О предопределении и своб. воле, III, 2, Кальвинизм
12. О ВЫБОРЕ
Если Бог желает привести грешников к спасению, но не дает людям ни веры, ни покаяния, предоставляя им по своему усмотрению принять или отвергнуть Евангелие… то все (почти все) зависит от проповедника, несущего Благую Весть. Вот почему протестантские арминиане ищут способы правильного убеждения и воздействия на человека. Надо не просто свидетельствовать об Иисусе Христе, но свидетельствовать «профессионально».
Между тем, слова Христовы о Царстве Божием являют такую духовную реальность, которую плотские люди не могут увидеть на своем рассудочно-чувственном пути, отвергающем веру. Все, что от Духа Божия, воспринимается неверующим человеком, живущему по законам плоти и разума, как безумие. Неверующий пытается ввести всякое откровение Духа в русло своего рассудочного понимания, дать ему некое рациональное объяснение, исходящее из земных законов причинности, и когда это не удается, вовсе отвергает слово Божие.
13. ПРЕДЫЗБРАНИЕ И ПРЕДУЗНАНИЕ
13.1. Кальвинизм учит, что Бог Сам полностью совершает дело спасения человека, наделяя спасаемого даром веры и покаяния. Бог до сотворения мира избрал тех, кого Он решил спасти. Если Богу ведомы от вечности все дела Его (Деян.15:18), то ведомо от вечности и то, кто будет Им спасен, а кто нет.
В данном случае речь идет о предызбрании. Оно безусловно, то есть не зависит от каких-либо положительных качеств, найденных в человеке. Кому-то это покажется странным, но апостол Павел дает хорошее объяснение: все наши качества мы получили от Бога («что хвалишься, как будто не получил?», 1Кор.4:7)…
Поэтому кальвинистский ответ на вопрос «почему человек принимает Евангелие?» таков: Бог подает этому человеку милость быть спасенным. Через принятие Евангелия выявляется Божие дело спасения.
Синергическая модель подразумевает свободный выбор человеком своего спасения. Бог лишь предвидит тех, кто это спасение изберет. По какой-либо причине (или сойдутся тысячи причин) человек изберет спасение. Разумеется, в таком случае вероятность выбора неопределенна, но Бог на то и Бог, чтобы все точно предвидеть, или предузнать…
13.2. Между тем, Богу не нужно было предузнавать Израиль, чтобы явить Ему Свою любовь. Пророки, говоря о любви Божией, используют слово «признал». Признание у Осии (13:5) и Амоса (3:2) соответствует предузнанию, о котором говорит Павел (Рим.8:29), то есть признание, как и предузнание, означает «возлюбил».
Если же понимать предузнание как рассмотрение будущего поведения, то такое понимание создает впечатление, будто «до рассмотрения» Бог все-таки не знал чего-либо.
14. БОГ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Под предопределением понимаются рациональные пропозиции Бога относительно созданного Им мира. Учение о тотальном предопределении у неверующего вызывает возмущение. Верующий не возмущается. Бог все предопределил, как это чудесно!
Разумеется, всемогущий Бог может и без предопределения все предвидеть, Ему нетрудно и в беспорядке (об этом чуть позже) все предвидеть, но в модели беспорядка законов не существует по определению, и тогда это что-то уж совсем экзотическое для библейской концепции творения. Наличие законов Божиих исключает беспорядок. Законы делают мир функциональным, не бессмысленным.
14.1. СЛУЧАЙНОСТЬ
14.1.1. Систему законов и принципов, данных Богом этому миру, философы называют детерминизмом. Собственно, под детерминизмом понимается закономерное взаимодействие явлений и процессов, обусловленность, причинность (пусть это даже вероятностная причинность), жесткость и нежесткость причинения, принципы ограничения, сцепления, взаимодействия.
Детерминизм как учение постоянно развивается и усложняется. Так, анализ поведения нелинейных динамических систем привел к развитию теории хаоса. В данном случае речь не идет о хаосе как беспорядке, при котором не существует никаких оснований и принципов, невозможно никакое описание, невозможна теория и прогнозирование. Физики называют хаосом поведение систем, которое не вытекает из их прежнего состояния (то есть не поддается точному прогнозированию). Согласно теории хаоса между причиной и следствием в поведении нелинейных динамических система «встроена» бифуркация (раздвоение, крутой перелом развития, выбор нового направления). Теория хаоса помогает понять поведение таких систем, управлять ими.
Теория хаоса не отвергает порядок и детерминацию. Каждый отдельный элемент нелинейной системы, несмотря на кажущуюся свободу поведения, движется по определенным параметрам. Хаос – это просто необычный порядок вещей, но все-таки порядок.
14.1.2. Если в хаосе причинная связь явлений не всегда обнаруживается, то не надо торопиться с утверждением, что этой связи не существует. Фиксация определенной степени некоторых явлений может быть первым шагом к установлению скрытой закономерности.
Явленная нашим наблюдениям случайность (как частный случай хаоса) есть всего лишь непонятая (непонятная) закономерность. Имманентной (сущностной) случайности в мире Божием не существует. Есть кажущаяся случайность, псевдослучайность.
14.2.1. В повседневной жизни многие события кажутся нам случайными и необязательными, но это лишь потому, что мы судим о них, исходя из нашего уровня знаний. Если бы мы видели всю картину, мы бы признали, что эти события в высшей степени обязательны. Они необходимы, другого произойти не могло.
14.2.2. Чтобы увидеть микромир, надо воспользоваться микроскопом. С предопределением еще сложнее. Мы находимся внутри границ предопределенного, и выйти за этот предел человеку невозможно. Приведу пример для лучшего понимания: ребенок катается на электромобиле внутри замкнутого пространства автодрома. Можно ездить взад и вперед, и даже очень быстро, но невозможно выехать за пределы автодрома.
Человек не обладает достаточной информацией, чтобы достичь понимания корреляции, существующей в этом мире, то есть влияния всего того, что окружает человека. Мир, как кто-то сказал, – это комок событий. Иногда, действительно, бывает трудно определить причину и следствие. Слишком много скрытых от нас параметров. И все же «случайное» в нашем мире – это лишь непознанные связи и причины. Некоторое явление воспринимается нами как случайное, поскольку не вытекает из внутренней закономерности, которую мы ожидаем, возможно, являясь результатом иных закономерностей (внешних связей и отношений, результат перекрещивания причинных связей). Примем во внимание и скорость передачи взаимодействия и причинения. Нам кажется, что нечто происходит вне закономерности, но это лишь потому, что мы ожидаем, что явления и процессы должны происходить с предполагаемой нами скоростью.
14.2.3. Синергизм учит, что человек обязан что-то добавить к своему спасению. Но если к спасению надо что-то добавить, тогда дело спасения оказывается в руках человека. Человек становится хозяином своей судьбы… и в то же время он становится рабом случая. Тогда все возможно. Он вновь может «случайно» стать неверующим… Случайно встретит плохую компанию, и она уведет его из Церкви. Был возрожденным, и снова станет невозрожденным…
Кальвинизм не играет в случайность. Если человек и события его жизни находятся под контролем Бога, то нет случайных вещей, которые могли бы увести человека с пути в Царство Небесное. Бог делает так, что верующему все служит ко благу.
Как нам неизвестны все источники инвестиций в личность, так тем более неизвестно как именно руководит нами Бог, поскольку это недоступный нам уровень понимания. Тем не менее, кальвинисты с радостью признают свою зависимость от Бога. Идеалом же синергистов служит частная автономия человека. Сотрудничество предполагает равенство сторон. Можно сотрудничать и оставаться независимым. По своему желанию реализовать свою самость, репрезентировать себя в этом мире. Но миром синергистов Бог не полностью управляет, в таком мире полно случайных стечений обстоятельств. И тогда человеческая самореализация – игра случая.
Между тем, Бог говорит: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46:10).
Иисус также говорит: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:29-30). И ни один этот волос не упадет с головы без воли Отца Небесного. (Ср. с Деян.27:34: «ни у кого из вас не пропадет волос с головы»).
14.3. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ
14.3.1. Если мы допускаем, что в этом мире существует предопределение, то есть существует предзаданность мира, мы должны признать, что Богу не только известно, как поступит человек, но что именно Он и направляет каждого человека. Все события нашей жизни связаны с Богом, и не происходят без Его ведома и соизволения. Мы выбираем только то, что Бог предопределил нам выбрать. У Бога есть план относительно нас, и Он не переделывает его по нашему желанию.
14.3.2. Вопрос предопределения тесно связан с проблемой свободы воли. Суровый кальвинизм говорит о мнимой свободе творения. Если же воля в наших руках, тогда мы становимся подобными Богу (являющимся первопричиной всего), и тогда тоже становимся источником первопричины. Воистину, обладание свободной волей делает нас равными Богу.
Что же понимает кальвинизм под свободой? Свобода – это безусловное исполнение воли Божией. Свобода (в таком понимании) существует только для возрожденных людей, ибо только они могут познать волю своего Господа. Говоря другими словами, свободная воля дается только верующему человеку. Утверждение о благородстве свободной воли в деле выбора веры до обретения веры есть заблуждение.
14.3.3. Разумеется, синергисты не могут полностью отрицать факт предопределения, но стараются максимально выхолостить его смысл. Делают из предопределения туман и утреннюю росу, исчезающую к полудню.
14.4. СВОБОДА НА НЕБЕСАХ
Свободен ли Бог? Разумеется. Он волен поступить так, как считает нужным. Вместе с тем, Бог не грешит, потому что это противно Его природе. Кроме того, Бог по определению не может грешить, поскольку грех определяется законами, данными лишь для людей. Над Богом нет никакого закона.
Свободны ли ангелы и святые в славе на небесах? Разумеется. Но они тоже не грешат. Почему? Потому что не могут или не хотят? Разве на небесах нет свободы? Разве у святых и ангелов нет выбора? Очевидно, что вопрос выбора не связан с волей. Выбор – это признак несовершенства. На небесах существует воля, не делающая мучительный выбор в пользу добра и зла.
15. ОБ ИЗБРАНИИ
15.1. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», – говорит Иисус ученикам (Ин.15:16).
15.2. Почему Иисус избрал к спасению лишь определенных людей? Потому что предвидел их твердость в вере? Как раз твердости и последовательности в избранных мы не наблюдаем. Ученики разбежались при первой опасности. Как печально известно, Петр трижды отрекся от Учителя… Может, они отличались глубоким пониманием учения? Вовсе нет. Ученики ничего не понимали, пока римляне не распяли Христа. И даже после Воскресения Христу приходится многое объяснять.
Итак, мы не знаем, почему именно были избраны эти люди. Очевидно, что до избрания они в своей жизни были обыкновенные люди… Рыбаки, мытарь… их жизнь прошла бы тихо и незаметно, разве что Павел выбился бы в люди, стал бы своего рода современным сектоведом.
15.3. Избрание подводит нас к вопросу о постоянстве верующих. Верующий не может перестать быть верующим. Поскольку Дух Господень, действующий в избранных, – это сила, преображающая человека.
16. КРИТИКА СИНЕРГИЗМА
16.1. Итак, кальвинизм утверждает, что Бог ведет человека к спасению, делает для этого все необходимое:
1) Бог открывается человеку,
2) Бог возрождает человека.
Откровение и возрождение можно назвать жесткой силой, которая непосредственно воздействует на человека. Думаю, многие верующие подтвердят, что их религиозный опыт связан с личным откровением (Бог открылся). Как это произошло? У всех по-разному. Мягкую силу внешнего воздействия (скрытое воздействие) мы не замечаем, но не следует делать вывод, что такого воздействия нет.
16.2. Если нет уверенности в спасении, тогда включаются механизмы, которые наработали сторонники синергизма. Так, в арминианском протестантизме со времен ривайвелизма разработана методика призвания желающих покаяться во грехах. Человек приглашается встать к свободному пространству перед кафедрой проповедника. Его видно всем членам общины. Он должен покаяться и признать Иисуса Христа своим «личным» Спасителем. Выход человека перед всем собранием членов общины оказывает на него сильнейшее психологическое воздействие. Что ж, чем слабее теология, тем изощреннее евангелизационная техника. Впрочем, не будет отрицать того, что Святой Дух и в этот момент может явить Свою силу.
16.3. Попутно отметим, что в синергической модели заложено неразрешимое противоречие. Так, синергисты утверждают: «благодать Божия и произвол человеческий друг другу противны, но действуют согласно». Это, конечно, красиво, но ничего не объясняет. Это самое слабое место синергистов.
16.4. Синергическое учение о свободной воле влияет на понимание Евхаристии. Кальвинисты принимают Евхаристию как дары Господа Иисуса Христа. Синергисты приносят жертву. Таково следствие учения о свободной воле.
16.5. Все говорят о свободной воле и постоянном борении с грехом, и в то же время именно среди синергического клира происходят самые безобразные и скандальные грехи. Начиная симонией, кончая содомскими грехами. Понятно ли, что если грех – это болезнь, тогда в нем нет ничего страшного? К болезни можно и привыкнуть, примириться… Что тут говорить о прихожанах, которые вообще ничего не знают о христианском учении и ведут жизнь совершенно нехристианскую? Впрочем, это неважно. Веселые машинисты знают, куда вести локомотив. Главное, чтобы пассажиры не отставали от поезда, не ломали вагоны и не трогали стоп-кран.
16.6. Хорошо писать о свободной воле, сидя в монашеской «келлии». Большинство писавших о свободной воле – именно монахи, которым это учение необходимо для оправдания своего «духовного делания». Если все делает Бог, тогда пропадает смысл монастырей. Не буду огульно подвергать критике всех монашествующих, но тенденция налицо.
16.7. И весьма занятно читать о свободной воле живущим в России, где, как пишет историк А.А. Пелипенко, «Ни одно дело не ладится без присутствия человека с лампасами, хотя бы даже на внутренней стороне штанов» (Закат Империи).
16.8. В отличие от кальвинизма с его принципиальной дегероизацией, поскольку вся слава принадлежит только Богу, синергический антропоцентризм ведет к культу героев, или антрополатрии.
16.9. Здесь уместно сказать о сервилизме византийской Церкви перед Османской империей и о сервилизме сергианской Церкви перед советской властью. Византийцы начали с оправдания своих кесарей, затем оправдывали их пороки (для чего пришлось разрабатывать теоретическое обоснование; заметим, что именно с врастанием Церкви в государство развивается концепция свободной воли). Сергиане говорили о свободе и раболепствовали перед атеистической властью, предавая своих подвижников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
Мир исполнен Божией волей. Как это прекрасно! Склонитесь перед ней, обрадуйтесь ей. А тем, кому кальвинизм кажется крайним случаем христианской системы, мы скажем: жизнь – тоже крайний случай материи, но по воле Бога, вдохнувшего дух в изделие из глины, материя ожила.
Свидетельство о публикации №210010600764