Настоящий человек
В этот день класс должен был писать сочинение по литературе, на тему недавно пройденной книги «Повесть о настоящем человеке». Класс по привычке раскрыл тетради, школьники призадумались. Виталька презрительно оглядывал одноклассников с мыслями: «И что о нем писать? Об этом летчике, потерявшем обе ноги, воевавшем в войну на протезах и так уже много написано».
Он уставился в окно и смотрел на пустой школьный двор, думая лишь об одном: побыстрей бы закончились уроки, чтобы можно было бежать на рыбалку или взять велосипед и кататься на нем по парку. Затем перевел блуждающий взгляд на доску, на все ту же надпись: «Повесть о настоящем человеке». На секунду призадумался. Потом неожиданно ткнул кулаком хорошиста Петьку Привалова в спину, сидящего впереди него.
- Чего? – повернувшись к нему с недовольным лицом, спросил Петька и добавил: - Больно же…
- А ну-ка дай мне листок и ручку, - громко приказал Виталя, он был старше, здоровее всех и все его побаивались.
Петька послушно вырвал из тетради листок и подал его своему соседу, который был для него сущим бедствием. Когда Витале было совсем скучно во время уроков, он любил запихивать за воротник этому несчастному хорошисту всякий мусор.
Виталька сунул кончик ручки в рот, прищурился и посмотрел на потолок. Затем окинул взором весь класс, встретившись с недоуменным взглядом учительницы, задумался и опустил глаза на свой листок….
Анна Андреевна, пожилая учительница, преподававшая школьникам еще во время войны, удивленно смотрела, как впервые за столько лет, Пименов вдруг сосредоточенно начал что-то писать. Ей неожиданно захотелось вытащить из пачки свою любимую «Беломорину» , да поглубже затянуться, но урок только недавно начался и придется терпеть. А через пятнадцать минут наблюдения, за тем как Пименов строчит на тетрадном листке, не отрываясь, ей вообще стало невыносимо тяжело. Прозвенел звонок, собрав все сочинения, она облегченно вздохнула и побежала в учительскую, где, нервно смяв папироску пальцами и, придав ей требуемую форму, быстро раскурила. И, наконец, достала из стопки тетрадей, то заветное сочинение…
…в этом сочинение ни слова не было о летчике Маресьеве. Ни слова о подвигах советских людей во время войны. Виталя описывал в нем как он летом ходил на рыбалку, сколько наловил рыбы, как вдруг началась сильная гроза и он, спасаясь от ливня, побежал наверх по склону. Склон был уже весь мокрый и, Виталя поскользнувшись на глине, упал и подвернул ногу.
Кое-как выбравшись с речки, он, сильно прихрамывая весь грязный и мокрый, со сломанными удочками, пытался остановить хоть какую-то машину. Но все проезжали мимо. Отставив попытки «голосовать», пришлось, превозмогая боль идти домой пешком. И тут возле него остановился какой-то мужчина на зеленом «Москвиче». Мужчина окрикнул его и потом довез домой. Заканчивалось сочинение словами: «Когда я вырасту, я тоже буду таким же настоящим человеком и никогда не проеду мимо человека попавшего в беду».
Прочитав, Анна Андреевна улыбнулась, сказала в слух: «Ну, будем надеяться» и поставила «пять».
Что ж сделаешь - у каждого человека свои герои...
Свидетельство о публикации №210012600843
Но все-таки, я б сказала, "сочинение не по теме". Ибо тема сочинения не была свободной. Как минимум, надо было связать две темы (собственно военную и близкую пацану житейскую).
У меня, кстати говоря, "в анамнезе" ровно такая же ситуация. Писала (сто лет назад) сочинение на вступительных экзаменах в МГУ. Тема была - про Базарова, а я увлеченно писала о том, что "человек сам себя создать должен". Какой же был шок, когда вместо ожидаемой пятерки (писать-то я умею!) увидела резюме: "Сочинение не по теме. Учитывая высокую грамотность автора, ставлю 3".
Даже с этим трояком проходной балл я все-таки выцарапала... но запомнила на всю жизнь.
Людмила Людмилина 06.09.2020 00:08 Заявить о нарушении
Владимир Поярков 06.09.2020 05:27 Заявить о нарушении
Людмила Людмилина 06.09.2020 16:08 Заявить о нарушении
Впрочем, я не знаю, как надо "преподавать" литературу. Возможно, потому, что не встретилась с хорошими преподавателями.
Людмила Людмилина 06.09.2020 16:15 Заявить о нарушении
А сейчас иной раз попадется на глаза что-нибудь из школьной программы - и читаю с большим изумлением, открывая вещи, которых и близко не касалась в школе...
Людмила Людмилина 06.09.2020 16:25 Заявить о нарушении
Владимир Поярков 06.09.2020 17:36 Заявить о нарушении
Владимир Поярков 06.09.2020 17:46 Заявить о нарушении
Владимир Поярков 06.09.2020 17:57 Заявить о нарушении
И с ужасом поняла, что в памяти хранится почти весь текст.
Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас.
Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах -
Душой дитя, судьбой - монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов "отец" и "мать".
Наверное, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен.
Напрасно!Звук их был рожден
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных -
А у себя не находил
Не только милых душ - могил.
Тогда, пустых не тратя слез
В душе я клятву произнес:
Хотя б на миг когда-нибудь
Свою пылающую грудь
С тоской прижать к груди чужой,
Пусть незнакомой, но родной.
Увы, теперь мечтания те
Погибли в полной красоте.
И я, как жил в земле чужой,
Умру рабом и сиротой.
Ах-хренеть. Полвека прошло, больше. И почему этот "файл" не удалился?! И без него оперативной памяти не хватает, а тут еще он... ((
Но все-таки - зачем же Мцыри убежал из монастыря?! )))
Я тоже не знаю!! ))))))))))
Людмила Людмилина 06.09.2020 23:32 Заявить о нарушении
Ну, то есть антирелигиозный такой выпад.
Но как к этому отнесутся сегодняшние попы?!?!
Ай, Мцыри, Мцыри... может, не надо было сбегать?! )
Людмила Людмилина 06.09.2020 23:42 Заявить о нарушении
М-да. Но сегодня все это так перекликается с Чечней...
Нет, физиком быть легче!! )
Людмила Людмилина 07.09.2020 00:03 Заявить о нарушении