Исторический контекст диплома рогоносца

«Исторический контекст диплома рогоносца»
***************************************
Петрищев С.Н., математик и социолог (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Русский вариант перевода французского текста "диплома" гласит: " Кавалеры Большого креста, Командоры и Рыцари Светлейшего Ордена Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством досточтимого великого магистра Ордена, его превосходительства Д.Л.Нарышкина, единогласно назначили г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена. Непременный секретарь: граф И.Борх".

Подчеркнуто в оригиналах рукою анонима:
*************************************
"Рогоносцы <...>  единогласно назначили г-на Александра Пушкина коадъютором Великого магистра ордена Рогоносцев и историографом Ордена. Непременный секретарь: граф И.Борх".
 

В известной книге П.Е.Щеголева "Дуэль и смерть Пушкина" содержится заключение автора о стиле и терминологии пасквиля: "По форме диплом пародирует грамоты на пожалование кавалерами орденов. Термины <...> взяты из орденской практики и встречаются в статутах различных орденов, напр. св. Андрея Первозванного, в установлении о российских орденах имп. Павла".
 
Со своей стороны отмечу, что большинство французских терминов "диплома" многозначны и используются далеко не только
в наградной практике:
Термин "капитул" обозначает коллегию руководящих лиц в монашеских или духовно-рыцарских орденах, а также ложу,
куда входят масоны 15 - 18-х степеней, красного или розенкрейцерского масонства;
"Великий капитул" - наименование традиционного, постоянного заседания одного из капитулов 18-й степени ДПШУ;
Термин "коадъютор" взят из административной практики католической церкви и обозначает помощника духовного лица.

В тексте пасквиля нашла отражение причудливая смесь терминов, используемых духовно-рыцарскими орденами, католической церковью и масонством. Указанное в принципе позволяет различное толкование отдельных фрагментов французского текста "диплома" (подробнее об этом речь пойдет в другой моей статье «Диплом как пирог из слоеного текста»). Здесь же отмечу лишь следующий важный факт, относящийся к историческому контексту "диплома Ордена Рогоносцев" на имя Александра Пушкина: день почтовой рассылки злополучного циркулярного пасквильного "диплома", а также получения его Пушкиным и ближайшим окружением поэта, утренней почтой в среду 4 ноября 1836 года, совпал с  20-летием учреждения в Санкт-Петербурге  Великой Провинциальной ложи XIX века (4 ноября 1816 года).

Думаю, что не ошибусь, полагая, что этот исторический факт был, без сомнения, хорошо известен историку, пушкинисту и либеральному масону (ещё с дореволюционным прошлым) Павлу Елисеевичу Щеголеву.

Историк-археограф Г.Е.Хаит, в свою очередь, высказал предположение, что пушкинский аноним в качестве образца имел диплом к ордену св. Иоанна  Иерусалимского, или Мальтийскому ордену, введенному императором Павлом I в 1798 году.
Звания рыцаря Мальтийского ордена был удостоен, в частности, тот же Д.Л.Нарышкин.

Упомянутый в тексте "диплома" Дмитрий Львович Нарышкин (1758-1838), масон и знатный рогоносец в эпоху Александра I, был к тому времени почтенным обер-егермейстером двора. Его жена Мария Антоновна , урожденная княжна Святополк-Четвертинская (1779-1854), была фавориткой покойного императора Александра I в первую половину его правления (с 1801 по 1814 гг.) и родила от него дочь Софью Дмитриевну (1808-1824), признанную своею как царем, так и мужем, и сына Эммануила (1813-1902). При этом трое дочерей М.А.Нарышкиной от Александра I умерли еще во младенчестве. Имеется свидетельство, что Александр I фактически платил Нарышкину за "пользование" его женой, регулярно подписывая подаваемый тем чек
в несколько сот тысяч, якобы на издание некой повести.

Граф Иосиф Михайлович Борх, 29-летний камер-юнкер, титулярный советник и переводчик министерства иностранных дел, был также известным в обществе рогоносцем. К тому же его жена Любовь Викентьевна, урожденная Голынская (1812-1866), доводилась родственницей Наталье Николаевне, жене поэта. Примечательным свидетельством порочности нравов четы Борх служат слова о них самого Пушкина по дороге на дуэль 27 января 1837 г., обращенные к Данзасу: "Вот две образцовых семьи (по-франц.)... Ведь жена живет с кучером, а муж - с форейтором".

Таким образом, Пушкин по прихоти анонима помещался в "избранное общество" порочных людей, подверженных исключительному разврату и греху, включая библейский грех содомии. В пасквиле, по логике анонима, содержался и гнуснейший намек на то, что и камер-юнкерство поэта, и высочайше пожалованное звание историографа, и ссуды казны
на издание "Истории Пугачева" - все это оплачено Пушкиным тою же ценою, что и благоденствие Нарышкина.

Циркулярная же рассылка пасквильного "диплома" представляла собой своего рода публикацию в обществе сведений, порочащих честь поэта и его жены. Нанести Пушкину большее оскорбление было невозможно. Поэтому всевозможные рассуждения о "гнусном шутнике" и "шутовском дипломе", представляются мне весьма легковесными. Удар пушкинского анонима или анонимов был рассчитанным и смертоносным, что и подтвердил дальнейший ход событий.

Естественно, что для нанесения подобного резонансного удара нужно было выбрать и выждать подходящий момент.


Литература:

Петрищев С.Н. Дополнения к историческому контексту диплома // портал "Проза.ру",  http://www.proza.ru/2010/01/14/141.

Петрищев С.Н. Диплом как пирог из слоеного текста // портал "Проза.ру", http://proza.ru/2018/11/18/335.

Петрищев С.Н. Предвестник гибели поэта. Новые факты и версии // портал "Проза.ру",  http://www.proza.ru/2018/09/29/181.

Сафонов Михаил. Имя его неизвестно, подлость его бессмертна // электронное издание "Мальта для всех" г. Санкт-Петербург, #5
от 19.02.2007 по адресу http: /www.maltavista.ru/library/article/352.

Серков А.И. Русское масонство. 1731 – 2000 гг. Энциклопедический словарь.  – М.: РОССПЭН, 2001.

Хаит Г.Е. По следам предвестника гибели // Огонек. 1987. № 6.

Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследования и материалы. М., 1987.


Рецензии
А вот как-то ни разу не попадалось в литературе... Было ли это пасквилем, т.е. клеветой? Был ли великий поэт рогоносцем?

Алекс Петровский   16.01.2010 11:41     Заявить о нарушении
Алекс,
Известно, что до конца своих дней Пушкин был уверен в невиновности Натальи Николаевны.
Тем не менее, клевета это или нет - каждый волен решать в меру своей испорченности.
К примеру я склонен доверять Александру Сергеевичу, но есть и немало таких, кто как и метр Петраков (известный академик-экономист) ему (ей) не верит и пишет по этому поводу целые монографии-пасквили на поэта (Петраков Н.Я. "Последняя игра Александра Пушкина").
С уважением
Сергей

Сергей Петрищев   17.01.2010 01:39   Заявить о нарушении