46. Небесные кентавры

Всякий, кто хоть немного сведущ в астрономии или астрологии (сама я, признаюсь, в этих сферах – профан, хотя про космос читать люблю), непременно встречал на небе ли, в книгах или в звёздных картах кентаврические имена и названия.
Самое древнее из них – созвездие Кентавра, или Центавра, ярко сверкающее в южном полушарии и хорошо видимое на юге Европы. Ярчайшая из звёзд этого скопления светил – Альфа Кентавра (она же в латинской традиции – Альфа Центавра, или Ригель Центаурус), ближе всего расположенная к Солнцу. Помимо неё, в созвездии имеется и Бета Кентавра, и Проксима Кентавра (последняя является угасающей звездой, «красным карликом»).
Смутно осознавая, как несправедливо Зевс обошёлся с Хироном, пусть даже тот сам просил о смерти, греки попытались исправить это невыгодное впечатление, придумав миф о том, что боги на самом деле не уничтожили великого Кентавра, а превратили его в сияющее скопление звёзд. Впрочем, возможно, Зевс сам внушил эту мысль людям, ибо разглядеть на небе подобную конфигурацию можно, лишь обладая нечеловеческим воображением – либо заведомо зная истину.


Сведения о небесном Кентавре имелись в трактате Евдокса Книдского – пифагорейца и ученика Платона, жившего в первой половине 4 века до нашей эры и занимавшегося науками, унаследованными пифагорейцами от Хирона: математикой, астрономией и музыкой. Сочинения Евдокса в оригинальном своём виде не сохранились, но они было настолько авторитетны и известны, что дошли в пересказах его учеников (в том числе Евклида) и в иноязычных парафразах. В эллинистическую эпоху трактат Евдокса о небесных сферах получил широчайшее распространение в поэтическом изложении Арата (поэма «Явления», или «Феномены»). На латинский язык эту поэму перевёл Марк Туллий Цицерон, и в его версии она многократно переписывалась и переиздавалась и в Средние века, и в Новое время.
Нет нужды говорить, что все эти книги были украшены наглядным изображением Кентавра, чьё тело оказывалось составленным из звёзд.
В некоторых старых изображениях небесный Кентавр держал в руках копьё и добычу, символизируя удачливого охотника. Этой добычей мог быть заяц или другой зверь – но, конечно же, не лев, не орёл и не вепрь.

  (Рукописи из Британской библиотеки и Британского музея)

Всё было бы прекрасно, если бы наряду с созвездием Кентавра на небе не красовалось ещё и созвездие Стрельца, которое тоже традиционно соотносится с образом кентавра-лучника.

   
http://kentauris.livejournal.com/61485.html

Наличие сразу двух кентаврических созвездий создало путаницу в человеческих преданиях. Кто-то склонен верить, что оба созвездия суть воплощения Хирона. Другие полагают, что только одно (Кентавр), а другое оказалось «занятым» кем-то из его собратьев – Фолом или Кротом. Существует даже миф о том, что Хирон, составляя небесный глобус и заранее предвидя свою судьбу, оставил место Стрельца для себя самого – но, узнав об этом, Крот его опередил, и Хирону пришлось переместиться подальше от Земли и поближе к Солнцу. Вообще подобные поступки совсем не в характере благородных кентавров, и мне эта сказка представляется крайне сомнительной.
Так или иначе, небесный Стрелец стал символом устремлённости ввысь и вперёд, к вечной красоте и заоблачным истинам. Впрочем, в наши дни эту эмблему используют и в сугубо коммерческом смысле; её взяли на вооружение и транспортные, и строительные, и туристические, и какие угодно фирмы. Она превратилась почти что в красивую пошлость, но тут уже, боюсь, ничего не поделаешь: запретить кому-либо изображать стреляющего кентавра нельзя.

Почему созвездие назвали просто Кентавром, а не Хироном?
Древние точно не знали, кто именно из двусущностных оказался удостоин столь высокой участи. Видимо, Зевс вновь предпочёл запутать  следы, дабы умерить восхищение смертных Хироном и по возможности воспрепятствовать тому, чтобы имя его произносилось слишком уж часто. Одно дело, когда будут говорить «рождён под знаком Кентавра» (у людей это можно понять вовсе не как комплимент) или даже «под знаком Стрельца», а другое – «под знаком Хирона».
Как я уже упоминала, некоторые полагали, что на небо был вознесён не Хирон, а погибший раньше него Фол, либо даже не Фол, а собрат Муз – песнопевец Крот, о котором люди почти не имели сведений, кроме того, что он был сыном Пана и нимфы. Я, кстати, тоже ничего не могу про него рассказать, потому что Крот сторонился прочих собратьев и не подвергался ни гонениям, ни издевательствам, ни терзаниям, подобно всем прочим. И жизнь его, и смерть были тихими и сокровенными, а лира радовала только Муз на Парнасе, где он обычно и обретался. Живи он в нашем время, Крот, наверное, был бы сторонником концепции «искусства для искусства». А поскольку я не могу исключить, что у него имелись какие-то сердечные привязанности и, возможно, даже потомство, то возникновение самой этой идеи могло восходить непосредственно к нему самому, а затем наследоваться как некая черта родовой психологии.
Крот, как и все кентавры, владел не только лирой, но и луком, так что в созвездие он мог превратиться с не меньшим основанием, чем Фол или Хирон.
Художественных изображений Крота мне не встречалось – видимо, он избегал показываться людям на глаза и никогда не позировал смертным художникам.

Означает ли довольно тёмная и загадочная история с созвездиями Стрельца и Кентавра, что Зевс в очередной раз повёл себя мелочно и вероломно, попросту испепелив Хирона и с удовольствием отослав его душу в Аид?..
Думать о царе богов в человеческих категориях было бы опрометчиво. В отличие от земных владык, Зевс соблюдал договоры и никогда не нарушал законов мироздания. А согласно этим законам, бессмертное существо уничтожить нельзя; ему можно лишь придать иную форму, подчас не совместимую с земным существованием – но оттого не менее материальную.
Поэтому я предпочитаю говорить не о смерти Хирона, а об уходе из здешнего мира.
В этом смысле миф о вознесении – чистая правда. Хирон на небе всё-таки есть, хотя увидеть его невооружённым глазом вряд ли возможно, и тут  Зевс, конечно, не преминул воспользоваться своим даром плутовать и лукавить, неоднократно проявленном в ряде похожих случаев, когда просьба молящего исполнялась слишком буквально, или когда пожелание истолковывалось неожиданным образом.
Мы ведь не знаем, в каких именно выражениях Хирон попросил Громовержца о прекращении своих дней на земле. Хотя великий кентавр сам был горазд на двусмысленные толкования, в тот решающий миг, одержимый страшной болью и душевным волнением, он мог произнести пару слов, за которые Зевс уцепился, дабы действительно скрыть его ото всех и не дать ему никакой возможности обнаружить себя в обозримой Вселенной.
История открытия Хирона в небесном облике выглядит похожей на чудо. Она доказывает, что даже богам не под силу скрывать истину вечно.

Версия о том, что Хирон не умер, как всякий обречённый Аиду, а в силу божественности своей природы был вознесён на небо, нашла неожиданное подтверждение в последней трети 20 века. 1 ноября 1977 года американский астроном Чарльз Томас Коуэл (или Коваль -- Kowal), изучая фотопластинки со свежими снимками неба, открыл неизвестный объект. Почему-то раньше никто этого небесного тела не замечал или не задавался вопросом, что это такое, хотя его изображения или следы просматривались на старых снимках неба 1976, 1969, 1962 и 1941 годов и даже на звёздной карте 1895 года. Может быть, у астрономов просто руки не доходили. Но бывает ведь так, что люди просто не видят самое очевидное, пока не настанет время, когда кто-нибудь посмотрит свежими глазами и скажет: да вот же оно!
Новооткрытому объекту дали имя Хирон. Если совсем точно, то – «2060 Хирон», ибо мелкие планеты у астрономов принято нумеровать, и тысячи из них значатся в каталогах безымянными, пока кто-нибудь не придумает красивое название или не купит право наречь звезду полюбившимся именем.
Почему открывателю или его коллегам пришло на ум имя Хирона, я не знаю. Но внутреннее ощущение говорит мне, что ничего случайного тут быть не могло. Никакие имена не даются совсем наобум. Если Коуэл питал в душе приязнь к Хирону (причины могли быть разными, от собственного кентаврического происхождения до увлечения древними мифами в детстве), то между ним и его объектом могла возникнуть мгновенная связь, которую в старину называли «симпатической». И астроном, полагая, будто даёт планете выбранное наудачу имя, на самом деле просто ловил информацию прямо из космоса, повинуясь таинственному внушению. А если никакой особенной склонности именно к Хирону учёный не питал, и просто перебирал в уме пока ещё не занятые мифологические имена (дело, нужно сказать, не простое, ибо все родственники, друзья, любовницы и фавориты Зевса давно уже получили кто собственную планету, кто спутник, кто приличного размера астероид, а кто и созвездие), то всё-таки некая сила остановила его взгляд и руку на том единственном варианте, который в итоге оказался бесспорно правильным.

http://img.sunhome.ru/UsersGallery/magic/06200929102637.jpg
(Хирон)

Тело Хирона оказалось не очень крупным: по новейшим данным – 255 километров в периметре. Был вычислен и его период обращения вокруг Солнца: 50.78 года. Ну, астероид и астероид, каких во Вселенной тысячи…
А вот – нет.
Хирон оказался особенным.

Во-первых, выяснилось, что Хирон – действительно небесный кентавр. То есть двусущностный. По физическим параметрам он – астероид, но по некоторым внешним признакам – ещё и комета. Хирон имеет «кому», или «гриву» -- ауру, или  след, тянущийся за ним по небу. Однако эта «грива» видна не всегда, что для кометы весьма необычно. Так, в 1996 году светящийся след у Хирона перестал фиксироваться. Либо это было связано с условиями наблюдениями, либо этот кометный признак у него то появляется, то исчезает.
Во-вторых же, Хирон ведёт себя столь же загадочно, как и в то время, пока был земным существом. Его диковинная орбита пролегает там, куда не заходят обычные астероиды. Перигелий Хирона находится внутри орбиты Сатурна, а афелий -- почти у самой орбиты Урана. Как было подсчитано, Хирон около 4000 лет тому назад приближался к Сатурну на чрезвычайно малое для космоса расстояние, да и в наше время сильнее тяготеет к Сатурну, чем к Юпитеру. Не нужно быть астрономом, чтобы понять, какой в этом смысл: Сатурн ведь по-гречески – Кронос. Естественно, Хирону пристало вращаться между Отцом и Праотцем, ибо – где же ещё? Не Зевс вознёс его в небеса, а великие предки призвали и отвели ему должное место. Но Хирон никогда не ходил предначертанными путями, предпочитая избирать их самостоятельно.
Его орбиту определяют как эксцентрическую и хаотическую, изумляясь тому, как вообще какое-либо тело Солнечной системы может двигаться столь странным и уникальным способом. Теоретически такой орбиты не должно было бы существовать. Астрономы предсказывают, что когда-нибудь Хирон  будет выброшен из Солнечной системы под воздействием либо Сатурна (Кроноса), либо Юпитера (Зевса).
Охотно верю. Зевс на такое вполне способен.
А может быть, Хирон и сам нас покинет, окончательно разуверившись в человечестве?..

 Астрологи полагают, что планета Хирон, хотя и не входит в классификацию самых крупных небесных тел нашей системы, оказывает очень важное влияние на земные дела, и это необходимо учитывать и в натальных картах, и в гороскопах.
Нетрудно догадаться, какого рода это влияние.
Хирон продолжает заведовать познанием непознанного, наведением связей между несходными сферами и установлением гармонии разного рода – духа и плоти, логики и интуиции, знания и фантазии. Великий кентавр остаётся покровителем звездочётов, математиков и музыкантов, мыслителей и целителей, наставников и путеходцев. Он способен внушить неожиданное решение, привести к равновесию силы души, ниспослать откровение истины и усилить природные дарования.
Всё это происходит исподволь и само собой. Взывать к Хирону или молиться ему не нужно – он никогда не требовал поклонения и насмешливо взирал на те почести, которые смертные расточали богам.
 
Вслед за Хироном в той же части вселенной были открыты и другие подобне ему двусущностные астероиды, получившие имена известных кентавров.
Так на звёздных картах появились Харикло и Окироя. Имя Харикло получил крупнейший из астероидов после Хирона. Окирою же отыскали лишь в 1998 году; этот астероид, напротив, самый маленький из кентавров, но моему сердцу радостно, что нетленный дух целительницы и пророчицы обрёл небесную форму, преобразившись в планету с тем же самым раскатистым, словно звон горной речки, именем.
А поблизости ходят по небу друзья и знакомые -- Фол, Несс, Асбол, Киллар, Гилонома…
Фол и Несс отличаются красноватым цветом поверхности, отличаясь этим от Хирона и его родственниц. Отчего это так, не знает пока никто. Мне думается, что и в жизни оба эти кентавра могли быть меднорыжими, а Хирон был светел, хотя некоторые живописцы рисуют его темношкурым и черноволосым. Впрочем, в последние годы жизни Хирон мог поседеть от переносимых страданий, и на небо попал, уже будучи серебристым.
 

Что касается Асбола, то форма его неправильна, а съёмки 2000 года обнаружили у него на боку глубокую вмятину или кратер – считается, что в него могло врезаться какое-то небесное тело. Зная, что Асбол погиб в схватке с лапифами (которую он пытался предотвратить), можно предположить, что космическое столкновение отражало земную реальность и ещё раз отметило полученную кентавром смертельную рану.

Впрочем, всё это -- только для тех, кто верит в преображение сущностей.
А прочие вправе рассматривать весь этот сонм созвездий и астероидов как своего рода космический сор, не имеющий ни души, ни имён, ни касательства к здешней жизни.


Рецензии