Настоящий человек

В то время когда наши корабли бороздили просторы Мирового океана, а спутники запускали каждую неделю, мы, дети, сидели за партами и грызли: кто ручки, кто карандаши, надеясь в будущем также грызть гранит науки. Практически все грызли, кроме одного. Витальке Пименову было все равно или "фиолетово", как говорит мой сын. Он уже, будучи дважды второгодником, не носил в школу ничего, даже карандаша. Он знал, что все равно получит за год тройку и перейдет в следующий класс, не станут же его пожизненно держать в школе. От него уже ничего не требовали, лишь бы ходил в школу и не болтался без дела. Иногда ему на парту клали ручку и чистый листочек, на котором он рисовал весь урок, а в конце урока складывал листок и отправлял самолетиком по классу.
 В этот день класс должен был писать сочинение по литературе, на тему недавно пройденной книги «Повесть о настоящем человеке». Класс по привычке раскрыл тетради, школьники призадумались. Виталька презрительно оглядывал одноклассников с мыслями: «И что о нем писать? Об этом летчике, потерявшем обе ноги, воевавшем в войну на протезах и так уже много написано».

 Он уставился в окно и смотрел на пустой школьный двор, думая лишь об одном: побыстрей бы закончились уроки, чтобы можно было бежать на рыбалку или взять велосипед и кататься на нем по парку. Затем перевел блуждающий взгляд на доску, на все ту же надпись: «Повесть о настоящем человеке». На секунду призадумался. Потом неожиданно ткнул кулаком хорошиста Петьку Привалова в спину, сидящего впереди него.
 - Чего? – повернувшись к нему с недовольным лицом, спросил Петька и добавил: - Больно же…
 - А ну-ка дай мне листок и ручку, - громко приказал Виталя, он был старше, здоровее всех и все его побаивались.
 Петька послушно вырвал из тетради листок и подал его своему соседу, который был для него сущим бедствием. Когда Витале было совсем скучно во время уроков, он любил запихивать за воротник этому несчастному хорошисту всякий мусор.

 Виталька сунул кончик ручки в рот, прищурился и посмотрел на потолок. Затем окинул взором весь класс, встретившись с недоуменным взглядом учительницы, задумался и опустил глаза на свой листок….
 Анна Андреевна, пожилая учительница, преподававшая школьникам еще во время войны, удивленно смотрела, как впервые за столько лет, Пименов вдруг сосредоточенно начал что-то писать. Ей неожиданно захотелось вытащить из пачки свою любимую «Беломорину» , да поглубже затянуться, но урок только недавно начался и придется терпеть. А через пятнадцать минут наблюдения, за тем как Пименов строчит на тетрадном листке, не отрываясь, ей вообще стало невыносимо тяжело. Прозвенел звонок, собрав все сочинения, она облегченно вздохнула и побежала в учительскую, где, нервно смяв папироску пальцами и, придав ей требуемую форму, быстро раскурила. И, наконец, достала из стопки тетрадей, то заветное сочинение…

 …в этом сочинение ни слова не было о летчике Маресьеве. Ни слова о подвигах советских людей во время войны. Виталя описывал в нем как он летом ходил на рыбалку, сколько наловил рыбы, как вдруг началась сильная гроза и он, спасаясь от ливня, побежал наверх по склону. Склон был уже весь мокрый и, Виталя поскользнувшись на глине, упал и подвернул ногу.
 Кое-как выбравшись с речки, он, сильно прихрамывая весь грязный и мокрый, со сломанными удочками, пытался остановить хоть какую-то машину. Но все проезжали мимо. Отставив попытки «голосовать», пришлось, превозмогая боль идти домой пешком. И тут возле него остановился какой-то мужчина на зеленом «Москвиче». Мужчина окрикнул его и потом довез домой. Заканчивалось сочинение словами: «Когда я вырасту, я тоже буду таким же настоящим человеком и никогда не проеду мимо человека попавшего в беду».
 Прочитав, Анна Андреевна улыбнулась, сказала в слух: «Ну, будем надеяться» и поставила «пять».
 Что ж сделаешь - у каждого человека свои герои...


Рецензии
"У каждого поколения", наверное.
Но все-таки, я б сказала, "сочинение не по теме". Ибо тема сочинения не была свободной. Как минимум, надо было связать две темы (собственно военную и близкую пацану житейскую).

У меня, кстати говоря, "в анамнезе" ровно такая же ситуация. Писала (сто лет назад) сочинение на вступительных экзаменах в МГУ. Тема была - про Базарова, а я увлеченно писала о том, что "человек сам себя создать должен". Какой же был шок, когда вместо ожидаемой пятерки (писать-то я умею!) увидела резюме: "Сочинение не по теме. Учитывая высокую грамотность автора, ставлю 3".

Даже с этим трояком проходной балл я все-таки выцарапала... но запомнила на всю жизнь.

Людмила Людмилина   06.09.2020 00:08     Заявить о нарушении
Когда я учился в школе, то вообще не понимал как писать сочинения. Литература была самым нелюбимым предметом)).

Владимир Поярков   06.09.2020 05:27   Заявить о нарушении
Потому и учат,начиная со школы... чтобы понимали. )

Людмила Людмилина   06.09.2020 16:08   Заявить о нарушении
Вы удивитесь, но у меня литература тоже не была любимым предметом (хотя я собиралась на журналистику и активно печаталась, начиная с 9 класса). Больно уж по-дурацки ее преподают в школе (и не только). Помню, пришла я на литературный кружок в Дворце пионеров (другие кружки там были весьма неплохого качества). Посадили нас вокруг стола и начали читать что-то из Айтматова. А потом "обсуждать" - типа "кто тут хороший, кто плохой" - чисто как в детском саду. На второе занятие я уже не пришла. (Хотя Айтматова ценю и люблю).

Впрочем, я не знаю, как надо "преподавать" литературу. Возможно, потому, что не встретилась с хорошими преподавателями.

Людмила Людмилина   06.09.2020 16:15   Заявить о нарушении
Кстати, в школе я действовала просто: каждый раз на сочинении выбирала свободную тему и просто развлекалась, писала, что хотела, зная, что пятерка практически гарантирована (грамотность-то у меня действительно высокая - да и язык подвешен). В итоге я и собственно литературу НЕ ЗНАЮ... ))))) . Хотя всю жизнь проработала "с языком" - журналистом, редактором, переводчиком и проч.

А сейчас иной раз попадется на глаза что-нибудь из школьной программы - и читаю с большим изумлением, открывая вещи, которых и близко не касалась в школе...

Людмила Людмилина   06.09.2020 16:25   Заявить о нарушении
Меня вообще бесили вопросы на литературе - что хотел автор сказать в этом стихотворении(рассказе, повести)? Почему автор написал эту повесть? Да мало ли почему, захотел и написал. Я так взял и ответил и получил двойку)). Ну правда, вот зачем я писал рассказы и повести? Однажды, как говорится, петух в голову клюнул, сел и стал писать. Просто началось все с невинной шутки, я рассказывал длинную историю, а человек взял и ляпнул - тебе бы писателем попробовать стать.

Владимир Поярков   06.09.2020 17:36   Заявить о нарушении
Ко мне учительница русского языка и литературы вообще плохо относилась. Я не умел говорить общепринятыми выражениями, наподобие «духовные терзания героя говорят нам о его единении с природой», воспринимал все написанное по своему, это ее злило. Однажды взяла и решила посмеяться и поиздеваться надо мной перед всем классом. Я получил тогда сильнейшею психологическую травму. Две недели не ходил в школу, родители еле уговорили меня вернуться в школу.

Владимир Поярков   06.09.2020 17:46   Заявить о нарушении
Вот как сейчас помню, спрашивает меня училка - почему Мцыри убежал из монастыря? Я отвечаю - он хотел быть счастливым и свободным. Она - ставлю тебе два, чтобы ты чувствовал себя счастливым! До сих пор не пойму - а что не так я сказал?

Владимир Поярков   06.09.2020 17:57   Заявить о нарушении
Задумалась. Про Мцыри.
И с ужасом поняла, что в памяти хранится почти весь текст.

Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас.
Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах -
Душой дитя, судьбой - монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов "отец" и "мать".
Наверное, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен.
Напрасно!Звук их был рожден
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных -
А у себя не находил
Не только милых душ - могил.
Тогда, пустых не тратя слез
В душе я клятву произнес:
Хотя б на миг когда-нибудь
Свою пылающую грудь
С тоской прижать к груди чужой,
Пусть незнакомой, но родной.
Увы, теперь мечтания те
Погибли в полной красоте.
И я, как жил в земле чужой,
Умру рабом и сиротой.

Ах-хренеть. Полвека прошло, больше. И почему этот "файл" не удалился?! И без него оперативной памяти не хватает, а тут еще он... ((

Но все-таки - зачем же Мцыри убежал из монастыря?! )))
Я тоже не знаю!! ))))))))))

Людмила Людмилина   06.09.2020 23:32   Заявить о нарушении
Забавно еще то, что "по-советски" я, пожалуй, нашла бы, что сказать. Ну, типа он же "видел у других" (и хотел иметь) "Отчизну, дом, друзей, родных" - а не мертвечину монастыря, в которой нет ничего родного, где выхолощено всё живое и проч., и проч.
Ну, то есть антирелигиозный такой выпад.
Но как к этому отнесутся сегодняшние попы?!?!

Ай, Мцыри, Мцыри... может, не надо было сбегать?! )

Людмила Людмилина   06.09.2020 23:42   Заявить о нарушении
Вспомнила: он же - СВОЮ РОДИНУ искал, "край своих отцов". Он же - "пленный ребенок", которого куда-то вез "русский генерал". А жить в неволе для горца - ниже его достоинства, лучше умереть...

М-да. Но сегодня все это так перекликается с Чечней...
Нет, физиком быть легче!! )

Людмила Людмилина   07.09.2020 00:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.