Каковы тенденции в недавних критических выступлени

Каковы тенденции в недавних критических выступлениях господ революционеров на Форуме Революционного Фронта?

На этом форуме в ответ на мои две последние статьи ("Ответ Бунтарю" и "Шовинизм наизнанку") пока высказалось три автора - Виктор Макаров, НКВД и Бунтарь.

Виктор Макаров пишет:
=В целом я согласен с Вашей критикой Гачикуса, изложенной в этой статье (особенно по вопросам о "советском империализме" и исламизме), несмотря на то, что Вы являетесь госкаповцем, а к госкапу у меня отрицательное отношение =

А. Т. О моем отношении к данному течению можно узнать, например, из заключительного раздела составленного мной Проекта программы:

"5) Так называемые "госкаповцы".
  Это выражение пошло с руки прежде всего сталинистов, распространяющих его на всех, кто так или иначе отрицает социалистический характер общественного строя СССР. Но вряд ли будет оправданным употребление этого выражения в отношении действительных марксистов, обращающих внимание в первую очередь на экономический базис, а не на надстройку.
 Так называемые "госкаповцы" не замечают частных капиталов и владельцев этих капиталов, т.е. буржуазию, в экономике СССР, они видят лишь совокупного капиталиста в лице государства. За выражением "совокупный капиталист" теряется тот факт, что господствующий класс в СССР состоял из ЧАСТНЫХ собственников, которые владели ЧАСТНЫМИ капиталами (крупными денежными суммами, вкладами в банк, облигациями и пр.). Ополчаясь против государства как коллективного капиталиста, не видя, как и сталинисты, троцкисты, анархисты и пр., в экономике СССР монополистической буржуазии, замечая лишь "номенклатуру", "бюрократию" и т.п., "госкаповцы" по ряду вопросов подчас почти ничем не отличаются от троцкистов и представляют собой здесь течение, близкое к анархизму. Как и анархисты, троцкисты и пр., они толкуют о том, что в результате горбачевско-ельцинских реформ место бюрократии , партноменклатуры и т.п. заняла финансовая олигархия, буржуазия, тогда как прежде буржуазии , по их мнению, в СССР не было, хотя и был пролетариат. В такого рода "диалектике" пролетариат получается без своей противоположности.
 Часть "госкаповцев" открыто ополчается против ленинизма. Если сталинисты всеми силами стремятся слить марксизм-ленинизм и сталинизм в единое целое, отрицая ревизионистский характер последнего и провозглашая последний развитием взглядов классиков, то эта часть "госкаповцев" подходит здесь к вопросу об идейно-теоретическом наследии с другой стороны: роя пропасть между марксизмом и ленинизмом, она, в конце концов, объявляет ревизионизмом сам ленинизм! Рабочее движение от таких операций над ленинизмом, конечно, только проигрывает. Многие "госкаповцы" считают,что Октябрьская революция носила всецело буржуазный характер. Ленин и Робеспьер в их понимании чуть ли не близнецы. Они рассматривают Ленина лишь как прогрессивного буржуазного преобразователя.
 Однако Октябрьская революция не носила ни всецело буржуазный характер, как то утверждают эти "госкаповцы", ни характер всецело социалистический, как то стремятся представить сталинисты и пр. Она была рабоче-крестьянской.
 Толкуя о всецело буржуазном характере Октябрьской революции 1917г., эта часть "госкаповцев" видит в то же время причину перерождения возникшего в результате этой революции пролетарского государства в так называемой "авангардной партии", т.е. в явлении, характеризующем не экономический базис, а политическую и юридическую надстройку. Тогда как коренная причина произошедшего к середине 30-х годов перерождения Советской власти в диктатуру буржуазии лежит в экономике - в наличии крестьянства как преобладающей части населения России, в отсталости производительных сил. В итоге эти "госкаповцы" выводят оправданность "авангардной партии" в 1917 году и ненужность, по их мнению, ее ныне из разницы экономических условий, из различий в характере революции и тем самым закрывают глаза на то, что ныне, как и в царской России начала XX века, нет политической свободы. Другими словами, у них здесь все перепутано, и причины того или другого видятся им не в том, в чем они в действительности заключались. Ополчаясь против партии ленинского типа, они на деле воюют против того, чтобы ее костяк составляли профессиональные революционеры, необходимость которых диктуется ведь условиями политического режима, засилием полиции, а не характером революции, не экономическими условиями. Тем самым они и в вопросе о партийном строительстве поддерживают в рабочем классе анархистские настроения, которые и без того значительно затрудняют построение подлинно пролетарской партии."

Следовательно, уже отсюда видно, что госкаповцем я как раз и не являюсь. Также, например, и в моих  "Тезисах к выделению пролетариата в самостоятельную, независимую от мелкобуржуазного влияния партию из общей массы трудящихся" есть следующие пункты:
"7. Определение так называемыми "госкаповцами" экономического строя СССР как государственного капитализма неверно, поскольку это определение относится, в соответствии с марксизмом-ленинизмом, не к общественному строю в его совокупности, а всего лишь к укладу наряду с другими укладами внутри общественного строя. Наряду с государственным капитализмом (государственными предприятиями и пр.) в СССР существовал и частно-хозяйственный капитализм, который то уходил в тень, то снова легализовывался, а также существовали мелкотоварное и патриархальное производство.
8. Вдобавок "госкаповцы" не видят в экономике СССР буржуазию и частные капиталы ( вклады в банк, например, являются одной из форм которых), они видят лишь "коллективного капиталиста" в лице государства. Поэтому течение "госкапа" оказывается довольно близким к течению троцкизма и анархизма."

=Вообще же в нашей организации (РФ) сушествует широчайший разброс мнений о бандеровцах. От пробандеровского взгляда (оценка бандеровщины как национально-демократического движения) - т. з. тов. Утренняя Звезда (член Национал-большевистской фракции РФ).=

А. Т. Почему-то здесь не говорится о бандеровско-пронацистских или гитлеровско-бандеровских взглядах, хотя у вас на форуме этот "товарищ" УЗ является с фотоснимком какого-то гитлеровца в нацистской форме.

= До сталинистско-трофимовского взгляда - т. з. тов. Дрекслера (член Анархо-антифа фракции РФ и Коммунистической фракции РФ).=

А. Т. Зато, когда речь заходит о взглядах трофимовских, здесь еще добавляется слово "сталинистско-". ( "Дай-ка я здесь чуток злой и порочной воли подпущу!" - говорил  один персонаж в "Современной идиллии" Щедрина.)

= раз сов. империализма по-вашему не было. =

А. Т. Выражение "советский империализм" есть либерально-анархистский штамп. Если есть империализм, значит Советского в общественно-политическом строе уже нет. Империализм и Советы несовместимы - вот что я хотел сказать. Либералы конца XX века, в противоположность либералам начала XX века, носились с требованием права наций на самоопределение. И в то же время они отрицали буржуазный характер экономического и политического строя СССР. Признать это последнее они не могли, ибо такое признание означало бы и признание того, что их реформы ничего не стоят. Им нужно было сначала идти по стопам сталинизма и затем вдруг резко делать маневр вправо, т.е. выдавать капитализм за социализм и затем отсюда уже рисовать перед обывателем картину, что социализм плох сам по себе, по своей природе, что он есть отсутствие свободы, царство послушных винтиков, царство всеобщей бедности и т.д. Но в своих национал-сепаратистских устремлениях они не могли обойтись без фраз об империализме. Отсюда и такого рода штампы в их речах.

 = Но и Ваша позиция, по-видимому отвергающая признак места в системе распределения (т. е. уровень дохода, бедность) также неверна.=

А. Т. Я вовсе не отвергаю уровень дохода в качестве классообразующего признака, я только отвожу - в соответствии с точкой зрения классиков -  этому признаку подчиненное место.

= Исходя из представленных Вами работ Вас можно отнести к ленинистам (хотя одного этого недостаточно). Также как и Гачикуса можно, и меня, и НКВД, и Исайчикова и еще некоторых. А то, что Гачикус и Трофимов наверняка считают друг друга чуть ли не антиленинистами, так это их проблемы. Политическое сектантство (ведь Гачикус восходит к секте ВКПБ, а Трофимов к секте МРП!), отсутствие понимания того, что полное единство мнений ни в каком нормальном политическом течении невозможно, присутствие сектантской твердолобой мании непогрешимости и отсутствие дискуссионной культуры. =

А. Т. Если Гачикус, я и прочие являемся ленинистами, стало быть нам всем надо объединяться в одну политическую партию. А что на деле получится от такого объединения? Ничего кроме свалки! Вот я и говорил неоднократно о всеобщей свалке, в которую норовят затащить кого-угодно и потом объявить это объединением марксистско-ленинских сил. Кто только таким объединением ни занимается! Причем речь идет именно об объединении в единую политическую партию! Ну ладно, объединяйтесь вы в рамках профсоюзов, забастовочных комитетов, в рамках Советов и т.п. -  в таком объединении противоестественного нет. Задачи и цели профсоюзов, забастовочных комитетов, Советов и т.п. отличны от тех задач, какие ставят перед собой политические партии. Зачем нужно объединяться в партию элементам по сути разнородным, элементам, которые не могут договориться относительно кардинальнейших вопросов революционного движения?!
Полное единство мнений невозможно, но расхождение расхождению рознь! Один расходится с другим по вопросу о том, сколько построить в районе школ - десять или девять; тогда как третий расходится с первыми двумя по вопросу о том, строить ли в районе школы или же публичные дома с саунами для притонов!
Далее. Я вовсе не восхожу к "секте МРП". У меня могут быть с МРП кое-какие пункты соприкосновения в области идеологии, у меня могут быть даже кое-какие контакты с членами этой группы, но это не значит, что я вырос из данного движения подобно тому, как, например, Достоевский или Тургенев выросли из "Шинели" Гоголя. Еще когда только-только МРП появилась в конце 80-х, т.е. в разгар горбачевской перестройки, и один из ее лидеров (Леонов) дал интервью корреспонденту "Аргументов и фактов", в котором рассказал о принципах этой организации, я тут же отметил на газетной вырезке ряд пунктов из этих принципов как явный анархизм.
И, наконец, о "сектантской твердолобой мании непогрешимости", "дискуссионной культуре" и прочем. Я уже давно вынес из своего опыта споров на различные политические темы (а он у меня немалый и не исчерпывается опытом полемики в интернете), что в тех случаях, когда нет явных оскорблений в чей-либо адрес, но в то же время начинают говорить о "дискуссионной культуре" и тому подобных вещах, о "мании непогрешимости" и т.д., причина такого рода указаний или "доводов" кроется в отсутствии у указующего аргументов по существу спора.

= Да, а считаете ли Вы сами себя ленинистом? Что такое вообще ленинизм для Вас? Как Вы проголосовали в нашем опросе по этой теме? =

А. Т. Я никак не голосовал в опросе. Думаю, что правилен 1-й пункт в списке вариантов, т.е. :
 "Революционный марксизм эпохи империализма и пролетарской революции, единственно верное учение, противостоящее ревизионизму (социал-демократии, сталинизму, троцкизму, маоизму, госкапу и прочему <<левому коммунизму>>)".
Разве только следовало бы убрать прилагательное "революционный" к существительному "марксизм", ибо иначе создается впечатление, будто марксизм может быть и нереволюционным.

НКВД пишет:
=Приятно отметить, что Трофимов ближе к пониманию социализма как
процесса революционного превращения капитализма в коммунизм. И потому
говорит о периоде диктатуры пролетариата в СССР как о периоде
социализма. =

А. Т. У меня в статьях ("Ответ Бунтарю" и "Шовинизм наизнанку") говорится как раз совсем противоположное тому, что автору НКВД "приятно отметить". У меня говорится о периоде диктатуры пролетариата в СССР лишь как о том периоде, когда республика была социалистической. Но республика (государство) не есть экономический строй, каковым является, например, социализм, а есть часть политической надстройки. У меня всюду и везде, т.е. во всех моих статьях, говорится, что экономический строй СССР никогда не переставал оставаться буржуазным.

=Однако, Гачикус верно, на мой взгляд, критикует Трофимова за идеализм с
принятием новой конституции СССР, принятие этой конституции лишь
отразило процесс перерождения бюрократии. =

А. Т. Поставим между государством и бюрократией знак равенства (в самом деле, бюрократия есть лишь часть государства), и тогда мы получим, что принятие Конституции 1936 года отразило процесс перерождения государства. Не так ли? А разве у меня в статье сказано что-нибудь большее?! Разве у меня сказано, что принятие Конституции 1936 года отразило процесс образования или исчезновения общественного класса или что-либо вроде этого? Разве у меня здесь затрагивается вопрос о базисе? Ведь Гачикус как раз и делал мне свои упреки в том, что я отвлекся от базиса! Он в отвлечении от базиса узрел у меня идеализм! И вот является другой теоретик и начинает уверять, что принятие Конституции отразило лишь процесс перерождения бюрократии! Вы уж там, господа, как-нибудь договоритесь между собой, с какой стороны меня будет вам удобнее подвергнуть критике! А то подобного рода несогласованность бьет вас же самих! Ведь то, что принятие Конституции отразило лишь процесс перерождения бюрократии или процесс разложения государства, как раз и говорит за то, что рассматривать ЗДЕСЬ базис нету нужды. В чем же тогда, маэстро, оказался верным здесь совершенный Гачикусом в отношении меня критический поход?!!
 Или, может, здесь имеется в виду, что бюрократия сама по себе, а государство само по себе и что разложение бюрократии не означает в то же время разложения государства?!

= Трофимов вопрос о РА и нац.
вопрос не считает сегодня в левом движении России важными, тогда как
они на самом деле являются лакмусовой бумажкой, показывающей близость
тех или иных людей и групп к революции. =

А. Т. Почему же это я не считаю эти вещи важными?! Я только отвожу им (например, национальному вопросу) подчиненное место, тогда как сталинисты, с одной стороны, и разного рода либерал-анархисты, с другой, неоправданно раздувают этот вопрос. Такое неоправданное раздувание менее важных вопросов  в ущерб кардинальным (вопросу о социализме) как раз и свидетельствует о том, кто на самом деле отошел от научного социализма и от революции.

=Трофимов пишет:
"Если сталинисты толковали в первую очередь о восстановлении СССР, то
троцкисты постоянно носились с правом наций на самоопределение. Ясно,
что как то, так и другое раскалывало рабочих по национальному признаку
и нисколько не служило интересам пробуждения рабочих для пролетарской
революции, т.е. отодвигало рабочий вопрос, вопрос о социализме на
задний план."

Эти слова подтвердили мои печальные подозрения о Трофимове как о человеке лишь формально признающем право на самоопределение. =

А. Т. Вот "логика"! Если я отвожу вопросу о праве наций на самоопределение  подобающее ему место, т.е. совершенно не собираюсь включать этот пункт в программу пролетарской партии, как то и должно быть в эпоху социалистической революции, значит я признаю право на самоопределение лишь формально? А может, мы все еще живем в стране, где большинство населения составляют крестьяне и этих крестьян нужно вовлечь в водоворот борьбы за демократию, выдвинув на первое место вопросы аграрный и следом за ним - национальный?! Вон сталинисты, зюгановцы и пр, они и с аграрным вопросом носились так, словно ныне начало XX века! Значит ли это, что указывая на неоправданное раздувание Зюгановым и К* аграрного вопроса, я выступал за проводимые ельцинско-путинским руководством реформы в области землевладения и землепользования и стоял за передачу земель в частные руки? Сталинисты почти каждый шаг правительства при Горбачеве и Ельцине представляли как реставрацию капитализма. Значит ли, в таком случае, что, разоблачая эти сталинистские воззрения, т.е. отстаивая ту точку зрения, что капитализм в СССР был и прежде, я тем самым выступал за горбачевско-ельцинские реформы?! Нисколько! Напротив, как раз именно подобные Гачикусу господа и норовили выдать горбачевско-ельцинские реформы за буржуазно-демократическую революцию, тогда как я не уставал повторять, что они на самом деле были реакцией буржуазии на рост рабочего движения.

=Трофимов период роста российского империализма, период его усиления, выдает за период его ослабления.=

А. Т.  Во-первых, я говорил о недопустимости выдавать Россию за развивающуюся страну. Во-вторых, я и ранее писал о том, что трения между Россией и другими республиками бывшего СССР лишь возросли от того, что СССР распался; Россия в отношении этих республик стала проявлять больший диктат, нежели прежде, когда они входили в Союз. То есть по мере ослабления империализма СССР в отношении других государств, в том числе и на других континентах, рос империализм России в отношении республик бывшего СССР. То, что Россия ослабла на других континентах и даже в отношении Восточной Европы, - это несомненно. Доказывать это нет даже особой нужды. Вывод войск из стран Восточной Европы, сворачивание военных баз в странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, т.е. в тех странах, которые прежде были сателлитами СССР, - кто скажет, что это не ослабление империализма СССР? Чтобы возместить эти потери, нужно было переложить последствия кризиса на другие плечи. То есть империализм СССР в отношении дальнего зарубежья ослабевал, империализм России в отношении ближнего зарубежья усиливался. В ход пускались здесь большей частью экономические рычаги, например, обладание энергоресурсами и т.п.
И кстати, господа! Почитайте, например, мою статью "Народная революция или военный переворот?" о событиях в Румынии в конце 1989 года, написанную в 1990 г. Там речь идет, между прочим, и об империализме СССР. Почитайте "Распад СССР"! Там тоже указывается и на империализм СССР и, кстати, на наличие в нем рабочей аристократии. (Например, говорится о разнице расценок на производство продукции мирного и военного назначения и т.д.). А что получается у г-на Гачикуса? По Гачикусу выходит, что я-де вообще не признаю ни существования империализма СССР , ни наличия в нем рабочей аристократии. Он где-то в своем ответе на мою статью "Несколько ложек дегтя ..." примерно так  и заявляет! Тогда как этот самый Гачикус  все еще сосал сталинистское вымя на каких-нибудь партсобраниях и партактивах в те времена, когда я бегал с речами и об империализме и о рабочей аристократии в СССР. И с каких позиций он повел критику сталинизма, когда отошел от него? Какие-то невнятные определения экономического строя СССР - то ли это у него "социал-империализм", то ли "советский империализм", не поймешь что! Говорит о крепостническом характере коллективизации и экономики СССР, толкует о том, что горбачевско-ельцинские реформы представляли собой буржуазно-демократическую революцию, восхваляет бандеровцев, и пр. и пр. Да ведь это по сути дела - критика сталинизма СПРАВА! Что отличает Гачикуса от либерала или обычного буржуазного националиста, национал-сепаратиста? Только революционно-коммунистическое фразерство!

=  Трофимов-то считает, что РА есть только часть рабочих на
отдельном предприятии и не признает, что целые заводы и регионы могут
быть рабочеаристократическими. =

А. Т. Речь в споре с Гачикусом не шла о том, что может быть, а шла о том, что есть. Не только заводы или регионы, но и целые страны или даже континенты МОГУТ БЫТЬ рабочеаристократическими. Вон фантасты уже давно описывают в качестве обители аристократии целые планеты. Возможность - еще не действительность.

Бунтарь:
 = Вот и Алексей Трофимов пишет: "Советская власть, по мысли Бунтаря, не есть власть самого народа, а есть лишь власть для народа". Ленин в своей работе "Детская болезнь левизны в коммунизме" пишет: "Одна уже постановка вопроса: "диктатура партии или диктатура класса? диктатура (партия) вождей или диктатура (партия) масс?" свидетельствует о самой невероятной и безысходной путанице мысли ... Договориться по этому поводу до противоположения вообще диктатуры масс диктатуре вождей есть смехотворная нелепость и глупость". Очевидным является то, что сама постановка Алексеем Трофимовым и Виктором Макаровым проблемы "диктатура самого пролетариата vs. диктатура коммунистов в интересах пролетариата" враждебна ленинизму. =

А. Т. Бунтарь подменил рассматриваемый мной в статье вопрос о типе государства вопросом о взаимоотношении вождей и массы, партии и класса. Как раз именно факт отсутствия всеобщего вооружения и доказывает отсутствие доверия между вождями и массой, а всеобщее вооружение означает наличие такого доверия и вовсе не означает ненужности вождей или отсутствие дисциплины, отсутствие подчинения массы признанным ею вождям, не означает отсутствия или отрицания руководящей роли партии.
Далее. Власть для народа, в отличие от власти самого народа, понимается как отсутствие Советской власти или как буржуазная власть, как буржуазно-демократическая республика. Народ раз в четыре-пять лет выбрал парламент - парламент о нем заботится. Народ выделил из себя силовые структуры, разного рода правоохранительные органы - последние о нем заботятся. Вот каково здесь противопоставление, а вовсе не противопоставление вождей и массы, партии и класса.

=Трофимов считает, что в СССР был обычный капитализм с частными собственниками=

А. Т.  Под "обычным капитализмом" обычно понимается капитализм домонополистический. Моя же точка зрения (которую я высказывал неоднократно) состоит в том, что в СССР господствовал государственно-монополистический капитализм. А этот последний тоже не обходится и немыслим без частных собственников - без собственников частных капиталов (т.е. денежных сумм, вкладов в банки, пакетов акций и облигаций, товарных масс и т.д.)

= Трофимов не признает право на самоопределение чеченцев, шипит на "дудаевцев и басаевцев", обзывая национально-освободительные движения буржуазным термином "сепаратизм". =

А. Т. Требование всесторонности рассмотрения действительности, выдвигаемое марксистским диалектическим методом, означает, между прочим, и то, что все должно приниматься во внимание, потому что любой факт из любой области действительности, может служить в качестве признака, на основании которого мы вправе отнести какое-либо общественное или природное явление к тому или иному классу. В  анализе общественных явлений первоочередное внимание должно быть уделено, разумеется, факторам экономическим. Но разве вопросы морали, эстетики, языкознания и т.п. совсем уже утратили роль служить в качестве признака, который можно положить в основание отнесения какого-либо общественного явления к определенному классу? Нисколько! Вот и в данном случае - мне хочется обратить внимание читателя на слово "шипит". Какова здесь стилистическая окраска? Какова тенденция?  Не шипели ли дудаевцы и басаевцы (а также сепаратистские деятели в других республиках), выступая в блоке и единым фронтом с горбачевцами и ельцинцами, на большевиков, на ленинизм? Не шипели ли они вместе с горбачевцами и ельцинцами на рабочих? Не были ли эти господа по сути дела ельцинскими прихвостнями и экстремистами, на усиление вооружений которых ельцинское руководство взглянуло сквозь пальцы?! Вот если бы оно на вооружение рабочих взглянуло сквозь пальцы! Но почему-то у наших господ шовинистов наизнанку только я оказываюсь шипящим!
Вот она - тенденция!

18 января 2010 г.


Рецензии
"Как раз именно факт отсутствия всеобщего вооружения и доказывает отсутствие доверия между вождями и массой, а всеобщее вооружение означает наличие такого доверия"

Для того, чтобы какой-либо класс (хоть пролетариат, хоть буржуазия) был правящим, не обязательно его всеобщее вооружение. Возьмем к примеру буржуазную диктатуру, которая, как и пролетарская диктатура, являет собой пример классового государства. Ни в одной буржуазной республике мы не найдем всеобщего вооружения буржуазии! И ни в одном буржуазном государстве буржуи не осуществляют власть непосредственно. Функция подавления пролетариата отдана буржуазией полиции, спецслужбам. Полицейские (в том числе, наши "милицейские"), агенты спецслужб не относятся к классу буржуазии, и представляют собой, как и обычные бюрократы, наемных работников буржуазного государства. И несмотря на то, что буржуазия не вооружена, и не имеет возможности осуществлять свою власть непосредственно, она тем не менее является правящим классом, а государственная власть является буржуазной диктатурой (кстати, Вы согласны с утверждением, что любое классовое государство представляет собой классовую диктатуру, или стоите на точке зрения Виктора Макарова и НКВД из Ревфронта?). Аналогично обстоит дело и с диктатурой пролетариата. Пролетариат, как и буржуазия, может быть правящим классом, но не быть вооружен, и не иметь возможности осуществлять подавление буржуазии непосредственно, использовать для этого специализированные органы, находящиеся на службе у правящего пролетариата (как те же полицейские находятся на службе у буржуазии), осуществляющего свою власть через представительные органы, руководимые пролетарской партией.

"Под "обычным капитализмом" обычно понимается капитализм домонополистический. Моя же точка зрения (которую я высказывал неоднократно) состоит в том, что в СССР господствовал государственно-монополистический капитализм"

В данном случае под "обычным капитализмом" я понимал и государственно-монополистический капитализм тоже. Речь шла о том, что госкаповцы выдумывают какой-то особый "государственно-капиталистический строй", т.е. капитализм без экономически обособленных, "отдельных" капиталистов, без рынка, товарного производства и закона стоимости. Такой особый "государственно-капиталистический строй" госкаповцы противопоставляют как старому, домонополистическому, так и государственно-монополистическому капитализму (империализму). Я уже приводил цитаты на эту тему в своей статье "Критика теории госкапа". http://proza.ru/2010/01/13/1493 Кстати, и сам я до некоторого времени был "госкаповцем", пока мне не попалась подборка ленинских цитат о государственном капитализме на сайте Коммунист.Ру. Я сразу обратил внимание, что ни в одной из своих работ Ленин не употреблял термин "государственный капитализм" в смысле капиталистического строя в целом. У Ленина нет такого термина как "государственно-капиталистический строй". Однако, встречаются госкаповцы, употребляющие термин "государственным капитализм" и в качестве синонима "государственно-монополистического капитализма" (Авенир Соловьев), что также неверно. Другие госкаповцы (тот же Дикхут) считают, что "государственный капитализм" (или "капитализм нового типа") это особая форма государственно-монополистического капитализма, третьи (Шахин, Губанов) считают, что "государственный капитализм" - особая стадия капитализма, стоящая выше, чем ГМК, четвертые (А. Здоров) считают, что "государственный капитализм" возникает не на высших, а на низших стадиях развития капитализма, и служит экономической модернизации страны. Последний тип госкаповцев сравнивает советский "государственный капитализм" с "государственным капитализмом" Джавахарлала Неру в Индии.
В дальнейшем, я отошел от теории госкапа, прийдя к выводу, что данная теория представляет собой анархистский ПОДКОП ПОД МАРКСИЗМ. Однако, не совсем верно утверждать, что "буржуазии , по их [госкаповцев] мнению, в СССР не было, хотя и был пролетариат". Буржуазия по теории госкапа в СССР была, однако буржуазию госкаповцы видят не в собственниках денежных капиталов, а в "классе бюрократов". Впрочем, для людей, считающих Советский Союз был "социалистической страной" все сторонники теории капитализма в СССР - "госкаповцы". К таким людям относится и Виктор Макаров, написавший небольшую статью с критикой "теории госкапа" (обсуждение статьи Макарова - в теме "Госкап" http://revfront.mirbb.net/forum-f5/tema-t416.htm). Виктор Макаров называет "госкаповцами" и Вас, и меня, хотя оба мы не соответствуем данному самим же Макаровым определению понятия "госкапа": "По ТГК в России-СССР либо сразу же с приходом к власти большевиков, либо в 20-е гг., либо в 30-е гг. установилась и минимум до 1991 г. существовала особая форма капиталистического строя, при которой советская партийная бюрократия имела характер буржуазии и ЭКСПЛУАТИРОВАЛА советский пролетариат"

Бунтарь   21.01.2010 18:30     Заявить о нарушении
"... Мы имеем право говорить об особых отрядах вооруженных людей, потому что свойственная всякому государству общественная власть «не совпадает непосредственно» с вооруженным населением, с его «самодействующей вооруженной организацией».
Как все великие революционные мыслители, Энгельс старается обратить внимание сознательных рабочих именно на то, что господствующей обывательщине представляется наименее стоящим внимания, наиболее привычным, освященным предрассудками не только прочными, но, можно сказать, окаменевшими. Постоянное войско и полиция суть главные орудия силы государственной власти, но – разве может это быть иначе?
С точки зрения громадного большинства европейцев конца XIX века, к которым обращался Энгельс и которые не переживали и не наблюдали близко ни одной великой революции, это не может быть иначе. Им совершенно непонятно, что это такое за «самодействующая вооруженная организация населения»? На вопрос о том, почему явилась надобность в особых, над обществом поставленных, отчуждающих себя от общества, отрядах вооруженных людей (полиция, постоянная армия), западноевропейский и русский филистер склонен отвечать парой фраз, заимствованных, у Спенсера или у Михайловского, ссылкой на усложнение общественной жизни, на диференциацию функций и т. п.
Такая ссылка кажется «научной» и прекрасно усыпляет обывателя, затемняя главное и основное: раскол общества на непримиримо враждебные классы.
Не будь этого раскола, «самодействующая вооруженная организация населения» отличалась бы своей сложностью, высотой своей техники и пр. от примитивной организации стада обезьян, берущих палки, или первобытных людей, или людей, объединенных в клановые общества» но такая организация была бы возможна.
Она невозможна потому, что общество цивилизации расколото на враждебные и притом непримиримо враждебные классы, «самодействующее» вооружение которых привело бы к вооруженной борьбе между ними. Складывается государство, создается особая сила, особые отряды вооруженных людей, и каждая революция, разрушая государственный аппарат, показывает нам воочию, как господствующий класс стремится возобновить служащие ему особые отряды вооруженных людей, как угнетенный класс стремится создать новую организацию этого рода, способную служить не эксплуататорам, а эксплуатируемым.
Энгельс ставит в приведенном рассуждении теоретически тот самый вопрос, который практически, наглядно и притом в масштабе массового действия ставит перед нами каждая великая революция, именно вопрос о взаимоотношении «особых» отрядов вооруженных людей и «самодействующей вооруженной организации населения».
[...]
«Прямой противоположностью империи была Коммуна». «Она была определенной формой» «такой республики, которая должна была устранить не только монархическую форму классового господства, но и самое классовое господство»…
В чем именно состояла эта «определенная» форма пролетарской, социалистической республики? Каково было государство, которое она начала создавать?

…«Первым декретом Коммуны было уничтожение постоянного войска и замена его вооруженным народом»…

Это требование стоит теперь в программах всех, желающих называться социалистическими, партий. Но чего стоят их программы, лучше всего видно из поведения наших эсеров и меньшевиков, на деле отказавшихся как раз после революции 27 февраля от проведения в жизнь этого требования!
[...]
Итак, разбитую государственную машину Коммуна заменила как будто бы «только» более полной демократией: уничтожение постоянной армии, полная выборность и сменяемость всех должностных лиц. Но на самом деле это «только» означает гигантскую замену одних учреждений учреждениями принципиально иного рода. Здесь наблюдается как раз один из случаев «превращения количества в качество»: демократия, проведенная с такой наибольшей полнотой и последовательностью, с какой это вообще мыслимо, превращается из буржуазной демократии в пролетарскую, из государства (= особая сила для подавления определенного класса) в нечто такое, что уже не есть собственно государство.
Подавлять буржуазию и ее сопротивление все еще необходимо. Для Коммуны это было особенно необходимо, и одна из причин ее поражения состоит в том, что она недостаточно решительно это делала. Но подавляющим органом является здесь уже большинство населения, а не меньшинство, как бывало всегда и при рабстве, и при крепостничестве, и при наемном рабстве. А раз большинство народа само подавляет своих угнетателей, то «особой силы» для подавления уже не нужно! В этом смысле государство начинает отмирать. Вместо особых учреждений привилегированного меньшинства (привилегированное чиновничество, начальство постоянной армии), само большинство может непосредственно выполнять это, а чем более всенародным становится самое выполнение функций государственной власти, тем меньше становится надобности в этой власти.
Особенно замечательна в этом отношении подчеркиваемая Марксом мера Коммуны: отмена всяких выдач денег на представительство, всяких денежных привилегий чиновникам, сведение платы всем должностным лицам в государстве до уровня (заработной платы рабочего). Тут как раз всего нагляднее сказывается перелом – от демократии буржуазной к демократии пролетарской, от демократии угнетательской к демократии угнетенных классов, от государства, как «особой силы» для подавления определенного класса, к подавлению угнетателей всеобщей силой большинства народа, рабочих и крестьян. И именно на этом, особенно наглядном – по вопросу о государстве, пожалуй, наиболее важном пункте уроки Маркса наиболее забыты! В популярных комментариях – им же несть числа – об этом не говорят. «Принято» об этом умалчивать, точно о «наивности», отжившей свое время, – вроде того как христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически революционным духом.
Понижение платы высшим государственным чиновникам кажется «просто» требованием наивного, примитивного демократизма.
[...]
Мы не утописты. Мы не «мечтатели» о том, как бы сразу обойтись без всякого управления, без всякого подчинения; эти анархистские мечты, основанные на непонимании задач диктатуры пролетариата, в корне чужды марксизму и на деле служат лишь оттягиванию социалистической революции до тех пор, пока люди будут иными. Нет, мы хотим социалистической революции с такими людьми, как теперь, которые без подчинения, без контроля, без «надсмотрщиков и бухгалтеров» не обойдутся.
Но подчиняться надо вооруженному авангарду всех эксплуатируемых и трудящихся – пролетариату.
[...]
Организуем крупное производство, исходя из того, что уже создано капитализмом, сами мы, рабочие, опираясь на свой рабочий опыт, создавая строжайшую, железную дисциплину, поддерживаемую государственной властью вооруженных рабочих, сведем государственных чиновников на роль простых исполнителей наших поручений, ответственных, сменяемых, скромно оплачиваемых «надсмотрщиков и бухгалтеров» (конечно, с техниками всех сортов, видов и степеней) – вот наша, пролетарская задача, вот с чего можно и должно начать при совершении пролетарской революции.
[...]
При социализме многое из «примитивной» демократии неизбежно оживет, ибо впервые в истории цивилизованных обществ масса населения поднимется до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении. При социализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял.
Маркс с его гениальным критически аналитическим умом увидел в практических мерах Коммуны тот перелом, которого боятся и не хотят признавать оппортунисты из трусости, из за нежелания бесповоротно порвать с буржуазией, и которого не хотят видеть анархисты либо из торопливости, либо из непонимания условий массовых социальных превращений вообще. «Не надо и думать о разрушении старой государственной машины, где же нам обойтись без министерств и без чиновников» – рассуждает оппортунист, насквозь пропитанный филистерством и, в сущности, не только не верящий в революцию, в творчество революции, но смертельно боящийся ее (как боятся ее наши меньшевики и эсеры).
«Надо думать только о разрушении старой государственной машины, нечего вникать в конкретные уроки прежних пролетарских революций и анализировать, чем и как заменять разрушаемое» – рассуждает анархист (лучший из анархистов, конечно, а не такой, который, вслед за гг. Кропоткиными и К°, плетется за буржуазией); и у анархиста выходит поэтому тактика отчаяния, а не беспощадно смелой и в то же время считающейся с практическими условиями движения масс революционной работы над конкретными задачами.
Маркс учит нас избегать обеих ошибок, учит беззаветной смелости в разрушении всей старой государственной машины и в то же время учит ставить вопрос конкретно: Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую, пролетарскую, государственную машину вот так то, проводя указанные меры к большему демократизму и к искоренению бюрократизма. Будем учиться у коммунаров революционной смелости, будем видеть в их практических мерах намечание практически насущных и немедленно возможных мер и тогда, идя таким путем, мы придем к полному разрушению бюрократизма.
Возможность такого разрушения обеспечена тем, что социализм сократит рабочий день, поднимет массы к новой жизни, поставит большинство населения в условия, позволяющие всем без изъятия выполнять «государственные функции», а это приводит к полному отмиранию всякого государства вообще..."
(Ленин, "Государство и революция".)

Я УЖ И НЕ ЗНАЮ, ДРУЖИЩЕ, КАК ВАМ ЕЩЕ ИНАЧЕ ОТВЕТИТЬ, НЕЖЕЛИ ПРИВЕДЕНИЕМ ЦИТАТ ИЗ ЛЕНИНА!!!

Алексей Трофимов   21.01.2010 17:35   Заявить о нарушении
Все же необходимо сделать кое-какие добавления и ответить Бунтарю по пунктам.

Бунтарь:
= Возьмем к примеру буржуазную диктатуру, которая, как и пролетарская диктатура, являет собой пример классового государства. =

А.Т. Пролетарское государство - это не орудие классового угнетения, а орудие подавления эксплуататоров, орудие построения бесклассового общества. То есть оно коренным образом отличается от эксплуататорского государства, отличается как по своим целям, содержанию, так и по форме; как по форме, так и по типу. Оно уже не есть государство в полном смысле этого слова, а есть ПОЛУГОСУДАРСТВО, т.е. такое государство, которое на другой же день после революции должно начать отмирать, должно начать осуществлять шаги к отмиранию.

Бунтарь:
=Ни в одной буржуазной республике мы не найдем всеобщего вооружения буржуазии! И ни в одном буржуазном государстве буржуи не осуществляют власть непосредственно. Функция подавления пролетариата отдана буржуазией полиции, спецслужбам.=

А.Т. Буржуазия может себе позволить это. Ибо буржуазия (тем более крупная) есть та общественная группа, которая монополизировала все выгоды производства. А какая же монополизация всех выгод в том, чтобы непосредственно участвовать в подавлении пролетариата, т.е. рисковать своей жизнью и пр.?

Бунтарь:
=Полицейские (в том числе, наши "милицейские"), агенты спецслужб не относятся к классу буржуазии, и представляют собой, как и обычные бюрократы, наемных работников буржуазного государства.=

А.Т. Они распадаются на классы в соответствии с размерами своего имущества и доходов, в соответствии с занимаемым положением: одни из них - крупные буржуа, другие - мелкие, третьи - полупролетарии.

Бунтарь:
= Аналогично обстоит дело и с диктатурой пролетариата. Пролетариат, как и буржуазия, может быть правящим классом, но не быть вооружен, и не иметь возможности осуществлять подавление буржуазии непосредственно, использовать для этого специализированные органы, находящиеся на службе у правящего пролетариата (как те же полицейские находятся на службе у буржуазии), осуществляющего свою власть через представительные органы, руководимые пролетарской партией.=

А.Т. Все это есть мещанские фантазии. Это все равно, что задать вопрос: а почему же это пролетариат не может использовать для своих целей (т.е. для подавления эксплуататоров и построения социализма) государство эксплуататорского типа? Это все равно, что выставить лозунг использовать готовую государственную машину, а не разбить ее, все равно, что отказаться от мысли Маркса, что пролетариат должен разбить буржуазную государственную машину и поставить на ее место новую, т.е. пролетарскую! Уже сам процесс революции требует от пролетариата вооружиться и смести особые отряды вооруженных людей, т.е. полицию и пр. Никто другой за него эту задачу не сделает. А после такого слома старой государственной машины нет никакой выгоды пролетариату передоверять функцию подавления эксплуататоров какому-то другому слою общества. К тому же пролетариат должен обеспечить себя, как писали классики, от своего же правительства. Всеобщее вооружение есть одна из гарантий против реставрации эксплуататорского строя.

Алексей Трофимов   22.01.2010 14:20   Заявить о нарушении