Хатори Ханзо и совесть

               
    «А со своей совестью, Хатори, договаривайся сам…» - говаривал мне тот парень, который у меня в забегаловке на Окинаве суси подавал. Не знаю, где он теперь – приезжал недавно, в дорогом костюме, при галстуке… И я тут в своём пахнущем рыбой фартуке. Как был поваром, так и остался.
    Зачем и кто придумал эту совесть? Без неё было бы куда проще.
    Но нет… Мало мне раздвоения личности. Такого вот:
    Повар: да никакой ты, Ханзо, не мастер!
    Мастер: да никакой ты, Ханзо, не повар!
    А теперь вот ещё она… Совесть. И как с ней договоришься?
    Сидит напротив в сумерках и таращится.
    - Сделай харакири, Ханзо… Слышишь? Сделай себе харакири!
    - Зачем? – отвечаю.
    - Как это зачем? Возьми меч, тыркни в пузо, и ага… Делов-то. Тебе же самому надоело. Ты же сам хотел. У тебя украли твои лучшие инструменты.
    - Разве лучшие? У меня есть ещё.
    - Но весь твой путь Воина – это стремление к смерти. Разве не пришло время? Разве ты не потерял честь?
    - Нет. Если честь потеряла меня, это не значит, что я её потерял.
    - Да лааадна!!! Ты же сам хотел. Сам нарывался. Смотри – всё кругом справедливо и логично. Под окном твоей хижины строят роскошный дом – тем, кто строит, на тебя плевать, Ханзо. Всё по закону. Расстояние – полтора метра минимум. Даже если строительная машина ненароком заденет хижину, никто и не заметит, никто не будет плакать. Ну, задели, бывает – ерунда какая... Это раз.
    - Ага, значит, есть что-то ещё?
    - Ну так! В своей забегаловке ты – шеф, а кто угодно тебе подзатыльник может дать.
    - Но не давал же.
    - Ну, так может! Запросто – это ж не запрещено. Ты, в общем-то, человек подневольный, Ханзо. Это два. А три – и это главное - ты сам себе не хозяин. Гармонии в тебе нет, мой милый. В себе ты её не находишь. Вон, Юкио-сан, помнишь такого? Великий мастер был. Википедию почитай – «Юкио Мисима совершил публичное харакири в знак протеста против утраты Японией самурайского духа, вызвав мощную волну выступлений ультраправых по всей стране. Часть биографов, впрочем, не исключает, что косвенной причиной скандального самоубийства явилась глубокая депрессия, вызванная неполучением Нобелевской премии по литературе»… И что он кому доказал, герой? Подождал бы ещё годик, напрягся, получил бы свою премию…
    Вот оно как.
    - А ещё, ты же сам знаешь… Те, кто у тебя на кухне посуду моет – они смотрят, чтобы ты какую-нибудь рыбину случайно домой из ресторана не уволок.
    Да, такая она, моя совесть… И тебе про депрессию, и про премию.
    - Ага, ага… Иди, режь свою рыбку. Чести своей ты не вернёшь.
    Неправда. Это кажется, что потеряно всё, кроме чести. Нравственный закон внутри и свобода – всё, что осталось. Это немало.
    И по ночам я буду, как прежде, при тусклом свете огарка свечи делать свои мечи. Но не для себя.
    Для своей совести.
    Пока она позволит.

P.S. Просьба комментариев под текстом не оставлять.
Текст не содержит оскорблений, а также провокаций и агитации.


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.