Еще раз о Битлах и Роллингах...

 


 Валерий Виноградов (Саркисян) – один из самых самобытных гитаристов на отечественной рок-сцене 80-х годов. Пик его музыкальной карьеры пришёлся на 1982-86 годы. Тогда он играл соло в московской группе «Центр». Те, кто слышали альбомы «Тяга к технике» или «Учитесь плавать», наверняка отметили шарм игры Виноградова. Кроме того, Валерий – интересный собеседник и ярый битломан. И это вы сейчас почувствуете в полной мере.
 

- Валерий,давай начнем с самого начала.Вспомни,как ты впервые столкнулся с песнями "The Beatles" и какие это были песни?


Самая первая песня Битлов, открывшаяся мне в хрупком детстве (было мне лет 12), была Girl, лившаяся из соседского окна в нашем дворе. Жили мы тогда в г.Урюпинске, где у меня было счастливое детство. Прошло немало лет, прежде чем стало понятно, что «син голдэй» – это single day… Тогда же и там же я услышал диковинное слов «рок-энд-ролл», ибо у кого-то из обитателей того же двора была пластинка с записанной на ней песенкой Элвиса Пресли… Звучали и другие песни, «в стиле йе-йе», но как-то сразу чувствовалось:  Битлы – вещь особенная, непохожая на других. Однако же подлинный шок я ощутил несколько позже, когда на Дальнем Востоке, где мы проживали в конце 60х, мне попались в руки несколько песен на гибких рентгеновских пленках, и среди них была «Хиппи Шейк»… Вот тут у меня крыша поехала конкретно! Я судорожно стал изучать английский язык (в школе у меня был немецкий) и очень быстро сообразил – в чем, собственно, заключается для меня смысл всей моей жизни…

 

- У каждого битломана есть своя самая любимая пластинка.Мне,например, очень нравится "Сержант..." Тебе ближе ранние или поздние альбомы группы? Какие  из них ты бы выделил?



Конечно, вся музыка Битлов делится стилистически на два глобальных периода – ранее (битовое) и более зрелое (концептуальное) творчество. По своему значению они для меня равноценны, хотя бы потому, что всё, что возникает сегодня в рок-музыке нового, так или иначе укладывается в ту или другую категорию. Конечно, памятником Битлз для меня навсегда останется альбом Abbey Road, олицетворяющий самый пик человеческой гениальности по части рок-музыки в ее непреходящем значении. Но, естественно, это моя персональная шкала битловских ценностей, внутри которой не самое последнее место принадлежит потрясающему альбому, разместившемуся как бы на водоразделе двух этих половинок битломузыки, – речь идет, конечно же, о «Рубероидной Душе». Он, этот альбом,  ценен для меня именно тем, что создан, пойман, задуман и великолепно записан как раз на пике битломании – в 66г. Всю свою сознательную жизнь я жил с одной-единственной мечтой – исполнить со сцены все песни из этого потрясающего альбома.

 

- Сможешь в двух словах охарактеризовать роль каждого участника квартета?



Тут для меня зона особой мистики, ибо в искусстве человек – вещь сугубо штучная, и для меня лично феномен Битлз – это прежде всего феномен человеческий. Грубо говоря, не было бы этого сочетания людей, прибившихся к общему делу, не было бы ничего в том виде, как оно было. Джон – это поперечное движение, не совпадающее с логикой общества, в котором ты живешь. Мне это очень понятно, поскольку еще со школьной скамьи люди, наблюдавшие мое выступление на сцене, всегда задавались одним и тем же вопросом – «а этот мальчик… он часом не наркоман?» Пол Маккартни, как ни странно, мне тоже близок, ибо, как и он, я все же всегда стремился соблюсти чинность (выучиться, не расстраивать родителей по части поведения, соблюсти приличия и т.д.), плюс, конечно, такая вещь, как влюбленность в фортепиано, вдохновенное сочинительство и абсолютная ориентация на перманентное участие в концертной жизни. Т.е. два этих человека реально цементировали коллектив, и были мощным авторским дуэтом, которому нет равных по сей день. Приплюсуйте сюда неповторимое музыкальное вливание от Джорджа (владение гитарой, песни, сочиненные им стали чуть ли не самыми удачными), и тогда становится ясно,  что такой группы уже никогда более не будет. Пита Беста, безусловно, нужно было выгнать из группы, ибо группа – это и климат внутри коллектива, а любой, даже самый мелкий миазм, идущий вразрез с самым духом команды – это заражение вирусом, который рано или поздно все равно разъест и угробит здоровый, цветущий организм. Тем более, что впоследствии, когда группа «Битлз» дышала на ладан, именно Ринго Старр стал последней силой, еще как-то удерживающей группу от окончательного разрыва друг с другом.

 

- Ты сам изумительный гитарист. Скажи - в чем прелесть игры Харрисона?



Значение Харрисона как гитариста для меня заключается в том, что он своей орнаментовкой гениально «проложил» музыкальную ткань битловских песнопений именно так, как это должно было случиться, т.е. художественно ярко и битнически психоделично. Под этим я понимаю одну очень простую вещь: битлам, для того, чтобы стать битлами, нужна была неповторимая, узнаваемая и в каком-то смысле беспрецедентная рок-гитара, которая, хотя и повторяет некоторые элементы стиля игры Чета Аткинса (группа Э.Пресли), тем не менее идет дальше в смысле иллюстративности, образности. Что я имею в виду? Я имею в виду ЧУВСТВО СТИЛЯ, без которого ни один музыкант никогда ничего не добьется в музыке, как бы он ни старался. Никакая техника или виртуозность ничего не дадут, если этот этого чувства. У Харрисона оно было огромным. Он сумел соединить в себе и стилистику рок-энд-ролла а ля Чак Бэрри, и американский блюз и даже элементы гитарного авангардизма в духе ранних «Пинк Флойд» или Джеффа Бэка. Именно Харрисон ввел а затем узаконил в роке манеру игры с использованием слайдового глиссандо, которая ныне многими воспринимается именно как персональный авторский стиль самого Д.Харрисона.

 

- Иногда говорят, что Джон больше политик, чем музыкант. Ты согласен?



Не считал и не считаю Джона политиком или человеком с политической подоплекой. Напротив: сам Джон всегда был против всяким «-измов» или политических концепций. В его случае речь шла исключительно о свободе личности. Более того, в случае с Джоном речь шла о главном (для меня) – о праве на свою, не совпадающую с «политикой партии и правительства» музыкой. В этом смысле все его взбрыки в плане обобщающих высказываний имеют целью одно и то же – вправить мозги той части человечества, которая пытается сделать из нас рабов. Грубо говоря, рок-музыка – это призыв к отмене надругательства над свободой личности. Кстати, именно поэтому лично мне интересна и глубоко приятна его манера сочинения песен – в них легко угадывается желание быть счастливым человеком без того, чтобы тратить свою жизнь на бесплодные попытки «встроиться в систему тоталитаризма». Очень жаль, что из Великобритании, где так умеют чтить эту свободу личности на свою судьбу, он переместился в США, где все же превалирует «глобальная» нравственность, т.е. примерно такая лживая видимость праведности, какая была и в стране под каннибалистическим названием СССР. А чисто как автор Джон, да, был неподражаем.

 

- Валерий, а можно ли ставить рядом «Битлз» и «Роллинг Стоунз»? Если можно, то сравни их.



Конечно можно. Это как бы правая и левая рука рок-музыки. Одно дело – концептуальность, беспредел по части внутренних переживаний и проявлений, переносимых на палитру музыки, другое – упертое и целенаправленное раскапывание золотоносной жилы, которую они нащупали почти одновременно. Они элементарно пошли смежными путями, как два рельса железной дороги, но шли они в одну сторону – они создавали современную рок-музыку. Были ли они разные? Были, но не до такой степени, чтобы их сталкивать лбами или противопоставлять. Отнюдь, тут дело в другом. Музыкальный язык авторского проявления напрямую зависит (в любом жанре музыки) от личности самого автора, его исходных эмоциональных и эстетических принципов. В этом смысле они отличались друг от друга, т.к. избрали для себя разные окраски музыкальной фактуры,  т.е. отличались друг от друга по саунду, по манере подачи себя и своей музыки со сцены, по отношению к людям вообще и друг к другу. Роллинги – это хороший во всех отношениях рок-ансамбль, во многом определивший внешний облик современной нам рок-музыки, по крайней мере стилистически. Битлы точно так же рисовали эту картину, но другими красками – они не столько оттачивали великолепие рок-стиля, сколько мощно запрыгивали вперед, в будущее, не страшась при этом выглядеть несостоятельными или малоубедительными, т.е. грубо говоря, Битлы были в высшей степени новаторская и смело экспериментаторская группа, идеи которой не изжили себя по сей день, а наоборот -  только сегодня становится по-настоящему очевидным, до какой степени они были впереди своего времени. Ведь только сейчас начинаешь зримо ощущать и чувствовать – только сегодня возможности техники и уровень сознания современного общества могут достойно воплотить в конкретную форму все то, что они всего лишь на всего смутно предчувствовали, но уже реально воплощали в жизнь доступными им на тот день средствами. Роллинги – это улетный, роковый драйв, в их саунде отлично выразилось все то, что на сегодняшний день стало абсолютной нормой в привычной нам современной музыке. Ну, а «Битлз» – это ни много, ни мало рывок вперед, лет, эдак, на 50, если не больше. Общее между ними, пожалуй, прежде всего то, что и те и другие стали классикой рок-музыки и шагнули в музыкальное бессмертие…

 

- Самые великие песни «Битлз»,на твой взгляд, - это... ?



Очень сложный вопрос – это как спросить, кого из ваших деток Вы любите больше… Мои симпатии спрятаны где-то между If I Needed Someone, She Loves You, Ticket To Ride и Something. Тут, правда, следует честно признать, что всякий раз, когда меня просят спеть что-нибудь из Битлов, то как правило я исполняю песню Can’t Buy Me Love – самую что ни на есть битловскую песню, символизирующую пик битломании, с одной стороны, и неизбежный крах коммунистического тоталитаризма – с другой.

 

-  Были ли в истории рок-бит-музыки группы, сопоставимые с «Битлз»?



В Англии были The Hollies, потрясающая по саунду группа тех лет, в Америке были прежде всего Byrds, с лидером которой я в свое время даже переписывался, и он сказал мне, что я был первым человеком из России, который прислал ему письмо. Именно Джордж был взят за образец группой  The Byrds, которую называют американским ответом группе Битлз. В Польше таким ответом были Czerwone Gitary. В современной Великобритании прямым продолжателем дела Битлз являются Oasis, но тут уже за основу взят стиль Джона Леннона. Прямым продолжателем стиля Пола Маккартни в Англии был Гильберт О’Салливан, покрой песен и тембр голоса которого до боли напоминали Пола. Себя лично я тоже считаю продолжателем этого дела (напр., мною сочинена песня «Four Nights in Moscow», которую я собираюсь вскорости обнародовать).


2007год

 

Фото смотри здесь http://old.tektonika.ru/center.jsp



 


Рецензии
Сергей, Вы очень увлекательно написали вашу статью. Я не принадлежу к числу больших поклонниц "Битлз", но тем не менее некоторые их вещи мне нравятся. Сама же я большая поклонница Юрия Антонова. И совсем недавно тоже написала статью-интервью со своим другом по поводу очередного концерта Антонова http://www.proza.ru/2012/05/19/575 Прочитав же вашу работу, поняла некоторые свои упущения. Удачи!

Вероника Тирр   24.05.2012 22:50     Заявить о нарушении
Спасибо,Вероника. Зайду к Вам на днях.

Сергей Горцев   26.05.2012 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.