Пустячок, аИзбиографии

  Случайно в инете в одном крайне солидном издании нашел ссылку на одну из первых моих статей, с которой, можно сказать, и началась моя публицистическо-журналистская деятельность....
  Это изданные Российской национальной библиотекой С-Петербурга
  МАТЕРИАЛЫ к БИБЛИОГРАФИИ А. И. Солженицына (Санкт-Петербург, 2007
).

Издание выпущено при поддержке комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга
СОСТАВИТЕЛИ: Д. Б. Азиатцев, Н. Г. Левитская, М. А. Бенина. При участии Г. А. Мамонтовой
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР ТОМА
Н. Г. Захаренко

  От составителей

  Настоящий биобиблиографический указатель представляет материалы, характеризующие 40 лет творческой биографии писателя — лауреата Нобелевской премии Александра Исаевича Солженицына. В указатель вошли публикации автора и критическая литература о нем на русском языке с 1962 по 2002 г. (за исключением единичных публикаций 1941 г., 1959 г. и некоторых монографий за 2003 г.).
При составлении библиографической записи использовались ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа» и ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке».
   Первый раздел включает книжные издания и произведения А. И. Солженицына, опубликованные в журналах, газетах и неавторских сборниках. Они сгруппированы по жанровому признаку — проза, драматургия, поэзия; при этом в прозаическом ряду, в свою очередь, художественные произведения, мемуары, статьи и выступления на литературные темы отделены от прочих материалов — преимущественно публицистического характера...

   Во второй раздел — «Литература о жизни и творчестве А. И. Солженицына» — вошли разнообразные по объему и значимости публикации — от монографий, сборников, статей, рецензий, мемуаров до мелких газетных заметок и репортажей,— целиком или частично посвященных писателю. Ввиду большого количества библиографические записи распределяются по годам, далее в пределах года следуют (по хронологии) газетные и журнальные публикации, а в конце — книги и авторефераты диссертаций (в алфавите авторов или заглавий)....

   Замечания и пожелания просим сообщать по адресу: 191069, Санкт-Петербург, Садовая, 18. Российская национальная библиотека. Заместителю генерального директора по научной работе.

     Литература о жизни и творчестве А. И. Солженицына

     Хлобустов О.   3144
     3144. Хлобустов О. Не сотвори себе кумира…: [О лит. чтениях «Солженицын и мы», организ. о;вом писателей «Апрель»] // Ветеран. 1990. Авг. (№ 33). С. 11.

   По прошествии времени, конечно, текст той статьи восстановить невозможно (редактор "Собеседника" А.П. Белов честно сказал, отказывая в публикации:
  - Я не хочу, чтобы у меня в редакции побили окна!), но содержание примерно таково:
   
    В последние десятилетия в истории России происходило немало важных, знаковых событий, не привлекших, тем не менее, внимания современников.
  Одним из  таких  событий стали первые "Солженицынские чтения", проводившиеся писательской группой "Апрель" 27 мая 1990 г.  в Центральном доме литераторов.
   На сцене расположились организаторы - прозаик  Вячеслав  Кондратьев, поэт Александр Коган,  литературные критики Татьяна Иванова и Алла Гербер,  в просторном зале человек на  400  -  остальные  30 участников этого  литературного вечера,  среди которых были и зарубежные участники – от весьма именитых до совсем безвестных.
   Организаторы обещали  предоставить возможность высказаться о творчестве Солженицына любому желающему,  что и привело впоследствии к ряду скандалов,  хотя суть дела, конечно, не в этом.
   "Основоположника лагерной прозы" хвалили много,  хотя  другого первооткрывателя этой темы,  Бориса Дъякова ("Повесть о пережитом"), никто и не вспомнил.  Наверное,  потому,  что либо не знали,  - что очень вероятно,  либо потому,  что слишком уж разные идеологические позиции этих  авторов и их произведений.
   Помимо творчества  Александра  Исаевича, говорили и о современности, литературе и ее предназначении.
   Одна из участниц - помоему, это была критикесса Татьяна Иванова, - утверждала,  что,  приезжая в Прибалтику, она "чувствует себя оккупанткой",  ей стыдно перед  местными  друзьями.
   Мне не понятно,  почему тогда,  в мае уже далекого от нас 1991 года, да и ныне, я, родившийся в 1953-м,  "оккупант", ответственный за то, что было до меня, без меня, за что я должен каяться и извиняться.
   Лично мне ближе этическая позиция Павла Нилина,  выраженная  в короткой формуле
   - Мы отвечаем за все, что было при нас!
   Литературовед из Франции Жорж Нива  рассказывал  об  "открытии архипелага ГУЛаг" на Западе.
   Запомнилось выступление одного молодого историка, прозвучавшее некоторым диссонансом (по прошествии времени - не буду кривить душой, - выступал именно я).  Позволив  себе усомниться в объективности и исторической достоверности "Архипелага...", он высказал предложение о том,  что его академическое издание должно сопровождаться историографическим комментарием. 
   При этом, обращаясь к присутствовавшему в зале Олегу Васильевичу Волкову, безвестному автору-переводчику «Волшебника Изумрудного города», отметил, что его книга "Погружение во тьму" намного правдивей, талантливей и... страшнее.
   Однако даже столь легкая критика в адрес А.И.  вызвала истерические крики:
   - Провокатор! Уберите агента КГБ!
   - именно таковы были в рядах «демократических» литераторов понятия «плюрализма» и «толерантности» в то время!
    Масла в огонь подлило также выступление нашего бывшего  соотечественника, профессора офтальмолога из Канады – к сожалению, не запомнил его имени.
    Апогеем его  стало упоминание о «сексоте "Ветрове"(в журнальной версии "Архипелага",  опубликованной "Новым миром" осенью 1989 г.,  эти главы  отсутствуют).
    Подобные "гнусные инсинуации" в адрес Александра Исаевича вызвали настоящую истерику одной из восседавших на сцене дам,  грозившей  немедленно «уйти, если "клеветника» не уберут от микрофона".
    И тогда пришлось вмешаться ведущему Вячеславу Кондратьеву,  который примирительно признал:
     - Ну да,  было это.  Было!  Раз сам Александр Исаевич пишет об этом!...
    Известие это произвело шоковое впечатление на возмущенную даму.
    Организаторы чтений  обещали  не только сделать их регулярными, но и через литературную группу "Апрель", опубликовать их материалы.
    Увы!- ни то, ни другое обещание ими выполнено не было.
    Но тот – незабываемый для меня вечер в ЦДЛ, первое приобщение к богемно-литературной «элите», тоже неотъемлемая часть  истории  «новой» России конца ХХ века.
   
    А из того выступление выросло эссе: "Не по лжи? Или Свидетельствуют нелитературные герои А.И. Солженицына" (http://www.proza.ru/2007/05/02-262).

 


Рецензии