Статья в журнал писатель 21 века

ЯЗЫК, КАК ЦЕМЕНТИРУЮЩАЯ ОСНОВА МЕЖДУ
 ГУМАНИТАРНЫМИ И ТЕХНИЧЕСКИМИ НАУКАМИ

Казалось бы, что общего между литературой, поэзией, физикой, математикой, психологией физиологией, географией, историей и богословием.
Однако работы многих видных ученых за последние годы показывают, что такая связь существует, и она довольна тесная.
        В библии говорится, что сначала было слово и это слово было БОГ.
         Этой концепции придерживался древнегреческий философ Платон (4 век д.н.э.). Однако еще до Платона (5век до н.э.) Философ Пифагор /1/ утверждал, что сначала был космический звук и каждое космическое тело издавало свой звук определенной частоты, которую можно было измерить числом. Он разработал основы теории гармонии сфер, широко используемую в настоящее время в физике в одном из ее разделов - акустики. Акустика и сферодинамика в свою очередь связана с музыкой и математикой. Не даром, перед входом в школу Пифагора висело объявление: «Без знания математики и музыки не входить!» Его учение в настоящее время используется и в разделе языкознания, называемом фонетика./2/ Фонетика в свою очередь тесным образом связана с грамматикой языка, с литературой в целом и поэзией в частности. До настоящего времени дошли две формы речи- прозаическая и поэтическая и две формы языка- устная и письменная. Письменная форма языка до Платона включительно представлялась исключительно в виде поэтической речи.  Письменную форму языка начал внедрять Платон. Но она не нашла признания в то время. Ученик Платона Аристотель/3/ в это время (4век д.н.э.) написал свой  знаменитый труд ПОЭТИКА в основе которого легло учение Пифагора о гармонии.
ГАРМОНИЯ

Гармония - порядок и закон.
Закон движения ритмического мира.
И с детства он  уже нам всем знаком,
Ему подвластна красота и лира.


Природа – наша плоть и  наша мать.
Мы состоим из чистого эфира,
Который,  превращаясь,  может стать
Дождем и облаком, иль звуком лиры.

Он может стать неведомой звездой
Иль обратиться мыслью или словом.
Эфир, как Бог, он вечен, он живой,
Любым он может обернуться дивом.

Лишь в унисон с природной частотой,
В созвучии с мелодией эфира,
Мы можем любоваться красотой
Гармонии космического мира.

Ее измерить можно лишь числом -
Пространственным мерилом мирозданья,
Наполненным словесным веществом,
Творящим наши души и сознанье./4/
В этом стихотворении изложено понятие гармонии в древнегреческом и современном понимании. Со времен Пифагора, существенно нового в это понятие не добавлено. Более того, некоторые существенные детали упущены. Так Пифагор разработал учение о благозвучии, утверждая, что человеческое ухо воспринимает не все звуки, а лишь те, которые находятся в определенном численном соотношении. Им определены семь основных звуков ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, частоты которых находятся в соотношении, как числа:24:27:30:32:36:40:;36;40:45:48.
Другое соотношение звуков воспринимается как шум и нам неприятно/5/.
      В современном языкознании в качестве минимальной единицы языка принята фонема,  фонемы образуют слоги, слоги - слова, слова - синтагмы, а из синтагм строятся высказывания./2/ Один и тот же звук (буква) могут образовывать разные фонемы в зависимости от того в сочетании с какими звуками он произносится. Правила фонемного соответствия важно соблюдать при подборе рифм. На заре становления русской поэзии  существовал только хорей и Тредиаковский предлагал рифмующиеся строки заканчивать женской рифмой (ударение на втором от конца слоге)./6/. Ему  возражал Ломоносов, впервые введший в поэзию того времени ямб и трехсложные размеры. Он настоял на том, что рифма может быть не только женской, но и мужской и дактилической. Этого правила придерживаются поныне. Но классификация рифм существенно расширилась. Появились понятии точных, неточных, бедных , богатых  и множества других рифм. Вот только вопрос о качестве той или иной рифмы оставался открытым. Оценка качества рифм была впервые предложена в Международном клубе ученых (МКУ)/7/.Там же была разработана методика оценки  техники стихосложения. Основана она на том, что основными элементами поэтической речи являются:- ритм, метр, рифма, тропы. Об этом подробно написано в трудах автора (7-8)      
        В ПОЭТИКЕ Аристотеля рассматривается слоговая теория восприятия слова.  По Аристотелю слово несет как смысловую, так и чувственную нагрузку. Выражение чувств, зависит от сочетания слогов и длительности их звучания. Кроме того чувственное воздействие зависит от резонатора (звуковоспроизводящего аппарата человека: голосовых связок, гортани, подвижности языка, губ, наличия зубов, формы носоглотки и других менее значительных особенностей строения организма). Письменная форма речи уже от этих особенностей не зависит. В этом и состоит разница между устной и письменной формой языка. Читатель имеет контакт только с письменной формой языка  не передающей чувств автора и поэтому воспринимает речь по-своему.
        Во времена Аристотеля поэты могли управлять передачей чувств. Делалось это посредством изменения длительности звучания слогов и их сочетания  при построении фразы. Таким образом, в Древней Греции было множество поэтических размеров (более тридцати), передающих те или иные чувственные интонации (мелодии)
       Современная поэтика отказалась от формирования ритма посредством длительности звучания слогов и перешла на ударную ритмику. А. Белый, (формалисты) выдвигали учение о метре как идеальном законе организации стиха и о ритме как реальном его осуществлении в результате взаимодействия метрического «закона» и косного материала — человеческого языка, ему сопротивляющегося. Таким образом, понятие метра в современной поэзии утратило первозданную значимость. В современных стихах сбивка метра встречается довольно часто и на это обращают все меньше и меньше внимания. А виновата в этом граматика, которая закрепила правильность ударений свойственных прозаической речи. В связи с этим поэтическая, мелодичная речь теперь мало чем отличается от прозы. И эта деградация продолжает набирать темп. К поэтической форме речи теперь стали относить и верлибр, не имеющий ни ритмики, ни метрики, отличающийся от прозы лишь тем, что фразы в нем пишутся в столбик. Слава Богу, что еще не разучились писать ямбами и хореями. А вот трехсложными размерами (дактилем, амфибрахием) и более сложными размерами (пеонами . пентонами, и шестисложниками) писать уже практически разучились. Кроме того произошли существенные изменения в соотношении поэтической и прозаической форм речи. Проза стала основной формой общения между людьми и  ее доля в литературе стала превалировать. Язык в связи с этим так же изменился. Появилась грамматика прозаической речи. Одним из разделов грамматики стала фонетика. Появились словари, указывающие на правильность ударений в словах./8/. Правила ударений в словах постоянно меняются, а недавно даже вышел словарь ударений, который взволновал всю элитарную общественность, считающую, что словарь рассчитан, на якобы безграмотных депутатов. Но его составляли известные ученые филологи. Эти нововведения в грамматику прозаической речи внесли сумятицу и в поэзию, поскольку изменение ударений ведет к изменению размера стиха. И если пушкинский герой Евгений Онегин не мог отличить ямба от хорея, то подобные нововведения приведут к окончательной дисгармонии поэтической речи. Нам скоро станут непонятны стихи предшествующих поэтов. Уже сейчас современные поэты увлечены поиском метрических сбивок у классиков. Например, почему Некрасов писал бурлАки, а не бурлакИ,  как требуют современные правила. Однако многие забывают, что грамматика поэзии – ПОЭТИКА, это не грамматика прозаической речи. Еще Чернышевский установил, что в русском языке на три слога приходится лишь один ударный. Понятие перрихий (пропуск ударения и спондей (внесхемное ударение) в поэзии существовало со времен реформы Тредиаковского – Ломоносова. Известные ученые филологи Томашевский, Тимофеев, Гаспаров, Шенгели, оставили целые тома исследований, посвященных тональности поэзии того или иного автора. Поскольку основная масса поэтов и раньше писала в основном только ямбом и хореем, то отличия в тональности их стихов проявлялось лишь в том, в какой стопе появлялись перрихии и спондеи.Например,ученый филолог Тимофеев только в одном четырехстопном ямбе нашел 127 оттенков. Трехсложные стихи
(дактиль, анапест, амфибрахий) метрических сбивок уже содержали меньше. Но по правилам временной ритмики смещение ударений допускалось, и  это смещение приводило к изменению мелодии стиха. Это в свою очередь меняло чувственное восприятие стиха. Впрочем, временная ритмика сохранилась в песне и фольклорном творчестве, где перенос (реверсия) ударений создает свой колорит восприятия стиха. Не пора ли современной поэтике отделиться от грамматики прозаической речи?  Может поэзия от этого только выиграет? Впрочем, от правил поэтики Аристотеля отходили еще в Древней Греции. Гиппонат из Эфеса прославился тем, что писал «хромым ямбом», допускающим сбивку ритма. Среди поэтов серебряного века сбивку ритма часто допускал Блок. Сейчас подобные сбивки допускают чаще всего начинающие поэты и их называют графоманами. Однако «поэтические чиновники» пишут такие стихи не реже графоманов и им это сходит с рук. Ведь они руководители и им можно то, что непозволительно начинающему поэту. Подобная вольность пришла из французской поэзии и приобрела статус нового жанра, называемого «верлибр» за которым
часто скрываются бездарные поэтические чиновники, делая себе имя на новом направлении в поэзии. Однако все новое – это основательно забыто старое (вспомним Гиппоната из Эфеса), который был кумиром среди невежественной публики Эллады. Но тогда наиболее распространенным размером был гекзаметр (шестистопный дактиль) Этот трехсложный стих дошел и до наших дней. Правда, количество стоп в современном дактиле убавилось. Он перестал быть гекзаметром, и стал рифмованным. Тредиаковский и Ломоносов пытались создать рифмованный гекзаметр и  написали несколько примеров. Однако гекзаметр до сих пор остался размером, которым сейчас пишут лишь отдельные авторы. Сам великий Пушкин за всю жизнь написал лишь 17 гекзаметров и только 14 из них были опубликованы при его жизни, поскольку в гекзаметрах Пушкина были ритмические и метрические сбивки. Сейчас конкурсы по гекзаметрам проводит лишь Международный клуб ученых и этим размером уже овладели многие петербургские поэты. В МКУ проводятся конкурсы и по другим редким поэтическим размерам, как пеонам, пентонам и шестисложным размерам. Проводятся опыты в написании и других забытых поэтических размерах.. Кто знает, может удастся возродить поэзию древней Эллады и современная поэзия станет такой же популярной?
     Приход Христианства сопровождался разрушением языческой  Древнегреческой и Римской культуры. Работы Аристотеля долгое время были под запретом. Может поэтому и произошел перекос и прозаическая речь со своей грамматикой погубила поэзию? Так давайте же ее возрождать!
    Еще святой Августин (5 век н.э.) впервые употребивший слово грамматика, писал, что она не должна стать догмой, поскольку язык постоянно изменяется. Это не трудно проследить на примере русского языка. Еще в 11-12 веке слова на письме не разделяли. Точек и запятых не было. А букв было больше. Например, были такие гласные как (Еръ) звучащие как краткая буква О и (Ерь), звучащая, как краткий звук Э.. Например слово сон писалось, как СЪНЪ, слово посол писалось. Как ПОСЪЛЪ.. Была буква (юс малый( по написанию похожая на букву А с вертикальной палочкой вниз от перекладины буквы . Она произносилась, как носовой звук Э.Однако уже во времена петровской реформы часть букв из русского алфавита была удалена и появилось много иностранных слов с ударениями не свойственными русскому языку. В поэтике по-прежнему никаких нововведений не  происходило, вплоть до реформ Тредиаковского - Ломоносова, которые перевернули ПОЭТИКУ Аристотеля с ног на голову. Так у Аристотеля стих (строка) состоял из стоп. Стопы назывались ямбом, хореем и.т.д. Количество стоп в строке называлось метром.
Шесть стоп-гекзаметр, пять стоп – пентаметр. После реформы Тредиаковского ямбы, хореи, анапесты и т. д. стали называть метрикой. Временная ритмика была заменена ударной. А сами ударения делались по правилам прозаической речи. Выражать свои чувства посредством мелодии стиха стало затруднительно. Поэтическое слово утратило свою чувственную часть. Осталась только смысловая часть. Наличие тропов в поэтической речи не сильно отличало ее от прозаической речи, в которой тропы так же присутствуют. Но мелодическая часть исчезла и современную поэзию надо вытягивать из этого прозаического коллапса. А для этого надо вернуться к временной ритмике и вспомнить труд Аристотеля ПОЭТИКА.


ЛИТЕРАТУРА
1. Олоф Сунден «Пространственно-временной осциллограф, как скрытый механизм в основании физики. СП б ГУ, 1999 г.
2. Бондаренко Т.В, Вербицкая Л.А,Гордина М.В «Основы общей фонетики».
3. Аристотель (материалы интернета)
4. Виталий Севрюгин «Сборник стихов лагуна грез» Из-во «Сударыня» 1998 г.
5. Л.Э.Эллиот, У.У. Илкокс. Физика. Из-во «Наука 1967г.
6. Гаспаров «Реформа Тредиаковского» (интернет)
7. Севрюгин В.К. Прохорцев «Современная научная поэтика» Труды МКУ.
8. * Севрюгин В.К «О граматике русского языка в поэтической речи» Журнал Писатель 21 века.№5, 2009 г.


Рецензии
Здравствуйте, Виталий!

Вы сторонник многовариантности языка?: проза и отдельно от прозы вирши, стихосложение по разным правилам ритмики, рифмованности, размерности...

Вы допускаете в стихах изменение ударности? Но ударение - это преимущественно увеличенная длительность гласного в ударном слоге, для пущего акцента на ударении, ударный слог ещё и произносят с большей громкостью.

Ещё вы допускаете растягивание, удлинение звучания слогов для растягивания коротких строк до длины слогов строки, с которой рифмуется растягиваемая строка?

Вам не хватает лишних, дублирующих букв, которые выбросили Петр Первый и царские лингвисты, подготовившие реформу письменности, осуществлённую большевиками в 1918 году.

Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf

Вы верите в то, что фонемы это элементарные звуковые элементы речи, а звуки речи это производные от фонем? То есть, О=А, Е=Э=И и т.д.?

Ознакомьтесь с общей классификацией согласных гласных звуков речи, может быть вам это будет интересно?:

Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf

* * *

Разум исправит ошибки http://stihi.ru/2017/05/03/3788

Чувства и разум в размолвке бывают.
Умные мысли ошибки смывают.
В грустный осадок чувства уходят
Жизнь фейерверк такой хороводит...

* * *

Голограмма бессмертья http://stihi.ru/2013/02/21/3401

Печали отзвук в этих строках:
- Жизнь наша не вечна пока…
Увядает тело, а не интеллект,
Сколько бы не было лет!

Вселенная в каждом из нас,
- Реальная, иль как поддельный алмаз…
Теряем ли мы себя в засмертье?
- В голограмме Мира наше бессмертье!

* * *

Рифма не критерий истины http://stihi.ru/2015/03/03/12011

Когда подобны слов концы, несложно в рифму ложь пристроить.
Несоответствием реалу смысл виршей тех умы расстроит.
Логично выстроенный тезис не может рифма опровергнуть.
Из роли мудреца лжеца расчётом можно быстро свергнуть.

* * *

Чудесная симметрица! http://stihi.ru/2008/04/25/991

Самый новый, самый лучший
Алфавит изобретен!
Из закона звуков речи
Алфавит тот извлечен!

Завораживает разум
Графикой логической!
Понимают люди сразу
Строй из букв магический!

В серединке гласные,
Буковки прекрасные,
Рядышком с сонорными,
Буквами минорными!

Все глухие буквы слева,
Там ищите глухих смело!
Звонкие, конечно, справа,
Это полное их право!

В ногу строй во всех рядах:
Буквы зонами стоят!
Раз, два, три, четыре, пять -
Сверху вниз их все считать!

* * * * *

Виталий, вы правы в том, что язык цементирует в общее знание естествознание и гуманитаристику.

Я считаю, что речь в кодировке любого языка является информационным кодом понятий и операций с понятиями всех научных дисциплин, всех сказочных моделей вселенной, природы, человека, выдумок, речевого общения, и даже лжи и клеветы, поэтому речь в кодировке любого языка является эволюционирующим всезнанием, отражающим строение и функцию, свойства, качества, взаимодействия, события неживой материи, живых организмов и живых мыслящих существ и их коллективов. В интеграции всего этого в мировоззренческую модель отдельных зон, сфер, миров вселенной, и всей мульти локальной мульти масштабной вечной бесконечной эволюционирующей вселенной. К сожалению, речь-мышление в разных языковых кодировках производит и ложь, и клевету, провокации, мракобесие...

Кстати, вы пишите, что в прошлом люди писали тексты не разделяя слова пробелами, знаками препинания. А ведь именно знак речи-мышления "беззвучие-делитель-смысловик-догадчик" "Ъ" в нашем сознании распознаёт и отделяет друг от друга цепочки звуков речи и цепочки мысленных образов звуков речи или отдельных звуков речи, которые содержат понятие-смысл. И все знаки препинания тоже есть варианты проявления "Ъ". Аналогично и в письменности "Ъ" наделяет смыслом графические символы звуковым содержанием и смысловым содержанием. В архаичной письменности иероглифике "беззвуче-смысловик-догадчик Ъ" наделяет преимущественно смысловым содержанием иероглифы и их сочетания, ещё их выражением в звуковой кодировке родного языка, наречия того, кто читает иероглифический текст, если до этого читатель очень долго и нудно вызубрил иероглифы. Иероглифика выполняет роль переводчика между разными языками с одинаковой иероглифической письменностью (например, китайская иероглифика). Но для этого надо миллионы, миллиарды людей в течение десятков лет заставлять зубрить тысячи иероглифов!

Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf

Александр Константинович Макеев   25.11.2021 23:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.