворном храме, перед великолепием естественных красот, меня невольно охватывает благоговейный восторг от осознания того, что я являюсь свидетелем существования этого Мира. Меня переполняет огромная радость от понимания того, что я это осознаю, а  это значит, что я живу!  От распирающей радости и жажды бытия хочется обнять весь МИР  и, воздев руки к небу, кричать: Я люблю этот МИР! Я люблю ЖИЗНЬ! Я  ЖИВУ! Я еще хочу ЖИТЬ!


Это очищающая радость благотворного общения с Природой, хотя бы на время, восполняет утраченную энергию, приводит к умиротворению мятущийся разум, снимает все напряжения, вливает новые физические и духовные силы, возвращает утраченные надежды и снова хочется жить и творчески созидать.



                ***

По осени склонились к ручью ветви вербы и
прозрачные струи холодной воды
уносят опавшие жёлтые листья…   














   










   


Рецензии
Уважаемый Любомир! Вы так много знаете и понимаете в основах Мироздания, что можно себе представить, каким в свое время вы были выдающимся студентом-физиком, "глотавшим" все существующие физические и космологические теории. Думается, что на основе этих теорий у Вас сложилось настоящее мировоззрение, которое определяет Ваши представления о Времени, Эволюции, Началах и прочем. Или может быть, что-то еще подталкивало Вас к поискам и построению своей концепции?

Вы что, сразу все так и понимали или ставили все-таки перед собой некоторые вопросы, "публикуя" их в пространстве(хотя бы мысленно)? И что разве не приходили ответы "ниоткуда", просто из пространства? И совсем не было никаких наводок, подсказок, встреч с нужным текстом? Если ничего этого не было, тогда все понятно...

Любомир, а почему Вы понимаете "вечность" как "безвременье"? Ее уже давно определили как "вечное настоящее", в котором есть "пульс времени", но нет борьбы и нет физической эволюции и соответственно, изменения времени. Понятно, что в физическом мире вечности быть не может...

А по поводу "смысла жизни". Разве есть бессмысленное существование? Ведь жизнь самоценна! Она недешево обходится Вселенной, но, по-видимому, продляет ее бытие в цикле. Думается, что разумная - вообще бесценна, не зря ей подарили столько удовольствий!
С извинениями и наилучшими пожеланиями, Мария.


Мария Мызникова   22.03.2019 22:15     Заявить о нарушении
Уважаемая Мария, В своё время я пытался искать ответы на многие интересовавшие меня вопросы, но наш Мир необъятен и теперь я всё больше понимаю как МНОГОГО я ещё не знаю…
«Вечность» я понимаю как застывшее «безвременье», где нет ни каких изменений и это можно считать «безвременным» или «вечным» НАСТОЯЩИМ. Однако, флуктуирующий физический вакуум несмотря на то, что он «вечен», то есть, «безвременен», но у него нет «настоящего», поскольку на микро - уровне он динамичен.
По поводу смысла жизни. Да, жизнь «самоценна», но до тех пор пока существует возможность самореализации всех своих потенциальных возможностей, придающих ей содержательный смысл. В противном случае она превращается в бессмысленное биологическое существование.

С уважением и добрыми пожеланиями, Любомир.

Любомир Павлов   23.03.2019 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.