C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Высокой страстью обладая...

Пятого ноября 2000  это имело место,  в Питере в ДК № 1 - фестиваль гитары.  Кому-то это безразлично, но для каждого, кто в состоянии связать воедино хотя бы три гитарных аккорда, хотя бы Em-Am-H7...

Мы с сыном явились туда в час дня, хотя начало было в 14-00. И увидели там свыше полусотни гитаристов сразу. Мы попали к своим!.. Молодые все ребята, от 16 до 25. И гитары там и в креслах, и у стены, и на сцене, и в стеллажах. Мне сразу все это понравилось - я ж больной на гитару. Собрались настоящие любители классической гитары. Высшее гитарное общество! Свет! Когда мужчина играет на гитаре  это прекрасно, но когда женщина - это прекраснее вдвойне. Гитара - она ведь и похожа на женщину!
Гитары были, в основном, недорогие, отечественные. Но были и добротные, типа германской "Резонаты". А в первом ряду зала стояла в одном кресле какая-то странная гитара - корпусом добротная, а колки как у хулиганской, дешевые. Меня удивил такой контраст и я стал присматриваться к отверстию - там внутри этикетка. И разобрал, хоть и латинскими буквами было написано - Ляхов. Ага, гитара Ляхова. Есть в у нас такой мастер. Еще есть мастера Дорионов, Гнатэнко и Терцев - я недавно о нем рассказывал в статье "Страдивари"живет у нас". Других мастеров в наших краях пока нет, или я о них еще не знаю... Правда, название статьи не я придумал, это же священное редакционной право первой брачной ночи!
И ребята на своих гитарах играли -  тут было  мне удивление: они играли аргентинский танец, который мой сын разучивает. Потом удивление усилили еще больше - стали играть "Бурре" Баха, которое сын тоже  играет. И еще играли "Романс" Гомеса - который играю я. Поразительно! Мы с сыном  почти не общаемся с гитарной нашей общественностью, но играем одни и те же вещи!
Сын после этого открытия решил оторваться от коллектива и разучивает теперь "Пассакалью " Генделя - уж эту-то вещь там, на фестивале, никто не играл!

На тех гитаристов мы  смотрели с ревностью - а вдруг играют лучше, чем мы??! Конечно, такие там были, хоть и неохота нам признаваться. Но были и такие, кто играл послабее нас. Но ладно, мы забыли про ревность ибо нам было интересно. Один гитарист особенно старался, играл с блеском весьма сложные вещи, а свои ему (видимо, тоже ревновали) кричат - ну, это любой дурак сможет, а вот ты "Мурку" сбацай!
"Мурку" тот так и не сбацал, однако! (На спор иду - после настоящей статьи кто-либо из наших сделает виртуозные вариации на тему "Мурки"  и станет она концертной вещью - назло!)

...Зал был большой, но народ собирался неохотно и я решил, что не интересуются тут у нас гитарой. Однако к моменту начала собрался почти полный зал! Хотя билет стоил 20 р. - то есть примерно 4 булки хлеба! И рекламы почти не было...  И фестиваль начался.
Вышла на сцену целая группа гитаристов - 11 душ. Ансамбль "Серенада" из Питера. И как грянули наш с Ильей репертуар - Гомеса, Аргентинский танец и Бурре Баха. Но как классно исполнили!
Потом на сцену выходили другие. Группами и в одиночку.  Мне все было интересно. Вот играют простую вещь - но как чисто играют и как  замечательно звучит гитара! А вот совсем молоденькая  девушка с блеском исполняет "Легенду" Альбениса, это сложнейшая концертная пьеса, вот здесь можно руку сломать, и еще здесь, здесь и здесь... - но она проходит эти  места!   Одаренная девчонка! С таким напором она же саму Марию Луизу Анидо скоро превзойдет! Я только жалел, что не объявляли у кого чья гитара. Ну, если доска, то и объявлять смысла нет, хотя как знать... пусть наши фабрики тоже меж собой конкурируют. Но если гитара приличная то объявлять совершенно необходимо - Резоната, Кремона, Адмира... А если гитара сделана мастером, то объявлять  еще нужнее! Особенно если мастера наши. Я, положим, и без объявления видел, что были гитары Ляхова, штук пять; было, минимум, три гитары Дорионова... - но были и еще явно непростые гитары, обладающие прекрасным и сильным звуком - чьи?! Знаю также точно, что гитары Терцева не было ни одной.
Между прочим, у одного гитариста (и неплохого гитариста) случился на сцене конфуз из-за низкого качества инструмента - отпустился паршивенький колок на пятой струне и гитара стала врать. Он давай струну подстраивать - слышно было как хрустит и щелкает колковая механика (да смажь же ты ее!!), но струна то перетягивается, то недотягивается. В зале начали хихикать... И тут из-за кулис выскакивает представитель гитарно-музыкальной фирмы  (это спонсор фестиваля), снимает прямо со стеллажа новенькую "Кремону" и подает ее гитаристу! Вот это жест! Значит, гитара уже настроена... Зал замер. Парень принял гитару, взял аккорд... но ведь сыграть что-либо на чужом инструменте крайне сложно! Пусть даже это отличный инструмент! К инструменту нужно привыкнуть!  Особенно если играть предстоит "Тико-Тико" Абреу - вещь виртуозную. Неужели сыграет... Нет! Рванулся - а оно не пошло. Отдал гитару. Встал. Ушел... И не вернулся. А жаль. А переживать он теперь будет на грани нервного срыва. Вот - роль качества. Мы много теряем из-за низкого качества наших гитар. Особенно много теряют начинающие гитаристы - я ведь насмотрелся. Какие только дрова ни берут в руки люди, пылая любовью к гитаре. Думают:  если будет что-то получаться, наскребу деньги на хорошую. И - бросают. Потому что есть правило - от хорошей гитары не оторвать, а на плохой не заставить! Сразу надо брать хорошую гитару! Я ведь знаю - почти в каждом доме есть гитара, на которой не играют. Почему? Да  на таких вообще играть нельзя! Нельзя взять дровеняку, прикрутить к ней струны и посредством сего "инструмента" приникнуть к Искусству! А еще пособия нет простого и доступного; учителей же на всех заведомо хватить не может. И вовсе не следует сразу же начинать с сольфеджио и нотной грамоты - первые шаги нужно сделать максимально простыми и веселыми. Покажите человеку несколько аккордов!.. А вместо этого его сразу - хвать звукорядом по голове! И он (она) отрубается... Однако тянется народ к гитаре, именно к гитаре! Надоел магнитофон с примитивными дикарскими песнями, самим желательно играть. Ко мне недавно пенсионерка знакомая обратилась, всю жизнь мечатала спеть под собственный аккомпанемент "Одинокую гармонь", гитару еще в молодости купила, однако... Ну, я показал, там не то четыре, не то пять аккордов, через три дня спела и стала втискивать в эти аккорды все! "В городском саду играет духовой оркестр", "Темно-вишневая шаль", всего Есенина... к ней подруги стали собираться, пьют чай, вспоминают молодость и поют по гитару! И иногда плачут...  А гитара, братцы, - это тот же рояль, только маленький, с собой можно носить. Ребята, но ведь это - начало Возрождения...  Между прочим, меня радуют идущие по улице подростки с гитарой; гитарка так-себе, конечно, и репертуар у них... слова некоторых песен совестно привести - но я специально подходил к таким, знакомился и играл им кое-что из классики! Лица вытягиваются!
- О-о, ты че, учился?
- Д-да так... А хочешь, я тебе гамму до мажор сыграю?

...Венцом фестиваля было выступление двух профессионалов классической гитары из Кисловодска Федора и Анастаса Сафьяновых, отца и сына. Вышли в строгих черных костюмах с гитарами Дорионова в руках, сели и сыграли. С первых же звуков стал ясен высокий класс и инструментов и исполнителей. Как можно словами описать звук? Никак. Но ты его слышишь и он тебя радует. И еще ты понимаешь, что вот этот пассаж, который Сафьянов-старший без малейшего усилия исполняет в пределах 15 - 19 ладов технически очень сложен, что тут ничего не стоит задеть соседнюю струну, что может задребезжать и что еще есть целый список возможных ошибок... - но гитарист проходит все эти подводные камни чисто! (Сам собой он все равно недоволен - есть шероховатости; я в зале их не слышал, но он-то сам знает!)


Фестиваль длился  более трех часов. Был антракт, но после антракта ряды нисколько не поредели, вот что удивительно! Это означает, что в зале собрались понимающие и заинтересованные люди. Один гражданин настолько переживал, что то и дело подавал с места ценные указания организаторам - убавь низкие частоты!, убери микрофоны подальше!, вы же все испортите!!! Но ничего не было испорчено, фестиваль прошел прекрасно. А потом, уже за кулисами состоялся интереснейший разговор о гитаре, в ходе которого мне, журналисту, пишущему об этом прекраснейшем инструменте, пришлось выслушать критику по поводу моей статьи о гитарном мастере Терцеве.
- Вот вы называете его Страдивари, но я позволю себе поставить это ваше утверждение под вопрос,- вежливейшим образом начал мой собеседник, попросив не называть в печати его имени.- Я, конечно, понимаю право журналиста на литературную гиперболу, однако Страдивари один, рядом с ним некого поставить, но почему вы так уверены что некого поставить рядом с Терцевым? Да, он высококлассный мастер, но вот в Испании недавно умер мастер Кантрерас, гитары которого стоят 40 тысяч долларов, причем заказов у него было столько, что жизни не хватило их выполнить! А еще есть в Испании мастер Рамирес, целая династия их там, в Австралии есть мастер Смолмен, и еще есть в мире мастера... Неужели никого из них нельзя поставить рядом с Терцевым? Ответить на этот вопрос вы пока не сможете, потому что вы не слышали, предположим, в одном концерте гитару Терского и гитару Кантрераса.
- Гитару Кантрераса я и не видел даже, - сказал в этом месте я. А оппонент продолжал:
- Невозможно сравнить даже субъективно. А чтобы вынести объективную оценку необходимо устроить не просто прослушивание, а конкурс гитар. И лишь только после конкурса, на котором гитара Терцева будет признана лучшей из лучших, можно назвать его Страдивари гитары...  Но Терцев, насколько мне известно, не принимает участия в конкурсах. Даже среди гитарных мастеров славного города мастеров, живущих рядом друг с другом, такого конкурса не было. А ведь их четверо - Дорионов, Гнатэнко, Ляхов и Терцев. Гнатэнко, кстати, недавно стал победителем в одном из престижных конкурсов. Инструменты Дорионова вы сегодня сами слышали - что скажете?
- Прекрасные инструменты,- честно сказал я.
- А дать объективную оценку чей инструмент лучше вы можете?
- Спорить с вами мне трудно,- ответил я.- Точнее, невозможно. Ясное дело, я не могу своим субъективным мнением заменить конкурсную комиссию. Но почему бы нам не попытаться организовать у нас такой конкурс?
Александр Ван-Штоф

П.С. Уже когда были написаны эти строки я предпринял некоторые попытки в обозначенном направлении. Праздник высокой гитарной классики, похоже, и в самом деле удастся организовать на радость нашей музыкальной общественности. Но обнаружилось и препятствие, причем деликатного свойства... помните стихи Александра Блока: "Там жили поэты и каждый встречал другого надменной улыбкой..."?  Оказывается, гитарные мастера тоже поэты. И весьма пылкие. Приглашения-то получат все, но все ли откликнутся? Праздник может не состояться. Бог с ним, с конкурсом, это дело непростое, хорошо бы провести хотя бы вечер Мастеров... Нам, любителям гитары, остается только молить Аполлона и всех его муз чтобы хоть один Мастер откликнулся. Ведь праздник в честь одного-единственного Мастера это все равно праздник!


Рецензии
Как легко написано, как интересно читать. А сведения, для меня - полного профана в этой области - совершенно необходимые. Пойду на концерт Шаова, закину ему записку с Вашим местным адресом и пожеланиями о конкурсе гитаристов.

Татьяна Аленчикова   12.03.2010 21:08     Заявить о нарушении