Демократия и пассиократия

Демократия и пассиократия

Хотя термин «тоталитаризм» является фактически общепринятым, лично мне он очень сильно не нравится. В первую очередь потому, что, по моему скромному мнению, он, мягко говоря, не совсем соответствует действительности (скорее, впрочем, совсем не соответствует). Это следует из самого определения тоталитаризма, которое можно найти, например, в приснопамятной Википедии (де-факто наиболее часто используемой энциклопедии в современном электронном обществе).

Чтобы убедиться в этом, давайте внимательно проанализируем это определение:

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.

Как уже было отмечено выше (при изложении идеологической позиции автора), режим не может никуда стремиться. Ибо это есть фантом, мыслеформа, неодушевлённая абстракция. Стремиться могут конкретные люди (диктатор, правящая группа, клика или хунта, правящая элита), но не режим.

И уж конечно, государство не может никого и ничего контролировать (ибо это точно такой же фантом, мыслеформа и абстракция, как и режим). Контролировать что-либо (и кого-либо) могут опять-таки только конкретные люди – руководители государства (которое в условиях тоталитарного режима по определению является чрезвычайно централизованным).

Конкретные люди не стремятся к контролю самому по себе. Ибо контроль – это всего лишь средство. Средство получения и осуществления власти, к которой как раз и стремится единоличный диктатор или правящая группа. И уж тем более они не стремятся к тотальному контролю, ибо таковой просто невозможен (на это не хватит ни сил, ни средств), да и не нужен. Нужен лишь контроль, достаточный для реализации власти над гражданами соответствующего государства в том объёме, к которому стремится единоличный диктатор или правящая группа. А этот объём может быть разный для разных диктаторов или правящих групп.

Собственно, и власть обычно является не только целью (хотя и это тоже), но и средством воплощения в реальность идей, амбиций, мечты, видения единоличного диктатора или правящей группы. Такими амбициями, конечно, может быть и личное обогащение, но это характерно скорее для слаборазвитых стран Африки, Латинской Америки, Северной Кореи, но даже там эта цель далеко не всегда является единственной.

Обычно власть и контроль нужны диктатору или правящей группе для реализации какой-либо великой идеи, видения, мечты. Построения идеального коммунистического общества во всём мире (сталинизм/большевизм, маоизм) или в отдельной стране (Пол Пот); регионального господства соответствующей нации (нацизм германский или японский); построения идеального государства на основе гармонии и солидарности между всеми его гражданами (фашизм в Италии, Испании, Португалии); максимально полной реализации в личности, государстве и обществе вероучения соответствующей религии (христианская и мусульманские теократии) и т.д. Как будет показано ниже, такая великая идея была и у российской абсолютной монархии имперских времён – мессианская идея обращения всего известного мира в русское православие, которое российские монархи считали единственно правильным вероучением и единственно истинным христианством.

Социологам и социальным психологам (а также политологам) хорошо известно, что идея способна стать материальной силой, способной воплотиться в соответствующую государственную, политическую и общественную систему только если она овладеет массами (то есть, сформирует определённую критическую массу сторонников или адептов).

История человечества убедительно демонстрирует, что та или иная великая идея овладевает массами по одной и той же схеме – сверху вниз. Вначале идея овладевает т.н. пассионарием, который (во всех без исключения случаях пассионарии - мужчины) в данном контексте – это человек (точнее, выдающаяся или даже великая Личность), обладающий достаточным интеллектом, образованием и эрудицией, чтобы превратить идею в стройное учение;  харизмой и энергией для того, чтобы стать высокоэффективным миссионером этой идеи; способностями к риторике для победы в идеологических спорах, а также выдающимися организаторскими способностями для создания структуры (общественной, политической и государственной), необходимой для воплощения этой идеи в реальность (в частности, для формирования высокоэффективной команды ближайших сподвижников - пассионариев-идеологов и исполнителей-администраторов).

С точки зрения системы человеческих потребностей, у пассионария пирамида Маслоу обычно перевёрнута; если «обычный» человек (не-пассионарий) реализует свои потребности «снизу вверх» (т.е., потребности более низкого уровня для него или неё являются более значимыми, чем потребности более высокого уровня), то для пассионария наиболее важной и значимой (и, следовательно, первоочередной) является потребность в самореализации, ради которой он готов рисковать и жизнью, и здоровьем, и свободой, и материальными благами, и прочими потребностями более низкого уровня (принадлежности, любви и т.д.), а то и вовсе от них отказываться (кроме сохранения жизни, естественно). Некоторые, впрочем, готовы и жизнь отдать за будущее торжество своей великой идеи.

При этом надо отметить, что соответствующая великая идея может быть как человечной (альтруистической), так и бесчеловечной (и даже античеловечной). А с точки зрения христианства – либо праведной (богоугодной), либо дьявольской (демонической). В последнем случае её носитель (соответствующий пассионарий) вполне обоснованно считается одержимым бесами.

Любопытно, что все без исключения вышеупомянутые великие идеи оказывались именно что античеловечными и демоническими. А их носители – Сталин, Ленин, Троцкий, Гитлер, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, Салазар, Муссолини, Франко, Фидель Кастро, Че Гевара, Пол Пот и Иенг Сари, имам Хомейни, лидер талибов мулла Омар и т.д., следовательно, были одержимыми бесами (так и хочется сказать – как жаль, что им на их жизненном пути не встретился квалифицированный экзорсист!)

На следующем этапе пассионарий, одержимый соответствующей идеей, создаёт организацию (как правило, политическую партию), которую использует для обращения в свою веру как можно бОльшего числа адептов среди широких масс населения соответствующей страны, а также (хотя и не обязательно) среди власть предержащих (чтобы накопить критическую массу, необходимую для прихода к власти). Это обращение осуществляется как публично - с помощью «энергетически заряженных» публичных выступлений-проповедей (агитации и пропаганды), так и приватно – с помощью хитроумных политических манёвров и тайных (или не очень) политических переговоров.

Второе, впрочем, используется лишь в том случае, если пассионарий стремиться прийти к власти (которая ему совершенно необходима для реализации своей великой идеи) легальным путём – через избирательную систему или путём назначения на соответствующий пост главой соответствующего государства (как Гитлер, Муссолини или Салазар). Если же изначально планируется насильственный захват власти (Ленин, Мао Цзэдун, Фидель Кастро), то достаточно лишь первого.

Следует отметить, что при этом пассионария ни в коей мере не заботит удовлетворение потребностей ни широких народных масс, ни даже существующих «власть предержащих». Разумеется, он внимательно изучает эти потребности (и желания), но лишь для того, чтобы использовать их для реализация своей великой идеи. Он готов давать (и даёт) любые обещания, необходимые для прихода к власти (при этом не имея ни малейшего желания выполнять их, если они противоречат или даже просто не способствуют реализации его великой идеи). Иными словами, любой пассионарный режим построен на лжи. И, тем самым, нарушает соответствующую заповедь Господню – «не лги».

Вообще, мораль пассионария чрезвычайно проста и прямолинейна. Перефразируя слова Василия Витальевича Шельги из романа Алексея Толстого Гиперболоид инженера Гарина, «хорошо всё то, что способствует реализации великой идеи; плохо всё то, что этому мешает». Понятно, что такая мораль противоречит общепринятому моральному кодексу, согласно которому хорошо всё то, что соответствует вышеперечисленным правам и свободам человека (и удовлетворяет вышеперечисленные человеческие потребности), а плохо – всё то, что этому мешает. Как и христианской морали, выраженной в десяти заповедях Господних, двух заповедях Христа и Нагорной проповеди. Поэтому уже сейчас можно сказать, что любой пассионарный режим является и античеловеческим, и антихристианским (т.е., дьявольским).

После накопления критической массы пассионарий приходит к власти либо легитимным, либо насильственным путём, что приводит к установлению пассионарного режима. Который, по аналогии с демократией (властью народа), правильнее всего назвать пассиократией (властью пассионария или пассионариев, одержимых великой идеей).

Как и почему пассионариям удаётся прийти к власти, говоря словами Авраама Линкольна, «на время одурачив весь народ»? Или, по крайней мере, его критическую массу.  Для психологов (и личностных, и социальных) это уже давно не является тайной. Как, впрочем, и для христианских богословов.

В большинстве (если не подавляющем большинстве) люди внушаемы (к сожалению). Даже легко внушаемы (к ещё большему сожалению). Скорее, даже легковерны. Особенно во время больших серьёзных потрясений и кризисов (войны, экономические катастрофы и т.д. – практически все пассионарные режимы приходят к власти обычно именно в такие времена). При этом в массе своей не обладают (зачастую – и не хотят обладать) ни образованием, ни эрудицией, ни навыками критического мышления, необходимыми для того, чтобы распознать сладкую ложь пассионариев (и понять, что это именно ложь).

Людям всегда (особенно в эпоху кризисов), хочется чуда и они всегда (или почти всегда) пойдут за тем (или за теми), кто ярко и эмоционально пообещает им это чудо (то есть, нарисует «молочные реки с кисельными берегами»). Горькая правда для них некомфортна (и именно горька); им куда эмоционально приятнее сладкая ложь (поэтому они так и стремятся убежать от первой в объятия второй).

Кроме того, практически все люди грешны (и весьма); поэтому им весьма свойственны и алчность (желание заполучить чужие территории и/или материальные ценности; приобрести власть над другими людьми); и лень (желание, чтобы их проблемы за них решил кто-нибудь другой – абстрактные государство или партия или вполне конкретный фюрер); и гордыня (желание принадлежать к избранной нации, партии, социальной группе); и ненависть (гнев) по отношению к чужакам (иной нации, социальной группе, «угнетателям») и зависть (к более удачливым и обеспеченным соплеменникам или согражданам, гражданам других государств и т.д.). Ну, и конечно, страх (перед будущим, чужаками, носителями иных идеологий и т.д.)

Сознательно или бессознательно используя эти весьма греховные чувства, пассионарий (используя соответствующие пропагандистские приёмы, весьма откровенно описанные, например, в Mein Kampf) получает возможность манипулировать и отдельными «власть предержащими», и широкими массами населения соответствующего государства (т.е., приобретает над ними власть де-факто ещё до того, как получит её де-юре).  Таким образом, люди, находящиеся под властью своих грехов (и соответствующих демонов), оказываются во власти пассионария (как правило, одержимого куда более страшными бесами). С соответствующими весьма печальными последствиями…

После прихода к власти пассионарии (которые оказываются весьма практичными людьми) немедленно приступают к обеспечению необратимости своего пассионарного режима. Иными словами, захватив власть, они ни при каких обстоятельствах не собираются её отдавать. Конечно, она ведь нужна им для реализации их великой идеи (реализация которой, естественно, требует вечного, или, по крайней мере, тысячелетнего) нахождения пассионариев у власти. Иными словами, власть пассионариев (максимально неограниченная, разумеется) является неотъемлемой составляющей соответствующей «великой идеи».

А для этого одной пропаганды (пусть даже и обеспеченной всей мощью государственной машины, которая с приходом пассионариев к власти оказывается в их полном – или практически полном - распоряжении). Ибо Авраам Линкольн был совершенно прав, утверждая, что «нельзя всё время дурачить весь народ». И даже его критическую массу.

Пропагандистская система пассионариев обычно работает в двух направлениях. Во-первых, она пытается «перевернуть пирамиду Маслоу», убедив (обычно, скорее, оболванив) граждан соответствующего государства таким образом, чтобы их наиболее важной и значимой потребностью и желанием стало жертвенное служение (вплоть до самопожертвования) великой идее (либо непосредственно, либо через других идолов – государство, народ, нацию, страну, партию, фюрера и т.д.).

Во-вторых (это для тех, кого никакими усилиями невозможно было убедить служить идее или иным идолам), гражданам внушали, что соответствующий пассионарный режим (и соответствующие ограничения в правах и свободах) необходимы для того, чтобы защитить их от реальных (чаще, впрочем, воображаемых) опасностей; обеспечить их нации, народу или социальной группе господствующее положение в том или ином регионе; отобрать «неправедно нажитое богатство» у чужаков или эксплуататоров и передать его «трудящимся»; вернуть несправедливо отобранные территории или расширить «жизненное пространства», за счёт земель «неполноценных народов»; обеспечить граждан страны работой, жильём, прочими материальными благами и т.д. Иными словами, для того, чтобы удовлетворить соответствующие греховные желания граждан соответствующего государства.

К сожалению для всех и всяческих пассионариев (даже гениальных), действительно «нельзя всё время дурачить весь народ». Во-первых, потому, что существует такой фундаментальный закон человеческой психологии – «повторяющиеся впечатления притупляются». Закон психологической защиты. Через некоторое время пропаганда «великой идеи» (какой бы она ни была), просто начинает надоедать. А затем на эту пропаганду просто перестают реагировать.

Что же касается удовлетворения греховных желаний, то довольно быстро оказывается, что пассионарии озабочены вовсе не этим (как говорится, шила в мешке не утаишь). А лишь тем, как превратить всех граждан соответствующего государства в покорных слуг (ещё лучше – бессловесных рабов) соответствующей великой идеи (точнее, пассионария или пассионариев – диктатора или правящей группы). Люди, конечно, внушаемы и недалёки, но не до такой же степени!

Да и кризисы имеют свойство когда-то заканчиваться (тем более, что пассионарные режимы обычно довольно быстро наводят порядок и обеспечивают быстрый экономический подъём). Ибо для реализации великой идеи нужен и крепкий порядок, и сильная экономика. А это обычно способствует внутреннему успокоению, гораздо более здравому мышлению и ослаблению интереса к чему-либо, находящемуся за пределами вполне приземлённых мещанских потребностей и желаний. А также (как было уже отмечено выше), снижению восприимчивости к пассионарной пропаганде.

А поскольку убеждать, оболванивать и психологически/эмоционально манипулировать своими подданными пассионарии уже не могут, им приходится прибегать к мерам принуждения (насилию и террору). Создавая соответствующие карательные органы: ВЧК/ОГПУ/НКВД/МГБ/КГБ в России/СССР; гестапо в нацисткой Германии; PIDE в Португалии; OVRA в Италии и т.д.

Впрочем, некоторые к насилию прибегали с самого начала, ибо шли к власти насильственным путём. Ленин, Мао, Фидель Кастро, сандинисты в Никарагуа, талибы в Афганистане… Тот же Франсиско Франко. Латиноамериканские и африканские диктаторы, Сухарто в Индонезии…

Ни одному из пассионарных режимов не удалось обойтись без террора, насилия и репрессий. Ни одному. Поэтому абсолютно любой пассионарный режим основан на лжи, насилии и терроре. И поэтому является и бесчеловечным (точнее, античеловечным), и антихристианским (т.е., дьявольским).

Поэтому в первой половине ХХ века лицом к лицу столкнулись, как говорится, «два мира – два образа жизни» И мыслей. И, разумеется, две морали. Демократические режимы Великобритании, Франции, США, Канады, Австралии (целью которых было максимальное удовлетворение потребностей, а также обеспечение ключевых прав и свобод своих граждан), с одной стороны, и пассиократии нацистской Германии и сталинского СССР (целью которых было порабощение своих граждан и принуждение их к служению великой идее), с другой. В результате практически всё прошлое столетие в мире шла война (то горячая, то холодная), между демократиями и пассиократиями.

А вовсе не между демократиями и тоталитаризмом.

При этом практически каждый пассионарный режим был режимом авторитарным; иными словами (следуя определению в Википедии), был основан на неограниченной (или почти неограниченной) власти одного лица (как правило) или группы лиц (существенно реже). То есть, пассионария или пассионариев.

 
Убедительная победа демократии над пассиократией

Как уже было отмечено выше (в новой парадигме Второй мировой войны), на Западном фронте имела место война между в целом человечными и праведными западными демократиями (США и Великобритании), с одной стороны и бесчеловечным и дьявольским нацистским режимом, с другой. Хотя, наверное, с точки зрения более общей картины истории ХХ века следует говорить о том, что эта война была лишь первым этапом войны между демократией и пассиократией, в результате которой демократия победила и уничтожила нацистский пассионарный режим (к сожалению, не без помощи другого тоталитарного режима - сталинского).

Практически сразу после окончания Второй мировой войны (по общепринятому мнению – 5 марта 1946 года, когда Черчилль произнёс свою знаменитую Фултонскую речь) началась т.н. холодная война между западными демократиями (США, Великобританией, Францией и т.д.), с одной стороны, и пассионарным сталинским режимом и установленными им в Восточной Европе марионеточными режимами, с другой.

В результате этой войны прекратил своё существование сталинский тоталитарный режим после смерти его создателя и лидера Иосифа Сталина 5 марта 1953 года, который трансформировался в гораздо более мягкую форму пассиократии - пост-сталинский большевизм, который сумел просуществовать ещё почти сорок лет.

Холодная война закончилась 26 декабря 1991 года убедительной победой демократии, когда прекратило своё существование пассионарное государство, созданное Иосифом Сталиным – Союз Советских Социалистических Республик (СССР), а вместе с ним канул в Лету и пост-сталинский большевизм. История вынесла свой неумолимый вердикт, отправив пассионарные режимы в Европе на соответствующую свалку.

 
Идеальное общественное и государственное устройство с точки зрения прав человека

Очевидно, что удовлетворение потребностей населения требует решения некоторых общих задач, для которых необходимо создать соответствующие обеспечивающие структуры (общественные институты). И на местном (муниципальном); и на провинциальном (региональном); и на федеральном. Для этого в демократическом обществе его граждане формируют с помощь равного, прямого и всеобщего избирательного права соответствующие органы власти – исполнительной (правительство); законодательной (парламент) и судебной; при этом последняя должна быть полностью независима от первых двух, а для двух других формируется максимально эффективная система разделения полномочий, а также «сдержек и противовесов» (во избежание чрезмерной концентрации власти в руках одной небольшой группы лиц, которые получат возможность работать на себя, а не на всё население).

Аналогичные системы «сдержек и противовесов» реализуются и по вертикали – между местными, провинциальными и федеральными органами; при этом очевидно, что передача полномочий происходит снизу вверх – от граждан (индивидуумов или физических лиц) до президента и правительства страны. При этом граждане оставляют за собой право решать наиболее важные вопросы местного, провинциального или федерального уровня на референдуме, организация проведения которого должна быть максимально упрощена (в идеале достаточно собрания определённого количества подписей, например, 10% или даже 5% от населения, имеющего права голоса).

Очевидно также, что законодательство должно обеспечивать свободу средств массовой информации (т.е., их независимость от исполнительной и законодательной власти на всех уровнях), а также экономическую свободу (право на частную собственность и частное предпринимательство).

Для того, чтобы обеспечить оптимальный баланс интересов (а, в идеале, синергию интересов) между физическими лицами и социальными группами по горизонтали и по вертикали в демократическом обществе разрабатывается и утверждается комплексная система законов всех трёх уровней, за соблюдением которых строго следят и правоохранительные органы, и судебная система, и СМИ, и общественные организации (т.н. «watchdogs» - «сторожевые псы»).

Соответственно, в демократическом обществе у его гражданина есть только две обязанности – соблюдать действующее законодательство и отстаивать свои неотъемлемые права, обеспеченные  этим законодательством.
Общественное и государственное устройство при пассиократии

При пассионарном режиме все общественные институты создаются (или перестраиваются) «сверху вниз» для реализации великой идеи (в реальности обычно для исполнения воли её пророков – фюрера или правящей хунты).

Эта система в любой пассиократии состоит из трёх ключевых составляющих:

·         Функциональной – реализации функций, необходимых для воплощения в реальность великой идеи (промышленной, военной, дипломатической, образовательной и т.д.)

·         Пропагандистской – массового оболванивания («промывания мозгов») соответствующего населения с целью обеспечения максимальной поддержки реализации великой идеи и максимально энергичного труда ради её воплощения в реальность

·         Карательной – массового принуждения населения к труду ради воплощения в реальность великой идеи (воли её пророков). Судебная система в пассионарном обществе является не гарантом соблюдения законодательства, а одним из элементов карательной системы (при этом весьма важным, ибо создаёт иллюзию законности происходящего)

При этом цель этой системы состоит в том, чтобы удовлетворить самый минимум потребностей населения, необходимых для того, чтобы энергично трудиться на благо великой идеи (точнее для исполнения воли её пророков).

Законы в пассиократии существуют только на бумаге (прекрасный пример – т.н. «сталинская Конституция») и служат лишь для придания видимости законности неограниченному произволу пассионариев. На деле их заменяет воля фюрера или правящей хунты.

Очевидно, что в пассионарном режиме у граждан соответствующего общества нет вообще никаких прав – одна лишь обязанность отдавать все силы, время, здоровье и даже жизнь реализации великой идеи -  строительству коммунизма, господству нации и т.д. При этом в идеале у каждого жителя должно быть только одно желание – жить и трудиться, отдавая все силы (а также, если нужно, здоровье и жизнь) ради воплощения великой идеи (точнее, «предначертаний» её пророков).

Как правильно сказал Фёдор Бурлацкий об одной такой пассиократии (маоистском Китае), «удел населения – рабский принудительный труд ради реализации гегемонистских устремлений руководящей группы». Ровно то же самое можно сказать и о сталинском СССР, и о нацистской Германии.

 


Рецензии
Здравствуйте, Юрген.
Выкроил время и, как и обещал, прочел Вашу статью. Хорошо написано, грамотно, стиль выдержан, всё логически чётко выстроено; разве что, как мне показалось, присутствует некоторая излишняя лозунговость, хотя возможно она оправданна. В общем, форма мне понравилась. А вот с содержанием я не могу полностью согласиться. Не то, что бы я собираюсь оспаривать Ваши доводы, выводы, утверждения и формулировки; ни в коем случае. Просто у меня несколько иное понимание описываемых Вами процессов. "Великая идея", в частности, имеет место, на мой взгляд, и при демократии (максимальная реализация прав и свобод человека). Вообще-то, воплощение "великой идеи" это не цель, и ни у кого из упомянутых Вами личностей такой личной, поставленной перед собой цели не было. Воплощение "великой идеи" - это инструмент политического управления, который используется любым государством. Под государством я при этом понимаю социальный институт, представляющий собой часть населения страны, которая от имени остального населения страны использует все виды ресурсов страны в своих личных интересах; интересы же электората учитываются и реализуются лишь в той степени, которая позволяет государству сохранять свой статус-кво. И под это определение попадают все страны: и пассионарные, и демократические и т.д. Различие лишь в степени реальной ответственности государства...
В общем, это долгий разговор, а времени собрать всё в один текст и выложить его на сайт у меня пока не хватает. Так что я, пожалуй, на этом и остановлюсь.
С уважением.

Николай Орехов   22.04.2010 10:34     Заявить о нарушении
Авиапром и вообще тяжёлая промышленность вообще-то не убыточная отрасль, а одна из самых прибыльных.
---------------------------------------------------------
Здрасьте, приехали. Как раз-таки очень даже была. У Николая II - "Третий Рим" - обращение всего мира в православие под властью русского царя. У Ленина и Сталина - насаждение большевизма во всём мире под властью "красного императора"; у Адольфа Гитлера - подчинение всех стран и народов германской нации и её фюреру.

Юрген Хольтман   22.04.2010 11:32   Заявить о нарушении
Юрген, извините, но я не понял Вашего замечания. Такое впечатление, что оно относится к другому тексту и сюда попало по ошибке. Причем здесь авиапром?

Николай Орехов   22.04.2010 11:58   Заявить о нарушении
P.S. В Вашем тексте одно предложение оказалось незаконченным, вот это: "А для этого одной пропаганды (пусть даже и обеспеченной всей мощью государственной машины, которая с приходом пассионариев к власти оказывается в их полном – или практически полном - распоряжении).

Николай Орехов   22.04.2010 12:02   Заявить о нарушении
Ещё раз перечитал Ваше замечание; отбросил предложение про авиапром и, кажется, понял, что Вы хотели сказать, а именно то, что у упомянутых Вами руководителей государства была таки "великая идея". Да, декларирование ими идеи действительно имела место. Но подобная декларация - это необходимость. Без провозглашения идеи невозможно управлять массами. Но это вовсе не значит, что тот, кто идею провозгласил, рассматривает её как цель своей личной жизни. Я в своем комментарии именно об этом и сказал: есть личные цели и есть "идеи", брошенные в народ с целью управления этим народом для достижения личных целей. Я не думаю, что Вы примите такую точку зрения, поскольку пассионаризму при этом не останется места, но я на это и не рассчитывал. Я только изложил свое видение вопроса, уважая и не оспаривая при этом Ваше мнение.

Николай Орехов   22.04.2010 13:15   Заявить о нарушении
Про авиапром - это глюк сайта. Попало из другого замечания.

Юрген Хольтман   22.04.2010 14:44   Заявить о нарушении
Без провозглашения идеи невозможно управлять массами. Но это вовсе не значит, что тот, кто идею провозгласил, рассматривает её как цель своей личной жизни.
-----------------------------------------------------------
Верно, не обязательно значит (Ким Чен Ир - думаю, как раз такой вот пример; Мао, Хо Ши Мин - наверное, тоже). Но в случае Гитлера и Сталина и Пол Пота, например, как раз значило. Николая II, пожалуй, тоже. С Лениным несколько сложнее - там очень важным был фактор личной мести за казнённого брата. Хотя пассионарности и у В.И. хватало.

Юрген Хольтман   22.04.2010 14:48   Заявить о нарушении