Рецензия на «Покаяние» (Геннадий Март)

Геннадий!
Война, прокатившись катком по миллионам судеб преподнесла и миллионы сюжетов, один из которых вполне мог быть подобен описанному Вами. В принципе в отношении к врагу со стороны наших людей было много, на первый взгляд странного.
Вообще-то я не люблю, полагаю не этичным предлагать свои сочинения в рецензиях (отзывах) и сам обычно по подобным ссылкам не хожу.
Но я помню войну, был в немецком детдоме на оккупированной Украине, а после войны наслушался от взрослых всяких историй, которые в памяти людей были ещё свежи.
Найдёте время - загляните - на моей странице в папке "Эхо войны" есть рассказы, близкие к затронутой Вами теме - "Предатель", "Кристаллический снег" и новелла "Умереть на родине".
Все они - и художественный вымысел и собирательная эссенция из слышанного в детстве. Поскольку речь зашла о "кухне", а у нас литературная переписка, признаюсь: в рассказе "Кристаллический снег" действие по сюжету происходит где-то на Новгородщине; а на самом деле немцы разбомбили роддом в Хотине, что на Днестре, а вот наш придурок-комендант запретил населению три дня убирать с улиц трупы немцев - в Умани Черкасской (а во время войны - Киевской) области.
Помню и не описанные мною случаи, когда люди, потерявшие близких, подкармливали пленных фрицев, а во время оккупации при общении проникались взаимной симпатией, рассказывая друг другу об оставленных или потерянных семьях, - они воспринимали действительность, как общую беду.

Что я могу сказать о Вашем сочинении? Я не профессиональный литератор. Мне кажется, преамбула наивна в той части, что соответствует некой моде, связанной с реинкарнацией. В прошлые времена эта тема не муссировалась, да и в будущем не будет; но сейчас Ваша преамбула для начитанного человека может выглядеть наивной.
Второе - описывать сломанные хребты, выбитые зубы, кишки и пр. - это попытка впечатлить читателя ужастиком тогда, когда автору недостаёт выразительных художественных средств. Это как по ТВ в бесконечных боевиках постоянно показывают морды, вымазанные вареньем или кетчупом; мы это понимаем и переключаем программу, чтобы столкнуться с тем же на другом канале. Но обратите внимание: серьёзные качественные ленты о войне, рассказывающие о страшном, используют другие, психологические и прочие художественные приёмы, раскрывают философию войны и её ужасов, - они не спекулируют страшилками, им это просто не надо.
Мне пришлось видеть ещё одну войну - Афганистан, но у меня вы не найдёте кровавых подробностей.

В заключение процитирую одну миниатюру из серии "Улыбнемся с древними":

<< Наше телевидение не щадит нервы даже детей, показывая ужасы и убийства в каждом втором фильме.
А вот в древней Элладе к подобному действу было иное отношение.
Дадим слово древнегреческому историку и Первому Писателю Геродоту:
"Вот как поступили афиняне, которые, тяжко скорбя о взятии Милета, выражали свою печаль по-разному. Так, между прочим, Фриних сочинил драму “Взятие Милета”, и когда он поставил ее на сцене, то все зрители залились слезами.
Фриних же был присужден к уплате штрафа в 1000 драхм за то, что напомнил о несчастьях близких людей.
Кроме того, афиняне постановили, чтобы никто не смел возобновлять постановку этой драмы".
(ГЕРОДОТ. ИСТОРИЯ. Книга Шестая. ЭРАТО) >>

Может быть, поучимся у древних?

Ваш!

Станислав Бук   31.01.2012 01:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Станислав, за интересный и обстоятельный отзыв!
Я моложе Вас (1950), и о войне знал лишь из книг и фильмов, потому что те, кто воевал, в моей юности о войне вспоминать уже не хотели. Даже отец не любил ворошить военное прошлое, когда я интересовался, как он получил ранения: "Ничего хорошего в войне не было, а интересного - тем более..."
Естественно, знания эти были отвлечённо-шаблонные, "информативные", хотя и вызывали неподдельные чувства и эмоции. А когда я неожиданно начал вспоминать то, что позже описал в рассказе, то не просто растерялся, а испугался, что у меня что-то с психикой не в порядке. Про реинкарнацию я уже знал, но не думаю, что мог так реально и подробно вспоминать "мои" мысли и чувства, например, когда я отпускал(а) грехи своему врагу... Можно было бы приписать это творческому воображению, но тогда я ещё ничего не писал (и не собирался). Это был первый мой рассказ, только я не писал его, а описывал, что со мной происходило.
Судя по Вашим рецензиям и переписке с читателями (кроме Ваших произведений, мне нравится и это Ваше творчество, надеюсь, Вы не сочтёте это неделикатным), к мистике у Вас отношение критическое. Вот только в "Розе для Хризантемы" (Вы её уже прочли) и в рассказе "Кусочек хлеба, или экскурсия в Настоящее" я описывал то, что со мной происходило на самом деле, хотя это и похоже на мистику. Правда, вот уже полгода, как моё "цветочное зрение" почему-то не работает. Жаль...
А телевизор сейчас практически не смотрю, потому что смотреть нечего.
Мыло, кровь, сопли, пошлятина, бабки в кривом зеркале и враньё по всем каналам. Как то попытался вспомнить хоть один стоящий постсоветский фильм, но так и не вспомнил. Разучились качественные фильмы снимать.
Ой, простите, что ушел далеко от темы, да ещё брюзжать начал...
Действительно, нужно у древних оптимизму учиться!
С уважением -

Геннадий Март   01.02.2012 00:57   Заявить о нарушении
Геннадий!
"Рецензия и "отзыв" - слова-синонимы. На литературном портале рецензии пишут другие авторы и зарегистрированные читатели. Эти отзывы могут выглядеть, как литературная критика, или обсуждение темы, как на форуме, или просто заметки, сделанные из вежливости.
Дальнейшие обсуждения, полемики и пр. под рубрикой "Ваши замечания", здесь могут быть примером литературной переписки (вот как у Вас со мною), то есть - эпистолярного жанра, в котором правил, вообще говоря, нет. Тут даже предусмотрена возможность ухода в приват.

Полагаю, если автор рецензии пытается делать разбор сочинения, неважно - как литератор, или как политик, или как человек, владеющий темой, - в любом случае он должен обосновать свою позицию. Я стараюсь так поступать, если вижу, что могу оказать такую же помощь, какую жду от других, учитывая, что большинство из нас - участники вот такой литературной самодеятельности, или вижу, что сюжет достойный обсуждения с моим участием...
К сожалению, не все придерживаются такой позиции...
Разумеется, и я часто короткой фразой подтверждаю, что зашел на страницу и прочёл сочинение... это как расписка в получении телеграммы.
И я уважаю право любого автора поступать здесь хоть как - никто никому ничего не должен, хотя определенная этика взаимоотношений коллег должна просматриваться.

Что касается мистики - я не показываю ни положительного, ни отрицательного отношения к этому явлению - это моё личное дело. Я обсуждаю литературу.
Разумеется, в жизни любого человека бывают события, которые можно объяснять, как мистические, или как такие, в трактовке которых используется исключительно материал памяти. Отношение к ним зависит от мировоззрения человека.
Я пишу и сочинения с мистикой и отзывы на чьи-то работы с мистикой, стараясь это делать, как литератор.
Приведу пример: величайший мистик Николай Васильевич Гоголь в своих художественных сочинениях никогда не доказывал, что "так и было". И это - от его ответственности перед читателем. Гоголь по нескольку раз переписывал главы и абзацы. Кстати в моём истинно мистическом сочинении "Медная бездна" я привёл для сравнения отрывки из рукописей Гоголя и тех же мест, отданных в печать. По этим отрывкам видно, как тщательно Гоголь шлифовал свои тексты.
Ваш!

Станислав Бук   01.02.2012 13:27   Заявить о нарушении
"Медную бездну" я читал, мне понравилось, как Вы умело объединили исторические факты, художественный вымысел и литературное исследование.
Но получился не сухой реферат, а художественное произведение, в котором естественно сплелись фантазия, интрига, любовь...
Станислав, вчера в переписке я допустил ошибку, заявив, что разучились у нас хорошие фильмы снимать. Вчера, прочитав Ваш рассказ "Предатель", я вспомнил такой фильм, он называется "Остров", думаю, и Вы его видели.
Наверняка есть и другие, просто память у меня наверное плохая, а может не доходят они до нас.
А рассказ сильно меня зацепил, почему - напишу более подробно в отзыве (я считаю, что рецензию на произведение может писать тот, чей творческий уровень выше, кто может подсказать, дать совет, а иначе это отзыв, беседа). Вчера на это не было времени, было поздно очень.
С уважением -

Геннадий Март   01.02.2012 23:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Геннадий Март
Перейти к списку рецензий, написанных автором Станислав Бук
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.01.2012