Страх перед властью - начало интеллектуального оск

Страх перед властью - начало интеллектуального оскудения
В своё время в номере 25-м «Граждановедения» за прошлый год я прочитал письмо учительницы истории, озаглавленное – «Не умалчивать и не лгать». Сегодня я понял, что не будет мне покоя, пока не выскажу своего отношения к проблеме.

Учительница истории сказала на уроке правду о битве под Москвой, о том, что наших там погибло в восемь раз больше, чем немцев. Возможно, что-нибудь прибавила о бездарности политического руководства страны. Ученик передал её слова своему прадеду, участнику тех событий. Прадед отправил депешу директору школы: «Таким учителям не место в школе»… Перепуганная начальница вызвала «преступницу» на ковёр: «Антонина Владимировна, может быть, Вы уйдёте по собственному желанию?» Не менее перепуганная Антонина Владимировна нашла гениальный выход (в опасных ситуациях такое случается): «Я встречусь с этим ветераном, поговорю с ним»… В результате разговора сообразительный участник войны приутих и смилостивился. Согласился со всеми цифрами и фактами. Однако страх у учительницы не прошёл: письмо в газету она подписала девичьей фамилией матери, номер школы и фамилию директора не назвала, поскольку по-прежнему там преподаёт… Но ведь так можно запугать всех учителей истории! Руководствуясь спущенной сверху инструкцией о воспитании патриотизма, они будут внедрять в сознание учеников ложь о Второй мировой войне. И получим мы свою «Неизвестную войну» (фильм с таким названием о Второй мировой войне популярен у американцев).

Если учитель не знает истории, то он может её изучить. А если он работает под страхом? – Это потеря квалификации. Под страхом он преподносит детям ложь. И будет наша современная жизнь стоять на страхе и лжи, порождённой страхом, – как  стояла жизнь советская… Правды о войне никто не знал. Все долго были уверены в том, что немцев погибло на войне намного больше, чем наших, что победу нам принесло мудрое руководство партии. В то время газеты, журналы, книги, театр и кино, выдававшие «продукцию», произведённую под страхом,  под жёсткой цензурой отупевших от неограниченной власти вождей, формировали «нового человека», сознание которого воспринимало мир в перевёрнутом виде. Моё поколение верило, что большевистская  революция прошла так, как изобразил её в фильмах о вожде кинорежиссёр Михаил Ромм. (Впрочем, под конец жизни он обрёл мужество и создал шедевр – «Обыкновенный фашизм».) Многие оторванные от  деревни городские жители, посмотрев фильмы «Кубанские казаки» и «Свадьба с приданым», восприняли их как реальность.

Свои лучшие годы при Советах я (учитель) прожил под страхом и нередко был вынужден говорить детям глупости. Например: «Дети, избегайте встреч с иностранцами, они могут подарить вам отравленную жвачку». «Дети, нам надо собрать деньги, чтобы отправить их голодающим шахтёрам Англии». «Дети, капитализм загнил и умирает, в США скоро вспыхнет революция». Спасло меня то, что в школе я преподавал не историю, а немецкий язык. Страх не парализовал мои способности ещё и потому, что я вёл интенсивную духовную жизнь у себя дома. Тайную жизнь. Однако когда началась перестройка,  бывшие назначенные «пугальщики» перешли к неофициальному запугиванию.
 
Статьи в поддержку Демократической революции 1991 года я писал в местную газету, в областные газеты, в московские. И вот тут началось. Звонки по телефону: «Готовь гроб и белые тапочки!», «Завернись в простыню и ползи на кладбище!» «Подкулачник! У тебя не хватает сотого шарика!». Звонки прекратились лишь тогда, когда я поставил аппарат, показывающий номер телефона шантажиста. Пошли подмётные письма: «Вешать таких надо!», «Стрелять таких надо, как бешеных собак!», «Если бы не советская власть, ходил бы до сих пор в лаптях!». И я их, «пугальщиков», действительно, боялся.

Помните ключевой марксистский тезис: «Насилие – повивальная бабка истории»? Много страха загнали насильники в наши кости за время господства и ещё, как показывает жизнь, продолжают загонять. Слабых духом граждан (а таких в обществе немало) страх приводит к интеллектуальному оскудению. Будем укреплять дух! Корягин Сергей Осипович.  26 января 2007 года


Рецензии
Дорогой Сергей! Вы пишите , всего лишь, о искоренении страха перед изображением ИСТОРИЧЕСКИХ событий. Но, разве, это главное? "Руководствуясь спущенной сверху инструкцией о воспитании патриотизма".
Патриотизм сейчас заключается в одном - разоблачить невиданную коррупцию и вернуть из-за границы уворованные ей народные средства на порядок больше официального бюджета. Почему молчите об этом?

Эдуард Снежин   10.01.2010 10:05     Заявить о нарушении
Уважаемый Эдуард Снежин! Спасибо за отклик. С украденными деньгами разберется прокурор. А вот если к власти снова придут тюремщики...! Те, кто сажал и убивал за свободное слово... Это Вас не волнует. Тут все обстоит так: "У кого что болит, тот о том и говорит".

Сергей Корягин   10.01.2010 15:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.