Глава 16. Плохие новости из Палестины

Это было замечательно – снять форму и снова стать штатским. Конечно, как и все мои старые товарищи, я понаслаждался ролью «вернувшегося с войны героя», принимая восхищенное внимание семьи и друзей. Так же как они я понял, что эта роль впечатляет несколько дней, после чего никто с тобой не носится, ждут, что ты начнешь работать.

Как оказалось, работы для меня нашлось очень много. За время войны «Tip Top Tailors» сильно скатилась вниз и ее спасение требовало моего полного внимания. Я до такой степени погрузился в работу, что в конце концов продал мою любимую «Динни» друзьям, которые сказали, что у меня нет времени заниматься ею.

Поначалу работа не оставляла времени для сионистской деятельности. С трудом находилась минутка просмотреть газеты. Увиденное очень огорчало. Ситуация в Палестине ухудшалась, участились столкновения британского правительства и еврейской общины, корабли Королевского военного флота продолжали преследование «нелегальных» иммигрантских судов. В Канаде сформировалось мнение, соответствуюшее политике старшего члена Содружества - Британии. Некоторые торонтовские газеты демонстрировали в своих материалах явно антисионистские взгляды. В конце концов, еврейские организации Торонто организовали делегацию для встречи с прессой, чтобы потребовать перемен. В группу из нескольких раввинов и лидеров еврейских кругов пригласили и меня, приняв во внимание военные заслуги.

В назначенный день нас провели пред ясные очи Джорджа МакКалаха, издателя «Телеграммы» и «Мира и Почты» - двух наиболее влиятельных газет того времени. Члены делегации высказались очень тактично и застенчиво, что не произвело на него никакого впечатления.

Пришел мой черед говорить.

«Мистер МакКалах, - сказал я, -  ваш антисемитизм не лучше гитлеровского».

Его ирландский темперамент вскипел. Вскочив на ноги, приблизив ко мне свое покрасневшее лицо, он взревел: «Что вы имеете в виду, черт побери?»

Дело шло к драке, уголком глаза я увидел своих собратьев-делегатов, со страху закативших глаза к потолку. Но стоял на своем и закричал в ответ, что его газеты пышут антисемитизмом в передовицах, что по поводу Палестины статистические и исторические сведения просто лживы, что еврейские проблемы не освещаются правдиво.

Разразились очень жаркие дебаты, правда, без кулаков с обеих сторон. Мои собратья, казалось, изучают стены в поисках люка для побега. Оказалось, однако, что все эти крики были не напрасны. После встречи газеты заняли более благоприятную позицию по отношению к сионизму. После того, как редактором «Телеграммы» стал Джон Бассет, она последовательно поддерживала Израиль вплоть до закрытия.

Этот, незначительный сам по себе, эпизод побудил сионистскую организацию Канады предложить мне пост агента по связям с общественностью в Онтарио. При всей моей занятости на работе, я посвящал максимально возможное время этим делам, не столь трудным, как это может показаться. В Канаде существовало довольно много людей, поддерживающих сионизм. Несколькими годами раньше группа неевреев создала организацию Канадский Палестинский Комитет в поддержку евреев. В 1944 году Комитет послал к премьер-министру Маккензи Кингу делегацию во главе с Досточтимым Артуром Рюбаком.  Делегацию поддержали сионистские представители, среди которых была моя мать. Они обрисовали историю сионизма и потребовали открыть ворота Палестины еврейским беженцам из Европы. Затем делегация нажала на премьера, чтобы он использовал свое влияние на британское правительство для продвижения этих требований.

В то время реакция Маккензи Кинга была неодобрительной. Позже, однако, он занял более уклончивую позицию, тогда как его назначенцы продвинулись много дальше в поддержке сионизма. Юстас Ранд, канадский представитель в Англо-Американском комитете по расследованию, и Лестер Пирсон, делегат ООН, оказали огромную помощь в продвижении плана разделения. Это изменение было, по крайней мере отчасти, вызвано усилиями Канадского Палестинского комитета во главе с покойным Хербом Моуватом. Несмотря на крепкие верноподданнические узы, связывающие их с Британией, его члены не отступали ни в поддержке еврейского народа, ни в критике британской политики в Палестине.

С такой сильной помощью я мог приносить пользу, влияя на общественное мнение.  Однако новости из Палестины делались все более зловещими, становилось ясно, что конфликт входит в решающую фазу и евреям нужна более существенная помощь, чем хорошее общественное мнение.

Тем не менее я занимался своим бизнесом в Торонто, когда леди Лорна Вингейт бросила вызов непосредственно мне. Как ее покойный муж, легендарный генерал-майор Орд Вингейт, погибший в авиакатастрофе, командуя британскими войсками в Бирме, она была верной сионисткой. Путешествуя по миру с целью агитации в поддержку сионизма, она выступила в Оттаве. Оттуда специально поехала ко мне домой, чтобы встретиться лично.

Ее сообщение было простым. Она хотела, чтобы я уехал из мирного Торонто обратно в Палестину в качестве солдата. Она сказала прямо «Будь мой муж жив, он не сказал бы «нет». Он бы потребовал, чтобы вы поехали в Палестину и предложили свои услуги!»

Я смущенно попытался объяснить свое положение. У меня есть обязанности, есть бизнес, которым я управляю, я должен учитывать интересы моей семьи... Я достаточно повоевал в своей жизни, мне нравится быть штатским, когда никто не пытается меня убить. В любом случае мне 34 года, слишком много, чтобы снова отправиться на войну. Там должны быть другие, помоложе меня.

Она выслушала. Потом рассказала о том, что ее покойного мужа беспокоила  нехватка в Хагане обученных боевых офицеров. Меня смутило, что она знала все о моих боевых навыках. Ее заключение было однозначным: с моей подготовкой и опытом я нужен Палестине.

Вскоре после этого наводящего на размышления визита, председательствуя на первом негевском обеде*, я поддержал сбор денег для поселений в Израиле. Там я встретил Джорджа Филдинга Элиота, военного писателя, который был приглашенным выступающим. Он запомнился мне своим предупреждением, что Ишув должен готовиться к войне и что всемирная поддержка еврейского народа очень важна для победы. Это заставило меня задуматься глубже. Но что вынудило меня принять собственное решение, так это речь американского священника, симпатизирующего арабам. Он описал в страшных подробностях, что арабы устроят евреям если победят в неизбежном военном конфликте. Решение было принято. Когда придет время, я пойду добровольцем в еврейскую армию в Палестине.    

Судя по всему ждать оставалось недолго. Ужасающий символизм действий британских солдат, депортирующих еврейских беженцев, настроил мировое общественное мнение против антисионистских репрессий Британии. Соединенные Штаты и Советский Союз  выразили публичную поддержку решения, гарантирующего право на самоопределение евреям и арабам Палестины. Британское правительство, в то время поддерживавшее арабов, объявило, что отказывается от мандата и передает решение вопроса ООН. 29 ноября 1947 года после многомесячного обсуждения Генеральная ассамблея ООН решила 33 голосами против 13 разделить Палестину на два государства: еврейское и арабское.

Еврейские лидеры не были полностью удовлетворены таким решением, но, понимая, что это лучший вариант в сложившихся условиях, немедленно объявили о согласии с разделением. Арабы же яростно протестовали. Не сумев заставить ООН отклонить план США и СССР, арабские лидеры в Палестине срочно объявили, что отклоняют план разделения и применят силу для его срыва. В преддверии отказа Британии от мандата 14 мая 1948 года решительная конфронтация была не за горами.

Перспектива для евреев безрадостная. Когда англичане уйдут, Ишув столкнется с вооруженным сопротивлением арабов, в два раза превышающих евреев по численности. Это плохо. Полностью нарушала равенство возможность арабов рассчитывать на регулярные армии соседних государств. Арабские армии не имели боевого опыта, но обучались как регулярные формирования и снабжались современным тяжелым оружием. Сирия и Ливан имели французскую технику, Британия вооружила  Египет, Ирак и Трансиорданию, где Арабским легионом командовали английские офицеры.

Еврейские силы состояли только из Хаганы и других нелегальных организаций. У них было ограниченное систематическое обучение и небольшой боевой опыт столкновений с арабами и британской армией. Кроме того, много евреев служило в регулярных армиях во время Второй мировой войны, либо в еврейской бригаде британской армии, либо в 8-й армии, воевавшей в пустыне против Роммеля. Но преследуемые англичанами, подвергавшиеся обыскам, евреи имели лишь немного легкого оружия. Ни артиллерии, ни танков, ни самолетов не было. Неравенство огромное, почти безнадежно огромное.

Мое решение было принято, но время выполнения еще не наступило. Пока что мне представилась возможность сделать непосредственный вклад в военное обеспечение евреев. Я работал в офисе, когда вошла весьма известная, но неожиданная посетительница. Миссис Аяла Закс, прославившаяся своими подвигами, будучи агентом союзников в оккупированной Франции, а ныне жена Самуила Закса, президента сионистской организации Канады. В обстановке секретности, привычной со времен войны, а также соответствующей ситуации, она познакомила меня со своим компаньоном, палестинским евреем по имени Гутман. Выяснилось, что Гутман был представителем Хаганы в Северной Америке и имел для меня лестное предложение. Он пригласил меня стать руководителем Хаганы в Канаде. С радостью приняв его предложение, я выполнял эту работу в большой тайне.

В то время нам сказали воздержаться от вербовки, поскольку у евреев было больше солдат, чем оружия. У Ишува было достаточно своих забот без того, чтобы вооружать, кормить и содержать группы зарубежных добровольцев. Главная наша цель сейчас – оружие. Добыть его – только часть задачи, британский флот все еще плотно блокирует палестинское побережье, перевозка оружия является сложным и опасным делом. Наш канадский комитет Хаганы ничем не мог помочь по этой части, но мог собирать деньги для покупки оружия. С помощью таких преданных работников как Юстас Гарри Батшов, Мое Майерсон, Мое Шулемсон и многих других, мы добились заметных успехов в сборе денег от канадских сторонников.

Закупка оружия не входила сферу моей деятельности, и я был рад ничего о ней не знать, отдавая дань секретности. Но я знал достаточно, чтобы представлять тяжесть такой задачи. В самые лучшие времена вы не могли зайти в ближайший оружейный магазин и купить сотню противотанковых ружей или тысячу гранат или полсотни пулеметов.  Добавим к этому, что английская разведка была начеку и главной проблемой было, найдя нужное оружие, тайно его купить и потом переправить в Палестину. Йосеф Эйтан (Джо Эйсен), с которым я познакомился в Израиле, каким-то образом управлял этими операциями с большим успехом.  Много народу помогало ему, включая моего брата Джо, участвовавшего в закупке деталей пулеметов и даже в искусной контрабанде их в Палестину. Большую помощь на всех этапах оказывали еврейские бизнесмены, производившие излишки армейского снаряжения. Затем,  используя свои связи, они придерживали очень важные детали и жертвовали их бесплатно.            
 
Я однажды был непосредственным участником покупки оружия, когда ехал в Нью-Йорк с Самуилом Заксом для совещания с Элиезером Капланом, казначеем Еврейского Агентства**. Мне нужно было его разрешение потратить огромную сумму – 1000 долларов - на несколько портативных противотанковых ружей. Он отказал, мотивируя тем, что денег мало и первостепенной задачей является закупка пшеницы для питания 800 тысяч евреев, которые останутся после ухода англичан. Противотанковые ружья, настаивал он, не самая большая необходимость. Я был потрясен и объяснил ему, что если не будет закуплено столь необходимое оружие, еврейских ртов останется очень мало. Он не уступал. Деньги, сказал он, тратить нельзя. На этом встреча закончилась, поскольку деньги не поступили, сделка сорвалась.

Если в Канаде такие покупки проходили нормально, то в Соединенных Штатах существовали ограничения поставок военной техники на Ближний Восток. Госдепартамент проделал столь тщательную работу для введения этого запрета, что даже колючую проволоку отнес к запрещенному оружию. В Канаде напротив не было особых трудностей при покупке важного вспомогательного оборудования, такого, как джипы, грузовики, системы связи. Продажа подобной техники не ограничивалась. Мне самому удалось раздобыть несколько канадских раций «19», произведенных во время войны для Красной Армии, но не поставлявшихся. Позже, во время осады Иерусалима, это были единственные системы связи. Их нельзя было перепутать – приемопередающие рации с клеймом «Сделано в Канаде» и русской маркировкой были легко узнаваемы.

Работа комитета Хаганы шла хорошо, все функционировало без сбоев, и я предвкушал поездку в Палестину, где уже был принят на службу в Хагану. В это время ко мне пришли два человека разбившие все мои надежды: полковник Давид Маркус, еврей, выпускник Вест-Пойнта***, занимавший административную должность в американской армии во время войны, и сопровождающий его Шломо Шамир, которого позже я встретил в Палестине. Они пришли сказать, что командование Хаганы решило набрать опытных строевых солдат для службы в еврейских формированиях. Они хотели, чтобы я сформировал пехотную бригаду из англоговорящих добровольцев, которой сам бы и командовал в боях.

Это был большой и важный проект, увлекший меня. Понятно, что он был важнее моего планируемого отъезда в Палестину, который следовало отложить.

Набор добровольцев во всех отношениях был трогательным и волнующим процессом. Было большим удовольствием видеть как сотни канадских ветеранов, евреев и неевреев, откликались на призыв и предлагали свои услуги. Конечно же среди них были и авантюристы, хотя обычные «солдаты удачи» сразу теряли интерес, узнав, что получат не более, чем содержание. Большинство людей пришли с ясным пониманием  цели, которую, вероятно, лучше всего сформулировал знаменитый канадский боевой летчик-ас Джордж «Чудак» Берлинг: «Я верю,- прямо заявил он, - что евреи заслужили собственное государство после бездомных скитаний в течение тысячелетий. Я просто предлагаю свою помощь».

Это был необычный человек – худой статный блондин, холостой, спокойный, с хорошей осанкой, выделявшей его из толпы. Украшенный множеством боевых наград герой тяжелых воздушных сражений над Мальтой в 1942 году, пилот легендарного мастерства с 29 сбитыми самолетами на счету. Не было у нас такой задачи, которую он не готов был выполнить. Он помог набрать остальных летчиков. Потом предложил взять группу  летчиков на Кипр, где они помогли бы ему украсть эскадрилью истребителей «Спитфайер»  Королевских Воздушных сил с английского аэродрома! Другой предложенный им план предполагал записаться добровольцами к арабам, а потом на их самолетах перейти на сторону евреев.

Циники считают, что Берлинг примкнул к нам только из-за денег (будучи профессионалом такого высокого уровня, он имел скромную зарплату). Но я не верю, что его меньше волновали наши цели. Получилось так, что до Палестины он не добрался - по пути туда погиб в авиационной катастрофе в Италии.

Проводя набор, мы сталкивались с множеством сюрпризов. Например, приятно было обнаружить, что число нееврейских добровольцев, не имеющих личных интересов в ближневосточном конфликте, превышало число еврейских. К сожалению, мне было приказано набирать в свою бригаду только евреев.

У нас не было проблем с законом в этой работе. Когда мы начали кампанию, я консультировался с сенатором Артуром Рюбаком из канадского палестинского комитета, известным юристом. Он объяснил, что законы Канады запрещают вербовку в страны, чьи  правительства аккредитованы. Поскольку еврейского правительства еще не существовало, запрет на наши действия не распространялся, и моя деятельность была полностью легитимна. Тем не менее, во избежание возможных недопониманий, я уволился из милиции Королевского полка, сделав это с большим сожалением.

Много написано о доблестных добровольцах, приехавших в Испанию сражаться в интербригадах против фашистов Франко. И наоборот, почти ничего неизвестно о людях, особенно канадцах, которые вызвались сражаться за Израиль, когда их донкихотская миссия граничила с самоубийством. Целая книга может и должна быть написана о канадцах, около тысячи которых сражались за создание государства Израиль в 1948 году. Только один пример: на счету канадских летчиков треть сбитых в той войне арабских самолетов.

Конечно наша деятельность была законной. В США же наши коллеги делали гораздо более тяжелую работу. По закону США добровольцы в зарубежных армиях могут потерять американское гражданство. Что еще хуже, американская ассоциация ветеранов поддержала этот закон, поставив многих еврейских ветеранов в неприятное положение. Из-за этого  американских добровольцев удалось набрать только пятьсот.

Я был расстроен, но понимал эту дилемму американских ветеранов, хотя у меня ее и не было. Канадское гражданство не мешало мне выполнять свой долг перед еврейским народом. Я ясно продемонстрировал верность Канаде, теперь я знал свои обязанности перед евреями.

Естественно, я сталкивался с канадскими евреями, испытывающими трудности такой двойной верности. Они стеснялись поддерживать сионизм из-за британского противостояния. Однажды, еще руководя набором добровольцев, я посетил сионистское собрание в Оттаве. В процессе дебатов лидер торонтовских евреев встал и сказал, что если случится столкновение между евреями и англичанами, то он наденет форму и будет сражаться на стороне англичан! Хоть это и нехорошо, добавил он, но моя работа по вербовке добровольцев должна считаться незаконной.

Такая позиция огорчила меня. Но, видимо, не следовало так серьезно воспринимать его слова. Когда пришло время отъезда на войну в Палестине, я передал свою должность в комитете Хаганы этому самому джентльмену.

Хотя ничего преступного в нашей работе не было, по разным очевидным причинам мы ее не афишировали. Наоборот, она велась в стиле плаща и кинжала. В частные дома по всей стране люди приезжали по одному-два человека, чтобы примкнуть к группе из десяти-пятнадцати. Я лично должен был приезжать и говорить с многими из этих групп и с тысячами участников в разных местах. В то же время на моих плечах лежали обязанности в «Tip Top Tailors». Бизнес все еще испытывал трудности и у меня было полно работы.   

Никто не может сказать, что я работал вхолостую. Участие в наборе добровольцев и сборе денег определенно было важным вкладом в подготовку Хаганы. Еще я чувствовал, что могу делать больше, чем собеседование и отбор добровольцев. Кроме всего прочего я был хорошо обученным офицером с большим боевым опытом. Хагане очень не хватало таких людей. Каждый день газеты сообщали, что в Палестине возрастает количество столкновений между евреями и арабами, сопровождаемых атаками и контратаками, блокадой дорог и осадой поселений.      
          
 Я нервничал, хотелось попасть в Палестину до ухода англичан, когда борьба начнется серьезная. Я чувствовал, что последние недели британского правления следует эффективно использовать для широкомасштабных приготовлений и обучения. Чтобы небольшие силы, которые мы имеем, могли быть организованы и развернуты наилучшим образом в решающий момент. Я понимал, что здесь мои знания и умения были бы полезны не менее, чем в реальном бою. Кроме того, я хотел подготовить почву для прибытия в Палестину наших канадских волонтеров. Мое нетерпение росло.

Наконец, после долгих ожиданий я получил разрешение выезжать. Налегке я сел в самолет во Францию 12 марта 1948 года.
____________________________________________________

*Негевский обед - традиционное ежегодное собрание Еврейского национального фонда Канады. Первый состоялся в 1948 году в Торонто в честь образования Израиля. На этих обедах поощрялись активисты, отмечались важные события еврейской жизни, собирались деньги для помощи Израилю. Первоначально помощь предназначалась для жителей пустыни Негев, составлявшей в то время 60% площади Израиля. Впоследствии помощь оказывалась и другим регионам. Прим. перев.

**Еврейское агентство было основано 11 августа 1929 на 16-м конгрессе сионистов. Официальным названием было The Jewish Agency for Palestine (Еврейское агентство для Палестины), центральный офис располагался в Лондоне. Другое его название - Сохнут.
Прим. перев.

***Вест-Пойнт - высшее федеральное военное учебное заведение армии США. Является старейшей из пяти военных академий в США. Прим. перев.

Глава 17. Снова на войну http://www.proza.ru/2010/01/28/224


Рецензии
Уважаемый Марк!
Чем дальше читаю, тем больше мое восхищение Беном Дункельманом и тем больше моя благодарность вам, познакомившему русскоязычного читателя с этим выдающимся и героическим человеком.
Теперь занудство. Проверьте, пожалуйста: "... в конце концов продал мою любимую «Динни» друзьям, сказавшиМ, что у меня нет времени заниматься еЙ".
Может быть, "... в конце концов продал мою любимую «Динни» друзьям, сказавшИ, что у меня нет времени заниматься еЮ"?

I.Pismenny   21.07.2013 11:11     Заявить о нарушении
Уважаемый Иосиф!

Спасибо, что продолжаете читать, эт очень приятно.
Друзьям, сказавшим - именно так, друзья сказали, а он послушал.
Любым замечаниям всегда рад.
С уважением,

Марк Дубинский   21.07.2013 22:19   Заявить о нарушении
Поразмыслив, решил все-таки исправить.
Спасибо!

Марк Дубинский   22.07.2013 04:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.