Белые натюрморты Жана-Батиста Удри

«Белая утка» (1753)
Жан-Батист Удри был одним из самых значительных и оригинальных французских художников XVIII века, который, к сожалению, мало известен в России, хотя его прекрасные работы есть и в Эрмитаже, и в ГМИИ им. Пушкина.
Удри сделал блестящую карьеру при дворе Людовика XV в качестве придворного художника, создавая почти иллюзионистические в своей достоверности и превосходно скомпонованные полотна, особенно охотничьи сцены.
Правда, наибольшую славу художнику принесли великолепные изображения экзотических животных (часто в натуральную величину), которые за их убедительность и жизненность называли «портретами».

Жан-Батист Удри (Jean-Baptiste Oudry) родился в Париже 17 марта 1686 в семье парижского художника Жака Удри, директора академии св. Луки, державшего бутик на набережной Ферай и его жены Николь, отец которой, Мишель Папильон, был известным гравером.
Заложенные в Жана-Батиста и его обоих старших братьев незаурядные способности к рисованию были замечены отцом, который стал их первым учителем.
В 19 лет одаренный юноша уже был  учеником знаменитого портретиста Никола де Ларжильера. Он также посещал в Париже рисовальные классы в Академии св. Луки и Королевской академии искусств, где изучал преимущественно голландских и фламандских мастеров. Все это способствовало развитию его виртуозного стиля.

В 22 года он получает звание художника (одновременно с обоими старшими братьями).
К этому времени он уже был женат на Мари-Маргарет (дочери преуспевающего зеркальных дел мастера Фруссе). Их сын Жак-Шарль тоже станет художником.
Несмотря на очевидную тягу к натюрморту, Удри начинал свою карьеру художника, как это было принято, с картин на религиозные и исторические темы, с парадных портретов («Св. Иероним», 1708; «Граф и графиня Кастельбланко», 1716).
В конце 1710-х годов натюрморт все-таки становится его основным жанром. Удри создает декоративные натюрморты (плоды, цветы), а затем обращается к анималистической живописи.

Наконец, художник долгие годы всецело сосредоточивается на сценах охоты. Его талант в этой области оказывается быстро замеченным: в 1719 году Удри становится членом Королевской академии, а с 1724 года - придворным художником.
Он получает мастерскую в Тюильри и квартиру в Лувре. Вскоре Удри выполняет первый королевский заказ на три большие охотничьи сцены для замка в Шантийи.
Картины отличались приятным серебристым колоритом, живостью и верностью передачи характера животных и их движений.
Последовали и другие заказные картины, среди которых одной из самых удачных была большая сцена охоты с портретами Людовика XV и его придворных (замок Марли, близ Парижа). Этими работами Удри бросал вызов самому Франсуа Депорту, знаменитому «художнику королевских охот» еще со времен Людовика XIV.
Постепенно Удри перешел от мелкой деталировки картин  к ритмически-свободным композициям в духе рококо, иногда достигая подлинного драматизма («Мертвый журавль», 1745).

Художник быстро достиг совершенства и в технике передачи светотеневых и цветовых соотношений, ему великолепно удавался эффект «тромплеи», или  «обманки».
Такова его работа «Белая утка» (1753), принадлежащая к его самым знаменитым «белым» натюрмортам. В этой картине, как и в других «обманках художника», его стремление к точности  переросло почти в навязчивую склонность к достижению полной  иллюзии. 
Картина была украдена в 1992 году из поместья в Норфолке, принадлежащего королеве Великобритании (по данным Реестра пропавших произведений искусства, полотно «Белая утка» относится к наиболее ценным картинам, след которых пока утерян).

Одновременно Удри  работает сразу для нескольких королевских резиденций. Работы любимого художника короля Людовика XV пользовались большим успехом и у других европейских монархов и вельмож, особенно у любителей охоты. Они засыпали Удри многочисленными заказами, так что художник часто повторял свои наиболее удачные композиции.
Неравнодушны были к его творчеству датская и шведская королевские семьи.
Произведения Удри украсили и российские дворцы, включая императорский Эрмитаж.
В 1732 году Жан-Батист получил первый заказ правителя Мекленбурга-Шверина, герцога Кристиана Людвига II, который стал одним из самых больших любителей и собирателей произведений француза. В течение следующих 23-х лет это немецкое герцогство приобрело множество произведений француза (34 картины и 43 рисунка).
Ядром этой коллекции является серия из 10 больших полотен, мастерски изображающих обитателей Королевского зверинца в Версале. Картины заказал художнику Ла Пейронье, лейб-хирург Людовика XV. Из-за неожиданной смерти врача заказ остался невостребованным, и вся уникальная серия отправилась, в конце концов, в Германию.

Особенно знаменито огромное полотно «Носорог» (3,1 x 4,5 м), изображающее это экзотическое животное в натуральную величину. Голландские мореплаватели привезли огромного носорога в Роттердам в 1741 году из Ассама (восточная Индии). В течение многих  лет предприимчивый капитан Ван дер Меер возил 3-х тонную «Клару», так назвали носорога, по всей Европе от Копенгагена до Неаполя и от Варшавы до Лондона, где турне завершилось в апреле 1758 года в связи со смертью животного (эта история даже стала сюжетом исторического детектива «Большой тур Клары» современной английской писательницы Глинис Ридли). Для множества мастеров искусства в XVIII веке «Клара» служила моделью для картин, гравюр, скульптур, памятных медалей, фарфоровых статуэток и даже игрушек.
В 1749 году, когда Клара «гостила» в Париже и в Версале, Удри написал с натуры «портрет» знаменитой гостьи, который и сегодня не утратил у зрителей своего сенсационного эффекта.

Помимо картин маслом художник создавал пастели, офорты, рисунки, работал над книжными иллюстрациями. Он выполнил множество подготовительных картонов для гобеленов (слово «гобелен» возникло в XVII веке, когда открылась шпалерная мануфактура братьев Гобелен, ее продукцию стали называть гобеленами). Из гобеленов, выполненных по эскизам Удри, наиболее известна серия из девяти частей - «Охота Людовика XV» (1733–1745).
Являясь с 1734 года директором мануфактуры в Бове, а затем и  мануфактуры Гобеленов, художник настаивал на буквальном воспроизведении в шпалере живописного замысла. Он добивался от ткачей повышения колористической культуры, хотел, чтобы они «полностью прочувствовали и поняли картину».

Умер художник 30 апреля 1755 года, после двух тяжелых сердечных приступов, находясь на вершине своей карьеры. Он был с почестями похоронен в Бове в церкви Св. Тома.
Затем его имя надолго ушло в тень, и лишь во второй половине XX века творчество большого мастера, Жана-Батиста Удри, вновь стало востребованным.
На радость многочисленной публике его картины вновь вернулись в музеи и выставочные залы Европы и Америки, чтобы зрители сами смогли разобраться в секретах успеха художника, который работал в одно время с такими французскими знаменитостями, как Шарден, Буше, Ватто, Риго, и сумел сохранить свою самобытность.
Картины художника можно посмотреть на сайте  https://gallerix.ru/storeroom/1671827009/

P.S. Дополнительную информацию к этому рассказу можно получить в других моих рассказах:
«Есть такой жанр живописи - обманка»;
«О кражах в мире искусства и об искусстве краж».
Автор.


Рецензии
Валерий, спасибо за рассказ о "носорожке Кларе" и за новое для меня имя художника. Видел и помню другую картину с этим же носорогом, автора Пьетро Лонги... правда там рога не заметно и иногда зверька называют бегемотом(?)
А на иных рецензентов не обижайтесь, часть авторов этого сайта свободно смогут получить справку у психиатра с известным диагнозом.

Лео Киготь   15.02.2014 12:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Лео, за отзыв и за понимание. Успехов Вам.
С уважением,
В. К.

Койфман Валерий   16.02.2014 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.