Забытые писатели. С. Т. Семенов

               

               
               

     Семенов Сергей Терентьевич (1868-1922) не был профессиональным писателем в современном понимании. Всю жизнь он был крестьянином, и «без отрыва от производства» написал довольно много.

     Его книги – повести и рассказы из крестьянской жизни – выходили в свет с 1894 по 1917 год, причем к первому изданию – 1894 год, издательство «Посредник» - было предпослано предисловие Л.Н.Толстого. Далее С.Т. Семенов был почти забыт; правда, в 1962-м и 1970-м годах вышли два небольших сборника рассказов из крестьянской жизни.

     И только в 1983 году в издательстве «Современник» была выпущена большая книга рассказов и повестей с предисловием С.Залыгина. И предисловие Льва Толстого к сборнику «Крестьянские рассказы» также воспроизведено

     Если о крестьянской жизни времен крепостничества есть какая-то достоверная художественная литература – вспомнить хотя бы «Записки охотника» И.С.Тургенева – то  о конце XIX – начале XX века крайне мало. В этом отношении произведения С.Т. Семенова восполняют известный пробел.

      Все произведения Семенова, включая датированный 1922 годом рассказ «Внизу», относятся к дореволюционному времени.

     За последние десятилетия наметилась тенденция к известной идеализации условий жизни в России в годы, предшествующие Первой мировой войне и событиям 1917 года. Из произведений Семенова следует, что это далеко не так. Необходимо также учесть, что Семенов работал до революции, поэтому невозможно упрекнуть его в том, что он «продался большевикам».

     Семенов со знанием дела пишет о разных сторонах крестьянской жизни: собственно земледелие, крестьянский быт, сельские обычаи, праздники. Затрагиваются проблемы сельской общины и ее разложения в ходе столыпинских реформ.
 
     Кстати, о крестьянской общине. В предисловии Сергея Залыгина приводится интересное рассуждение о связи общины и кооперации. Цитирую дословно:

     - Если община центральных русских губерний несла на себе явственные следы крепостничества, была принудительной, то крестьянин, переселившийся в Сибирь, создавал ее добровольно и на деловых основах. Из общины сибирской вырастала кооперация, а позже коллективизация широко использовала ее опыт и навык, поскольку кооперация в сельском хозяйстве дореволюционной Сибири была не только потребительской и кредитной, не только сбытовой, но, то и дело, производственной, еще в те годы создавая ТОЗы – товарищества по совместной обработке земли…

     Так что напрочь отвергать идею коллективизации, как это делают некоторые современные либералы, было бы неразумно.

     Конечно, Сибирь – не Центральная Россия; если в Центральной России основной бедой земледельца была нехватка земли, то чего-чего, а земли в Сибири хватало. И если даже в тех условиях возникала идея о совместной обработке земли, значит, в этом что-то есть.

     Заметим в скобках, что один известный писатель, которого никак не отнесешь к «деревенщикам» - Николай Островский – в своем основном романе отмечал, что под межами в двадцатые годы «гуляло» до пятнадцати процентов земли. И если уж в Сибири додумались до совместной обработке земли… Впрочем, этот вопрос далеко уходит от предмета нашего разговора.

     Земельным спорам посвящена написанная в 1917 году повесть «Односельцы». Работающий в Петербурге главный герой по имени Константин Иванович получает от живущих в деревне родителей письмо о земельном споре отца с дядей героя. Приходится ехать разбираться; приезжает он перед сенокосом, и сразу попадает в гущу событий. Земельный спор доходит до окружного суда, и в итоге дело должно было бы решиться в пользу главного героя. В общем, оно так и решилось, только не в результате судебного решения – дядя умер.

     Как раз в это время крестьянская общественность озабочена вопросом о переселении на хутора. Единого мнения нет, есть много «за» и «против». С одной стороны, удобно иметь всё рядом, значительно легче обработать; с другой стороны – смотря  какая земля  достанется. Например, в прибалтийских губерниях хутора получили большое распространение.
 
     Подошло время сенокоса. Пока дружными рядами косили общественное – любо-дорого смотреть.  А вот как добрались до спорной земли – тут уж дошло дело до поножовщины; хорошо, что никого не убили, только один попал в больницу с ранением.
     Рассказ «В благодатный год» - картина базарного дня в крупном селе. Казалось бы – урожайный год, все при деньгах, но и здесь проблемы -  перекупщики занижают цены. В итоге выручка у крестьянина оказывается существенно меньше, чем он рассчитывал; выполнить из ранее намеченного удается далеко не всё. И нередко заканчивается базарный день посещением трактира.

     Рассказ «Бедняки» повествует о нехитрых деревенских развлечениях. Молодые люди снимают на вечер чью-нибудь избу и собираются там. Музыка, пение, незатейливые игры (большинство из которых теперь прочно забыто), тут же нередко и романы завязываются – всё лучше, чем сидеть в кабаке.

     А вот рассказ «Сюрприз» - о более основательном развлечении, которое устраивает земский начальник на барском дворе. Это народное гуляние с музыкой, хором певцов и хороводами, бегами и лазанием на столб за призом. А гвоздь сезона – спектакль в двух действиях из деревенской жизни. Вот на этом-то «гвозде сезона» и случилось неожиданное происшествие.
     Один из подвыпивших зрителей пришел ко второму действию, и приняв происходящее на сцене за чистую монету, решил заступиться за обиженную героиню. Забрался на сцену и вцепился «обидчику» в бороду!  Конечно, скандал, команда «Занавес!», спектакль сорван. Строжайший приказ – следующий раз пьяных не пускать.

     Основной организатор этого гуляния, земский начальник Федор Александрович, в этом происшествии нашел и положительный момент. Цитирую:

     - Так подействовать на публику – до полнейшего забвения чувств, это кого угодно порадует… А мне, как неопытному автору и случайному актеру, такой сюрприз стоит лаврового венка. Ведь до такой иллюзии довести зрителя можно только с немалыми силами. А они, наверное, все так же чувствовали, как этот каналья, только ни у кого не хватило духу выразить так своего чувства.

     О нелегкой женской доле повествуют рассказы «Солдатка», «Немилая жена», «Страшное дело», «Девичья погибель».

     Нехватка земли вынуждала крестьян заниматься отхожими промыслами, находит работу в больших городах, вплоть до Москвы и Питера. Кто-то приезжал в деревню на сенокос и другие трудоемкие дела, а кто-то обосновывался в городе и насовсем, пополняя ряды рабочего класса, это общеизвестно. Но и в городе проблем хватало, и в городе жизнь была далеко не мед.

     Вот рассказ «Дворник», из которого следует, что в ряде случаев выходцам из деревни жилось относительно неплохо; и в деревню кое-какие деньги посылали, и скопить что-то получалось. Но таких случаев было мало, а на поденной работе – дай Бог самому прокормиться. Конечно, кто имел какую-то квалификацию – другое дело, но где вчерашний крестьянин мог ее получить?

     О жизни фабричных рабочих идет речь в рассказе «Брюханы».  Частная красильная фабрика на окраине Москвы, в районе Сокольников.  Фабрика если и не процветала, то работала успешно, и рабочим жилось, по тем меркам, неплохо. Правда, поскольку хозяин фабрики – выходец из крестьян Дмитровского уезда то быт и нравы рабочих остаются в известной мере патриархальными. Это выражается, в частности, в том, что большинство их живет в казарме на фабричной территории, и ходят в город лишь по выходным и праздникам. Хотя те, у кого семья в городе, живут на вольных квартирах. Ну, а в выходные и праздники основное развлечение – это трактир с «машиной» - надо думать, это граммофон. А в трактире не всегда пьют только чай…

     Повесть «Из жизни Макарки» - там  тоже фабрика, только совсем другого рода. Судя по описанию местности, это Трехгорная мануфактура; и вот туда-то и приводят деревенского паренька лет десяти-двенадцати. Работа вроде бы и несложная, но график аховый: шесть часов работы, шесть часов на отдых и сон, а потом по-новой, и так круглые сутки, кроме выходных, конечно. И немудрено, что порой это кончается несчастным случаем со смертельным исходом. А квалифицированный рабочий, в данном случае он обслуживает паровую машину – это уже своего рода «рабочая аристократия», он называется «паровой мастер».

     Проработав на фабрике несколько месяцев, Макарка берет расчет и возвращается в деревню; причем, не желая тратиться на поезд, почти три дня идет пешком. Судя по контексту, это нынешнее Минское шоссе.

     Несколько особняком стоит написанный в 1922 году рассказ «Внизу». Там описана квартира, в которой сдают «койки» или «углы». Там живут три жильца: старший рабочий по устройству  парового отопления Молодцов, переплетчик Золотов , швея Агаша и «дамочка без определенных занятий» Крамарева. Слесарь Молодцов принадлежит к тому разряду молодых рабочих, которые смысл жизни видят не только в заработке. Он много читает, размышляет о жизни и даже взялся писать стихи. Однажды он идет со своими стихами в редакцию нового журнала «Друг народа». Там его  принимает сам редактор, известный писатель, обещает рассмотреть его стихи и непременно напечатать. И в итоге печатают. Для того времени это уже рабочий класс завтрашнего дня.

     Крестьянин и писатель в одном лице, Семенов не чурался и общественной деятельности. В 1892 году он занимался помощью голодающим с Л.Н.Толстым, о чем написал воспоминания. В годы первой русской революции Семенов участвует в общественно-политической борьбе, устанавливает связи с социал-демократами, организует митинги и сходки. За революционную деятельность его дважды арестовывают. В 1906 году по приговору суда Семенова должны были сослать в Олонецкую губернию, однако эта ссылка была заменена политической высылкой за границу.

     Два года он провел в изгнании. О своем пребывании в Швейцарии, Италии, Франции и Англии написал книгу «По чужим землям. (Как живут и хозяйствуют земледельцы за границей)».

     Октябрьскую революцию Семенов встретил с воодушевлением. В Волоколамском уезде он ведет большую общественную работу – читает лекции о сельском хозяйстве, защищает политику Советской власти в деревне, активно выступает против кулаков и церковников.
     3 декабря 1922 года С.Т.Семенов был убит кулацкой бандой.

     Подводя итог, можно сказать, что рассказы и повести Семенова открывают читателю сравнительно малоизвестный пласт русской жизни конца XIX – начала XX века. В самом деле – что можно добавить к этой тематике? Рассказы Чехова о крестьянской жизни? Они относятся к более раннему времени. Правда, есть замечательная книга Василия Смирнова «Открытие мира»; но, во-первых, она адресована в основном юношеству, во-вторых, Смирнов не был свободен от идеологической составляющей.

     И еще один момент. Некоторые склонны идеализировать предреволюционную жизнь считая, что революционные события 1905 и 1917 годов нарушили чуть ли не идиллию, царившую в российском обществе. На самом же деле, проблемы были, основания для недовольства разных слоев общества были, и складывающуюся революционную ситуацию никак нельзя списывать на заговорщическую деятельность большевиков. Впрочем, это уже предмет особого разговора.

Январь 2010 г.


Рецензии
Виктор, спасибо Вам огромное! С удовольствием прочитала цикл Ваших работ о забытых писателях. Вы делаете большое и нужное дело. Новых открытий и находок! С теплом,

Мария Панина Кавминводы   26.01.2016 19:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. В.Л.

Виктор Ламм   27.01.2016 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.