Олег Янковский. Памяти любимого артиста

Впервые я увидела его 1 января 1978 года в фильме Марка Захарова  по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».  И, школьница-подросток,  влюбилась – сразу и навсегда.

Он, и вправду, был настоящим Волшебником. Не отличался какой-то особенной мужской красотой. Высокий, худощавый, со светлой бородой, в вязаном кардигане и чёрном свитере. И только глаза у него были необыкновенные.  Серые, они светились лукавством, и, в то же время были наполнены какой-то волшебной добротой, мудростью.

Он был непохож на остальных артистов. Казалось, он не играет роль, а живёт в ней. Странно... он не обладал обязательной для всех артистов дикцией, не умел петь и танцевать. Но это был актёр от Бога.

«Обыкновенное чудо» - настоящее актёрское созвездие – Евгений Леонов, Андрей Миронов,  Ирина Купченко, Екатерина Васильева, Юрий Соломин, молодые Евгения Симонова и Александр Абдулов.

Но настоящим гвоздём этого фильма был Хозяин-Волшебник – Олег Янковский. Зритель верил ему безоговорочно.

С тех пор я старалась не пропускать ни одного фильма с участием  Актёра.

Он обладал настоящей магией. Магией таланта.

Следующий телефильм был грустный «Тот самый Мюнхгаузен».

Ещё через год – «Дом, который построил Свифт».

Все эти три фильма, вышедшие на телеэкраны три года подряд 1 января, стали настоящими подарками для зрителей.

Невозможно назвать то, что Янковский делал на экране «игрой». Он по-настоящему жил в каждой роли. Казалось, его глаза не умеют лгать.

Наверное, трудно найти более неподходящего кандидата на роль Мюнхгаузена, неисправимого вруна. Но, увидев этот фильм, невозможно представить в этом образе кого-то другого. Этот фильм заставил совершенно по-новому увидеть фантазёра  и сказочника. А фраза «Умное лицо - это еще не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица.... Улыбайтесь господа, улыбайтесь»  - стала «крылатой» на долгие годы. Янковский перепутал слово. В оригинале Григория Горина было «Серьёзное лицо...», но зрители приняли именно вариант актёра.

Это был уникальный артист. Он умел улыбаться одними глазами. Он мог так выразить переживания на экране, что зрители отождествляли артиста с его героем.

Говорят, и в театре Олег Иванович играл гениально. К сожалению, я лишь видела  два телеспектакля с его участием «Парень из нашего города» и «Попечители».  У меня был, записанный на виниловых дисках, экспериментальный спектакль по пьесе Михаила Шатрова «Синие кони на красной траве», где артист сыграл роль Ленина без грима. «Образ Ленина – это мысль Ленина» -  была концепция спектакля.

Но в театре нельзя увидеть  крупным планом лицо артиста. А его лицо было просто фантастическим, в нём не было ни грамма фальши.

В театре «Ленком» он служил 35 лет, и незадолго до смерти, превозмогая боль, вышел на сцену в последний раз в спектакле «Женитьба».

Уже после его кончины я узнала, что Олег Иванович признался; он был на грани самоубийства, после того, как критики разгромили роль Гамлета в постановке Глеба Панфилова.

Янковский сыграл около 80 ролей в кино. Но самой любимой для него осталась роль Волшебника в «Обыкновенном чуде».

Когда я училась в 9-м классе, моя одноклассница сказала, что  в университет, где преподавал её отец, приезжают артисты «Ленкома» А.Збруев и О.Янковский. (В те времена были популярны такие «творческие встречи» артистов со зрителями.) Стоит ли говорить, что мы с ней «проникли» в актовый зал, где состоялась эта встреча. Все места в зале были заняты. Студенты стояли в проходах.

Вначале артисты рассказывали о своих работах в театре и кино, затем отвечали на записки из зала.

Запомнилось, как Олег Иванович рассказывал о работе с Андреем Тарковским в фильме «Зеркало» и говорил, что мечтает еще раз встретиться на съёмочной площадке с великим режиссёром. Это было в 1981 году, а в  1983 на экраны вышел фильм  А.А.Тарковского «Ностальгия». Конечно же, я смотрела этот фильм бесчисленное количество раз! Ещё бы, такой тандем – любимый режиссёр и любимый актёр! Фильм заканчивается трагично. Сердце писателя Горчакова разрывается от боли, во время его символичного прохода со свечёй по заброшенному бассейну, когда он спасает человечество. Тарковский планировал снимать в роли Горчакова своего любимого Анатолия Солоницына, но он скончался, и режиссёр пригласил на эту роль Олега Янковского. Сейчас невозможно представить в этой роли другого актёра. Тем более, у Олега Ивановича было потрясающее внешнее сходство с отцом режиссёра - поэтом Арсением Тарковским (именно поэтому Андрей Арсеньевич, так скрупулёзно относившийся к деталям, пригласил Янковского на роль Отца в своём фильме «Зеркало»). Стихи Арсения Тарковского проходят лейтмотивом через весь фильм.

Из запомнившихся мне, были роли «кризиса сорокалетних» в фильмах «Полёты во сне и наяву» Р.Балаяна и «Влюблён по собственному желанию» С.Микаэляна.

Вспоминается «Убить дракона». Это была премьера в кинотеатре «Пушкинский». Честно скажу, фильм не произвёл на меня абсолютно никакого впечатления. Зрители массово уходили с фильма. Я даже не помню сюжет. Впечатлил только звериный страшный оскал Дракона в фашистской каске, созданного Янковским.

В девяностые годы прошлого столетия советское искусство кино умерло вместе со страной СССР…

В эти годы я не могу вспомнить ни одной запомнившейся мне роли Олега Ивановича.

В 2000-м, спустя годы, я вновь увидела актёра в фильме «Приходи на меня посмотреть», где он дебютировал и как кинорежиссёр. Милая добрая рождественская сказка! Здесь я увидела совсем незнакомого Янковского. И я не могу сказать, что эти изменения меня порадовали. В нём появилось, на мой взгляд, какое-то актёрство, не заметное ранее. Стиль игры изменился, стал более гротескным, утрированным. Он, кажется, стал ещё тоньше. Черты лица обострились, в глазах появилась какая-то горькая мудрость и тайное знание чего-то недоступного остальным.

Уже после его смерти  я заставила себя посмотреть  фильм «Царь», где он сыграл свою последнюю роль в кино – митрополита Филиппа. Как всегда – бесподобно! Кажется, зная о близкой кончине он пытался своей ролью передать как завещание зрителям частицу своей несгибаемой силы, мудрости и доброты...

Несколько месяцев, начиная с августа 2008 года я знала, что он тяжело болен, но и помыслить не могла, что Актёр умрёт.

Он ушёл навсегда 20 мая 2009, как и его герой, Мюнхгаузен, поднимаясь по бесконечной лестнице в небо, но я упрямо верю, что он обязательно вернётся.


Рецензии
Искренне.

Карасёв   30.12.2014 13:20     Заявить о нарушении
Александр, спасибо большое!
Всего самого доброго желаю Вам в Новом году!

С уважением,

Наталья Эстеван   31.12.2014 00:37   Заявить о нарушении
Пропустил это поздравление в пылу Нового года.☺

Карасёв   16.07.2015 06:17   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.