Испытательная станция. Цех 8

На гербе города Каспийска в верхнем углу находится непонятная на первый взгляд геометрическая фигура, напоминающая утку. Это силуэт испытательной станции морского оружия сданной в эксплуатацию в 1939 году. Станция была засекреченной и поэтому всегда вызывала живой интерес у непосвященных жителей и гостей города. Она находится в море на расстоянии 2,7 км от берега и давно уже не эксплуатируется. Здание ее окончательно разрушено бурными волнами неспокойного Каспия. А волны здесь бывают очень злыми и высокими. Даже до наблюдательной вышки станции, которая находится на высоте почти 42 метров, в шторм долетают пенистые волны.

Это уникальное строение заслуживает большого внимания.
Привожу почти полностью заметку главного хранителя музейного фонда музея истории завода «Дагдизель» Натальи Меренбах [1] :

Жители Каспийска уже привыкли к стоящему в море восьмому цеху завода "Дагдизель". Хотя его вполне можно назвать восьмым чудом света и занести в книгу рекордов Гиннесса. У гостей же это величественное здание вызывает неизменный восторг и удивление. Его сравнивают с плывущей гигантской гордой птицей, утесом, замком. Когда-то любовно называли "Тамарой"…

Первые упоминания о «павильоне» (так это здание упоминалось в официальной переписке) в архивных документах относятся к январю 1934 года. Начальник специального проектного бюро при «Двигательстрое» И.З.Можуго [2] в письме начальнику строительства Н.А.Фетисову и секретарю парткома З.Феодаеву детально, с точностью до одного дня сообщает сроки возведения фундамента будущего здания или, как его называли «массива-гиганта», и вывода его в море.

Как гениальна была конструкция самого здания, так же гениально прост был план его строительства: предлагалось на берегу моря вырыть огромный котлован, уплотнить его дно грунтощебенистой подсыпкой и уложить по ней брусчатый настил, установить изготовленную заранее опалубку и забетонировать «массив». Выдержав 28 дней в опалубке, вывести его в море. К этому времени в определенной морской точке уже должно быть подготовлено основание каменной наброски для установки на нем «массива-гиганта». После установки и подводного бетонирования осень-зиму 1934 года и весну 1935 года отвести для естественной усадки сооружения. Затем в течение трех месяцев к августу возвести надводную часть.

Помимо строительства морского цеха перед «Двигательстроем» стояли и другие  гидротехнические задачи: сооружение юго-восточного мола и причала для водного транспорта, который будет эксплуатироваться с момента вывода «массива» в море.
Однако жизнь ставила свои преграды и столь тщательно продуманный план рухнул в первые же дни. Прежде всего затянулось рытье котлована. Иначе быть и не могло, если на 25 марта 1934 года там работало всего 35 человек, трактор «Коммунар» да пара лошадей.

В дальнейшем этому строительному участку было уделено большое внимание, и численность рабочих здесь стала самой большой на Двигательстрое. Уже через 4 месяца здесь работало около 100 плотников, 46 чернорабочих, 36 пильщиков, 2 моториста, слесарь-водопроводчик.

9 апреля 1935 года в предмайском обращении к коллективу администрация по поручению производственной конференции призвала закончить рытье котлована к 1 июня, вынуть 140 тыс. кубометров земли.

С 12 апреля был объявлен ударный штурм. Ежесуточную выемку земли с 500 кубометров довели до 3000. Каждый рабочий и служащий должен был в течение апреля отработать не менее 30 часов сверхурочного времени в котловане.

Уже 20 ноября 1935 года секретарь парткома З.Феодаев сообщает в Северо-Кавказский краевой комитет ВКП(б): «Сооружение массива окончено. Остались штукатурные работы внутри массива, которые по намеченному плану должны быть окончены к 5-10 декабря. Вывод массива в море к его месту назначения в данное время за неподготовленностью «постели» и неокончания морских работ задерживается».

Что же такое «постель» и «основание каменной наброски»? Почему эти работы выбились из графика и затянули строительство?
Дело в том, что глубина моря в месте возведения цеха достигала 12 метров. Нужна была каменная наброска, на которую и собирались водрузить массив. Но если камни  бросать непосредственно на дно, подводные течения будут вымывать из-под них песок, лишая тем самым здание устойчивости. Поэтому предполагалось за 10-15 дней до вывода массива в море в условном месте начать дноуглубительные работы.

Обследование дна бурением заставило строителей предусмотреть его углубление до 19 метров от ординара. Объем работ предположительно определили в 530 тысяч кубометров выемки песчаного грунта. Для их выполнения были арендованы земснаряды «Степан Разин», находящийся в ведении Южно-Каспийской базы в Баку, и «Волго-Каспий №6» из Астрахани. Но ни один земснаряд не мог работать на больших глубинах, поэтому «Волго-Каспий» пришлось переоборудовать. Кроме выемки котлована, земснарядам предстояло провести другие дноуглубительные работы, в том числе прорыть подводный канал, чтобы в свое время по нему через мелководье вывести в море массив.

К моменту окончания строительства «массива-гиганта» работы в море были выполнены только на 30 процентов. Оставалось произвести тщательное равнение «постели» укладкой 3000 кубометров камня.

Вот что пишет об этом главный инженер «Двигательстроя» и автор проекта А.С.Дезорцев [3] в Дагобком Н.Самурскому:
«Железобетонный понтон, подлежащий выводу, полностью закончен. Канал тоже прорыт на всем протяжении. Не закончено разравнивание водолазами каменной «постели» в море, на которую должно быть поставлено сооружение после его вывода. Еще полтора месяца назад водолазных работ оставалось на 10 дней. Учет метеорологических условий позволял предположить, что в течение одного-двух месяцев мы будем иметь 10-12 штилевых дней, которые используем для окончания «постели», и в конце ноября сможем вывести «массив-гигант» в море.

Штилевые дни действительно были, и работа была бы закончена, если бы не одно обстоятельство, которое я не учел и которое делает нереальным мои планы. Дело в том, что в штилевые дни, чередующиеся со штормовыми, возможен выход водолазного флота в море и спуск водолазов под воду, но их работа совершенно исключается, так как в этих слоях воды происходит такое помутнение, что водолаз не может ориентироваться и выполнять работу».

Только в сентябре 1936 года массив был выведен и установлен в море на железобетонное основание. Теперь предстояло возведение на нем основного здания. Но еще не существующий цех «А5» уже переименовали в цех №8. Проектировали надводную часть уникального сооружения Управление строительства механического завода №182 и Юго-Восточное Ростовское отделение Промстройпроекта НКТП СССР. На чертежах – подписи главного инженера А.С.Дезорцева, начальника проекта двадцатипятилетнего Г.И.Ахенштейна, старшего инженера Матевосяна, проектировщика П.П.Парфенова. (Строительство всех гидротехнических сооружений велось под руководством специалистов П.И.Климова и М.Я.Соколова. Подводными работами при сооружении станции руководил Н.А.Балабайченко, будущий директор Феодосийского завода «Гидроприбор» [4]).

В 1939 году цех был сдан в эксплуатацию. В инвентарной карточке значится: "Здание площадью 5185 кв. м, общим объемом 26000 куб. м. установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, крыша рубероидная, перекрытия железобетонные, полы паркетные".
Самая верхняя из четырех смотровых площадок возвышается над уровнем моря на 41,7 метра.

Из намеченных работ по строительству порта были сделаны только молы, волнорез и под бухту облагорожен котлован, в котором строили массив-гигант. К этим работам больше не возвращались и пользовались только теми причалами, которые были построены для катеров и барж, возивших строителей и стройматериалы в морской цех.

В годы войны немцам не дали добраться до Махачкалы и ее спутника поселка «Двигательстрой». Однако, немецкие самолеты неоднократно бомбили испытательную станцию в море. Значит, они были осведомлены о ее существовании.

Еще одно очень интересное дополнение к строительству испытательной станции читаем в книге Кириленко "Рассекреченный город":

«Собирая материалы…, я поинтересовался у немецких коллег, как обстояло дело с производством торпед у них накануне и в годы 2-й Мировой войны. Каково же было мое удивление, когда в городе Берлине мне показали книгу о немецком торпедном заводе в городе Нейбранденбург, аналогичном нашему заводу № 182, в котором пристрелочная станция была почти точной копией нашего 8-го цеха. Но поскольку немцы построили свой объект почти на пять лет позже нас, то можно полагать, что такая схожесть либо результат работы немецкой разведки, либо идентичность инженерной мысли того времени»

К сожалению, испытательная станция – цех №8 прослужил заводу недолго. И не от того, что был плохо построен. Поменялись требования к проводимой в цехе работе, и в апреле 1966 года это грандиозное сооружение было списано с заводского баланса.

Кто-то назвал это здание Каспийским Фортом-Баяром. Стоит оно одиноко в море уже почти 80 лет. Ветры и волны бьются об его стены и монотонно разрушают, но не могут разрушить уникальное сооружение – памятник трудовому подвигу первостроителей-двигательстроевцев.


Любопытно познакомиться с выдержкой из заметки в поселковой газете «Даешь двигатель!» за сентябрь 1935 года, в которой рассказывается о работе водолазов. [5]
 
В МОРЕ

Изумрудная зыбь моря рассекает мощный нос буксира «Монтажник». С недовольным ропотом отступают в стороны белые говорливые волны, давая путь пароходу. Низко над водой с писком крутятся недовольные мартыны, делая разбойный набег на мелкую рыбешку.

Вдали быстро движется какое-то большое судно. Стоящий на носу «Монтажника» тов. Джепаридзе говорит, что это идет нефтеналивное судно «Берия», емкостью в 1200 тонн последнего выпуска.

Ветер крепчает, море начинает понемногу сердиться. Поднимая вверх то нос, то корму на волнах качается баркас. Время обеда. Здесь надо уметь лавировать и с обеденной посудой, а не то все содержимое выльешь на себя.
Но люди воды чувствуют себя на море лучше, чем на суше…

… После жадно проглоченного дыма папиросы, водолаз сбирается спускаться в море.
Тяжел и сложен костюм водолаза. Три, четыре человека помогают ему совершать этот туалет. Прежде всего, надевается теплое белье, а затем резиновая рубашка, составляющая единое целое с брюками. На ноги привязываются галоши со свинцовыми подошвами весом до 20 кг, части металлического нагрудника, к которому привинчивается медный шлем. От него к аппарату идет резиновый шланг, подающий водолазу воздух для дыхания. Туловище опоясывается сигнальной веревкой. В целом весь водолазный костюм называется «Скафандр» и весит с человеком примерно 180 кг.

Один из рабочих, ударяет шутливо по шлему кулаком:
- Полезайте мол, дяденька, в ваше водяное царство.
Сперва на лестнице видна половина туловища, затем над водой заметен шлем, и исчез водолаз тов.Самчев, он уже на дне. Следом за ним таким же образом отправляется тов.Котляревский.




[1] Н.Меренбах. Каспийск: восьмое чудо света. Дагестанская правда, 6-е декабря 1997 год.

[2] Можуго Иван Захарович - в 1933-1934 годах директор и главный инженер Специального проектного бюро (СПБ)"Двигательстрой" в составе Главного военно-мобилизационного управления СССР.

[3] Александр Соломонович Дезорцев получил высшее техническое образование в Бельгии (Льеж) и Германии.[По другим источникам – во Франции (Сорбона)]
В 1919 году, вернувшись на родину, он принял активное участие в становлении молодой Советской Республики.
Сначала работал прорабом военстроя на Украине, главным образом по обслуживанию 47-й стрелковой дивизии в составе 14-й рабоче-крестьянской армии (РККА).
С 1921 года Дезорцев принимал участие в строительстве крупнейших строек СССР: Госстрой, Энергострой, Главэнерго. Строил преимущественно гидротехнические сооружения по своей основной специальности, но немало возвел и промышленных и гражданских построек. Это были ряд плотин в Московском районе – Куракинская, Яхромская и другие, новые корпуса Яхромской фабрики.
В 1925 году он участник строительства крупнейшей для того времени Трехгорной электростанции в 36 тысяч киловатт.
С 1928 Дезорцев занимается строительством водоснабжения и канализации Минска.
Во время его работы главным инженером Стальгреса, руководимый им коллектив строителей сумел закончить постройку электростанции на 9 месяцев раньше намеченного строка, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1930 году Дезорцев Александр Соломонович назначаетcя начальником строительства Энергостроя, а после его расформирования начальником сектора гидростанций Главэнерго.
В октябре 1933 года Дезорцев приказом по Наркомату был назначен главным инженером строительства Двигательстроя.


[4] «Рожденный у моря» А.Ханин, Н.Покорский. Изд. Юпитер, Махачкала 1998г., стр.23

[5] «Даешь двигатель!» №94(164),27 сентября 1935 год.

Фото Владимира Мамонова


Рецензии
Замечательно написно!!!

Григорий Аванесов   09.12.2020 20:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.