Покаяние

    Это были обычные воспоминания старого партизана, который почти всю войну провёл в тылу у врага, не давая ему покоя ни днём, ни ночью.
    Приглашённый в радиостудию по случаю очередной годовщины со Дня Победы, он добросовестно рассказывал о том, как партизаны  пускали под откос вражеские поезда, как добывали у врага оружие, продукты,    медикаменты... Я же, пытаясь разобраться в сложной радиосхеме, слушал радио "краем уха" - всё это было известно мне по фильмам, книгам и подобным передачам.
    И вдруг я почувствовал, что он рассказывает обо мне - я, родившийся  уже после войны, вспомнил, как на несколько лет моим домом стал лес, и партизанский отряд стал моей семьёй.
    Но почему-то не боевые действия, и не "мои" подвиги вспомнились мне как самое главное - мне вспомнилось, как "я", молодая раненая девушка, склонившись над умирающим врагом, вытерла его слёзы...
    Давно уже закончилась радиопередача, а я всё не мог прийти в себя, вновь и вновь переживая подробности то того, что произошло со "мной", когда меня ещё не было.
    Прошло много дней, но те давние события всё яснее и ярче прорисовывались в моём сознании, и, наконец, я решил их записать. 
    Разумеется, я знал, что писательского таланта у меня не было, и рассказ писал для себя, просто как память об удивительном событии в моей жизни, особом состоянии сознания, длившемся всего несколько се-кунд.
    Однако впоследствии оказалось, что этот рассказ был лишь первой ступенькой лестницы, ведущей... Впрочем, об этом немного позже.
    А сейчас я хочу обратить внимание читателя на то, что те события описывал от третьего лица, всё ещё сомневаясь, я ли это был…
                Геннадий.


                .......

     Боль, пульсирующими волнами гасящая сознание, медленно отступала, концентрируясь в левом виске. Так же медленно, наплывами, всё яснее вырисовывался плетень и большая жёлтая тыква, заслонявшая полмира.
     Галина с трудом села и попыталась встать, цепляясь за плетень, но звон в ушах и меркнущий свет заставили отказаться от этой попытки. Стараясь не оборвать тоненькую ниточку сознания, она опёрлась плечом о плетень и осторожно поднесла руку к виску. Пальцы нащупали слипшиеся, засохшие пряди волос и большую липкую шишку. С нехорошим предчувствием она поднесла руку к глазам. Кровь...
     В растерянности она осмотрелась, пытаясь вспомнить, что с ней случилось. Взгляд остановился на куске сухой ветки, лежавшей возле тыквы. Один конец его был заострён, другой - расщеплен и измочален.   
     Пробуждающаяся память услужливо нарисовала картину: её рука, держащаяся за этот кол, когда он был ещё частью плетня, и словно маленький взрыв немного ниже кисти. Потом треск, тупой удар по голове и темнота. Впрочем, нет - треск раздался ещё раньше...
     С трудом повернув голову, она глянула внутрь двора и замерла: там, где должна была стоять её хата, из бесформенной груды дымящегося мусора торчала печная труба, а возле собачей будки лежал пёс. В нос ударил запах дыма и горелого мяса.
     Вдруг она вспомнила всё, будто кто-то в тёмной комнате её памяти включил свет.
     Она вспомнила неистовый лай Полкана, и в ответ лающий треск автомата. Вспомнила маму, заталкивающую её в самый тёмный угол чулана, и всё последующее как в страшном сне промелькнуло перед её взором.
Здоровенный немец, вытащив их из чулана, тыкал автоматом маму в живот и кричал что-то о партизанах. Галина учила немецкий язык в школе, но ничего из его криков не разобрала, хотя всё было понятно и без перевода.
     Отталкивая его от мамы, она, путая от волнения русские, украинские и немецкие слова, пыталась объяснить ему, что здесь партизан нет.
     Немец ощерился, в его мутных глазах мелькнуло что-то  осмысленное: "О, кляйне фрау - партизан?!"
     Прижав её к стене и дыша в лицо перегаром, он больно стиснул ей грудь своими корявыми пальцами с обломанными ногтями. Мама, причитая и всхлипывая, цепляясь за его руку, тащила его назад, но он, не оборачиваясь, взмахнул рукой, и мама упала на пол. По полу, блеснув на солнце, покатилась серёжка. Немец, зарычав, рванул нагрудник сарафана, шею больно резанул шёлковый шнурок нательного крестика.
     Мать, неуклюже вскочив, вцепилась в его шею: "Доню, тикай!"
Заревев, немец отпустил Галину и, обернувшись, изо всех сил пнул коленом маму в живот. Она ахнула и, обхватив руками свой огромный живот, медленно опустилась на пол. Из разорванной мочки уха по её шее стекала кровь.
     Дочка рванулась к ней: "Мама!"
     Остекленевшие глаза матери ожили и, бросившись под ноги фашисту, она прохрипела: "Тикай!"
     Галина не помнила, как выскочила во двор, и спасительный плетень был совсем близко, когда в хате затарахтел автомат.
     Похолодев, она обернулась. В сенях загремело упавшее ведро, на пороге появился немец и, пошатываясь, направился к ней. Галина попятилась, но немец вздёрнул автомат: "Хальт!"
     Повернувшись, она метнулась к плетню, и уже схватилась за его кол, чтобы птицей перелететь на ту сторону, когда сзади раздался треск автомата...
     Надо уходить. С трудом поднявшись, она направилась к перелазу - к калитке идти далеко и боязно, а от перелаза до леса рукой подать. Но каждый её шаг отдавался в голове гулом, к горлу подкатывала тошнота, желудок, словно резиновый, сжался в тугой комок...
     Вырвав, Галина почувствовала себя лучше. Скорее в лес, там свои, партизаны...
     Уже вечерело, когда тропинка вывела её на лесную дорогу. Идти по ней было рискованно, но зато легче, чем через заросли. Но буквально через сотню метров ей пришлось юркнуть в кусты - впереди, упёршись коляской в ствол дерева, стоял немецкий мотоцикл.
    Затаив дыхание, девушка прислушалась - всё было тихо. Осторожно, прячась за кустами, она подкралась к мотоциклу. Рядом с ним лежал немец, чуть дальше – второй.
   "Партизаны поработали, "- мелькнула мысль, и странное чувство удовлетворения при виде мёртвых тел растянуло её губы в жуткую улыбку. Вдруг ближний немец шевельнулся и застонал.
    Галина шарахнулась в сторону, но тут же остановилась. Жгучая ненависть, захлестнувшая её, сожгла животный страх самосохранения.
    "Ах ты, гад!"- не отводя взгляда от немца, она нагнулась и подняла с обочины камень - круглый, гладкий, тя-жё-оо-лый. Ей показалось, что именно этот немец убил её маму, сжёг её село, напал на её страну...   
    Губы её задёргались, из горла вырвалось  какое-то рычание. Она медленно подошла к раненому, поднимая камень всё выше и с наслаждением представляя, как она с размаху размозжит ненавистную рожу.
    Взгляд немца стал осмысленным, в его бегающих глазках застыл панический  ужас. Разлепив разбитые губы, он попытался что-то сказать, но закашлялся, изо рта полетели выбитые зубы, чёрные сгустки крови, по щеке потекла свежая кровь.
    "Ага, пощады просишь! Нет тебе прощения. Око за око! За маму, за неродившегося  ребёнка, за зло, которое ты принёс в мой мир!" - мышцы её напряглись, и камень двинулся по роковой траектории.
    Вдруг Галя почувствовала,  как что-то мягко, но уверенно удержало её руки над головой.
    Она шагнула назад - неистовое желание размозжить фашисту голову боролось с каким-то другим чувством - ещё не осознанным, но не менее сильным. Она опустила камень и разжала пальцы, её тело била крупная дрожь.
    У немца, вероятно, был повреждён позвоночник, он уже и так не жилец так пусть ещё помучается. Пусть не он убил маму, но он, так же, как и тот, сеял вокруг себя боль, страдания, смерть. Такое простить нельзя, и быстрая смерть -  слишком лёгкое наказание за это.   
    "Подыхай сам, ты это заслужил!"- злорадно усмехнувшись, Галина вошла   в лес, решив, что теперь от дороги нужно держаться подальше.
     Ноги её утонули в мягком ковре из листьев, укутавшем землю, и Галя замерла, пораженная сказочной красотой. Почему-то только  сейчас она увидела сквозь прозрачные кроны деревьев багровые облака, подсвеченные снизу заходящим солнцем. Яркий, неестественно красный цвет неба словно  отражался на земле багрово-красными кленовыми листьями, и даже жёлтые берёзовые листочки сейчас казались розовыми.
     Машинально подняв широкий кленовый лист, Галина провела рукой по его холодной, гладкой, словно восковой поверхности и вздрогнула от неожиданности: ей вдруг показалось, что весь лист в крови.
    В памяти мгновенными картинками промелькнули забрызганное капельками крови серое лицо раненого немца, струйка крови, стекающая по шее матери, её собственная кровь на руке...
    С ужасом отбросив лист, она с отвращением стала тереть ладони о сарафан, пятясь от клёна и поскуливая. Что-то случилось с её головой, страх, ужас охватил Галину, ей показалось, что ноги её утопают не в шуршащих листьях, а в липкой, вязкой крови... Подбежав к берёзе, она обняла её и, задыхаясь, без сил опустилась на землю. Хотелось плакать, но слёз не было...
    Через несколько минут Галина поднялась - отсюда нужно было уходить. С опаской обходя клёны, она пошла на север, с надеждой посматривая на быстро темнеющее небо - если идти быстро, то через пару часов она доберётся до партизанского отряда. Однако идти быстро не получалось - нервы, напряжённые до предела, болезненно реагировали на любой звук, за каждым деревом она видела притаившегося немца, и падающие с деревьев красные листья казались ей окровавленными кусками мяса, падающими с неба...   
    Галине становилось всё хуже, опять стало подташнивать, появились странные провалы в сознании, будто она спала на ходу, но тело её всё шло и шло, бесчувственное, безразличное ко всему, и, наверное, поэтому такое счастливое...
Приходя в себя, она будто ещё какое-то мгновение продолжала слышать мягкий мамин голос: "Я люблю тебя... Всё будет хорошо...", а рука неуловимо короткий миг хранила ощущение прикосновения сильной и доброй руки отца...
    Когда совсем стемнело, измученная девушка остановилась, собрала в небольшую ложбинку побольше листьев, (ночи были уже холодные), зарылась в них, и тут же словно провалилась в чёрный, бездонный колодец...
    Проснулась она уже на рассвете от холода. Чувствовала она себя уже гораздо лучше, даже хотелось есть. Но ещё больше хотелось пить.
    Растерев руки и ноги, она немного согрелась и попыталась сориентироваться. Справа лес заметно шёл под уклон, и хотя это было в стороне от нужного направления, Галя направилась туда, надеясь найти в низине ручеёк или лужицу.
     Скоро она действительно увидела ручеёк и поняла, что вчера, сбившись с нужного направления, сделала круг и вернулась почти на то же место - за этой балкой должна быть та дорога с мотоциклом и немцами. Эту местность Галина знала хорошо.
     Напившись и умывшись, она стала осторожно смывать с волос засохшую кровь, затем, как смогла, отремонтировала сарафан. Ещё раз напившись, Галя огляделась. Надо было идти, но что-то её удерживало.
     В памяти яркой картиной высветилась лесная тропа, разбитый мотоцикл,  тела немцев  возле него. Она вспомнила, что у немца, лежащего возле мотоцикла, на боку висела кобура с пистолетом и планшет - вероятно, он был офицером. Почему-то партизаны не забрали оружие и документы. Решив, что будет лучше, если она придет к партизанам не с пустыми руками, Галина направилась к дороге.
     Убедившись, что всё спокойно, она подошла к мотоциклу. Немец лежал в той же позе. Преодолев отвращение и  стараясь не прикасаться к телу, она вынула из кобуры пистолет и стала вытаскивать из под трупа планшет. Вдруг немец застонал и открыл глаза.
    От неожиданности Галина вздрогнула: "Так ты ещё живой?!" Страха уже не было, ненависти тоже. Для неё он был уже трупом, и то, что этот труп подавал признаки жизни, хотя было и неприятно, ничего не меняло.
    Просящие, умоляющие глаза немца смотрели то на пистолет в её руке, то в её глаза. С усилием он что-то прохрипел и закашлялся.
    Галина догадалась, о чём он просил...
    "Ну уж нет, не дождёшься!"- В памяти промелькнули вчерашние события, и лицо её окаменело.
    "Бог тебя простит. Если сможет..."- она нагнулась, и резко, со злостью выдернула из под него сумку.
    Немец закрыл глаза, и из под его век выкатилась слеза. Галина попятилась, сердце её дрогнуло и бешено застучало. То, что до сих пор было для неё абстрактным олицетворением зла, обретало человеческие черты.
    Раненый лежал молча, не шевелясь, и только слёзы, стекающие по правому виску и собирающиеся лужицей у переносицы левого глаза, доказывали, что он ещё жив. Галя судорожно вздохнула, она почувствовала, что с ней творится что-то непонятное. Не жалость, нет, И не сочувствие... 
    Открыв глаза, немец стал быстро, захлебываясь, что-то говорить, моргая веками в этой лужице слёз, и она сразу же стала грязной и непрозрачной. Галина по прежнему не могла ничего разобрать, и виноваты в этом были то ли тройка по немецкому, то ли особый диалект немца, его разбитые губы и выбитые зубы. Но каким-то образом она понимала, о чём он говорит, словно где-то в сердце невидимый переводчик неслышно и безошибочно превращал невнятное хрипение в нечто, понятное любому человеку.
     Человек каялся...         
     Не умолял, не просил прощения. Он понимал, что такое простить нельзя - он исповедовался Богу. 
     Галина присела перед ним и большим пальцем согнала лужицу слёз к виску. Почему-то вспомнилась строчка из Библии: "...И отрёт Бог всякую слезу с очей их..."
     Немец замолчал и посветлевшими глазами долго смотрел ей в глаза,  затем вздрогнул и вытянулся, невидящие глаза его уставились в серое небо.
     Галя закрыла ему веки и поднялась. Забыв о пистолете и документах, она пошла прочь, по щекам её катились слёзы. Немыслимое напряжение, которым страшное горе сковывало её тело, её душу, таяло в потоке слёз.
     "Мамочка, родненькая!"- Галя закрыла лицо руками и всхлипнула.
    "И отрёт Бог всякую слезу..."- продолжало пульсировать в висках.
    Споткнувшись, она упала на пламенеющие кленовые листья. Рыдания сотрясали её хрупкое тело.
    "…И отрёт Бог слезу…"


Рецензии
Геннадий!
Война, прокатившись катком по миллионам судеб преподнесла и миллионы сюжетов, один из которых вполне мог быть подобен описанному Вами. В принципе в отношении к врагу со стороны наших людей было много, на первый взгляд странного.
Вообще-то я не люблю, полагаю не этичным предлагать свои сочинения в рецензиях (отзывах) и сам обычно по подобным ссылкам не хожу.
Но я помню войну, был в немецком детдоме на оккупированной Украине, а после войны наслушался от взрослых всяких историй, которые в памяти людей были ещё свежи.
Найдёте время - загляните - на моей странице в папке "Эхо войны" есть рассказы, близкие к затронутой Вами теме - "Предатель", "Кристаллический снег" и новелла "Умереть на родине".
Все они - и художественный вымысел и собирательная эссенция из слышанного в детстве. Поскольку речь зашла о "кухне", а у нас литературная переписка, признаюсь: в рассказе "Кристаллический снег" действие по сюжету происходит где-то на Новгородщине; а на самом деле немцы разбомбили роддом в Хотине, что на Днестре, а вот наш придурок-комендант запретил населению три дня убирать с улиц трупы немцев - в Умани Черкасской (а во время войны - Киевской) области.
Помню и не описанные мною случаи, когда люди, потерявшие близких, подкармливали пленных фрицев, а во время оккупации при общении проникались взаимной симпатией, рассказывая друг другу об оставленных или потерянных семьях, - они воспринимали действительность, как общую беду.

Что я могу сказать о Вашем сочинении? Я не профессиональный литератор. Мне кажется, преамбула наивна в той части, что соответствует некой моде, связанной с реинкарнацией. В прошлые времена эта тема не муссировалась, да и в будущем не будет; но сейчас Ваша преамбула для начитанного человека может выглядеть наивной.
Второе - описывать сломанные хребты, выбитые зубы, кишки и пр. - это попытка впечатлить читателя ужастиком тогда, когда автору недостаёт выразительных художественных средств. Это как по ТВ в бесконечных боевиках постоянно показывают морды, вымазанные вареньем или кетчупом; мы это понимаем и переключаем программу, чтобы столкнуться с тем же на другом канале. Но обратите внимание: серьёзные качественные ленты о войне, рассказывающие о страшном, используют другие, психологические и прочие художественные приёмы, раскрывают философию войны и её ужасов, - они не спекулируют страшилками, им это просто не надо.
Мне пришлось видеть ещё одну войну - Афганистан, но у меня вы не найдёте кровавых подробностей.

В заключение процитирую одну миниатюру из серии "Улыбнемся с древними":

<< Наше телевидение не щадит нервы даже детей, показывая ужасы и убийства в каждом втором фильме.
А вот в древней Элладе к подобному действу было иное отношение.
Дадим слово древнегреческому историку и Первому Писателю Геродоту:
"Вот как поступили афиняне, которые, тяжко скорбя о взятии Милета, выражали свою печаль по-разному. Так, между прочим, Фриних сочинил драму “Взятие Милета”, и когда он поставил ее на сцене, то все зрители залились слезами.
Фриних же был присужден к уплате штрафа в 1000 драхм за то, что напомнил о несчастьях близких людей.
Кроме того, афиняне постановили, чтобы никто не смел возобновлять постановку этой драмы".
(ГЕРОДОТ. ИСТОРИЯ. Книга Шестая. ЭРАТО) >>

Может быть, поучимся у древних?

Ваш!

Станислав Бук   31.01.2012 01:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Станислав, за интересный и обстоятельный отзыв!
Я моложе Вас (1950), и о войне знал лишь из книг и фильмов, потому что те, кто воевал, в моей юности о войне вспоминать уже не хотели. Даже отец не любил ворошить военное прошлое, когда я интересовался, как он получил ранения: "Ничего хорошего в войне не было, а интересного - тем более..."
Естественно, знания эти были отвлечённо-шаблонные, "информативные", хотя и вызывали неподдельные чувства и эмоции. А когда я неожиданно начал вспоминать то, что позже описал в рассказе, то не просто растерялся, а испугался, что у меня что-то с психикой не в порядке. Про реинкарнацию я уже знал, но не думаю, что мог так реально и подробно вспоминать "мои" мысли и чувства, например, когда я отпускал(а) грехи своему врагу... Можно было бы приписать это творческому воображению, но тогда я ещё ничего не писал (и не собирался). Это был первый мой рассказ, только я не писал его, а описывал, что со мной происходило.
Судя по Вашим рецензиям и переписке с читателями (кроме Ваших произведений, мне нравится и это Ваше творчество, надеюсь, Вы не сочтёте это неделикатным), к мистике у Вас отношение критическое. Вот только в "Розе для Хризантемы" (Вы её уже прочли) и в рассказе "Кусочек хлеба, или экскурсия в Настоящее" я описывал то, что со мной происходило на самом деле, хотя это и похоже на мистику. Правда, вот уже полгода, как моё "цветочное зрение" почему-то не работает. Жаль...
А телевизор сейчас практически не смотрю, потому что смотреть нечего.
Мыло, кровь, сопли, пошлятина, бабки в кривом зеркале и враньё по всем каналам. Как то попытался вспомнить хоть один стоящий постсоветский фильм, но так и не вспомнил. Разучились качественные фильмы снимать.
Ой, простите, что ушел далеко от темы, да ещё брюзжать начал...
Действительно, нужно у древних оптимизму учиться!
С уважением -

Геннадий Март   01.02.2012 00:57   Заявить о нарушении
Геннадий!
"Рецензия и "отзыв" - слова-синонимы. На литературном портале рецензии пишут другие авторы и зарегистрированные читатели. Эти отзывы могут выглядеть, как литературная критика, или обсуждение темы, как на форуме, или просто заметки, сделанные из вежливости.
Дальнейшие обсуждения, полемики и пр. под рубрикой "Ваши замечания", здесь могут быть примером литературной переписки (вот как у Вас со мною), то есть - эпистолярного жанра, в котором правил, вообще говоря, нет. Тут даже предусмотрена возможность ухода в приват.

Полагаю, если автор рецензии пытается делать разбор сочинения, неважно - как литератор, или как политик, или как человек, владеющий темой, - в любом случае он должен обосновать свою позицию. Я стараюсь так поступать, если вижу, что могу оказать такую же помощь, какую жду от других, учитывая, что большинство из нас - участники вот такой литературной самодеятельности, или вижу, что сюжет достойный обсуждения с моим участием...
К сожалению, не все придерживаются такой позиции...
Разумеется, и я часто короткой фразой подтверждаю, что зашел на страницу и прочёл сочинение... это как расписка в получении телеграммы.
И я уважаю право любого автора поступать здесь хоть как - никто никому ничего не должен, хотя определенная этика взаимоотношений коллег должна просматриваться.

Что касается мистики - я не показываю ни положительного, ни отрицательного отношения к этому явлению - это моё личное дело. Я обсуждаю литературу.
Разумеется, в жизни любого человека бывают события, которые можно объяснять, как мистические, или как такие, в трактовке которых используется исключительно материал памяти. Отношение к ним зависит от мировоззрения человека.
Я пишу и сочинения с мистикой и отзывы на чьи-то работы с мистикой, стараясь это делать, как литератор.
Приведу пример: величайший мистик Николай Васильевич Гоголь в своих художественных сочинениях никогда не доказывал, что "так и было". И это - от его ответственности перед читателем. Гоголь по нескольку раз переписывал главы и абзацы. Кстати в моём истинно мистическом сочинении "Медная бездна" я привёл для сравнения отрывки из рукописей Гоголя и тех же мест, отданных в печать. По этим отрывкам видно, как тщательно Гоголь шлифовал свои тексты.
Ваш!

Станислав Бук   01.02.2012 13:27   Заявить о нарушении
"Медную бездну" я читал, мне понравилось, как Вы умело объединили исторические факты, художественный вымысел и литературное исследование.
Но получился не сухой реферат, а художественное произведение, в котором естественно сплелись фантазия, интрига, любовь...
Станислав, вчера в переписке я допустил ошибку, заявив, что разучились у нас хорошие фильмы снимать. Вчера, прочитав Ваш рассказ "Предатель", я вспомнил такой фильм, он называется "Остров", думаю, и Вы его видели.
Наверняка есть и другие, просто память у меня наверное плохая, а может не доходят они до нас.
А рассказ сильно меня зацепил, почему - напишу более подробно в отзыве (я считаю, что рецензию на произведение может писать тот, чей творческий уровень выше, кто может подсказать, дать совет, а иначе это отзыв, беседа). Вчера на это не было времени, было поздно очень.
С уважением -

Геннадий Март   01.02.2012 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.