Раб Божий - почему раб?

Именование верующих рабами Божьими восходит ко временам исхода из Египта. В книге Левита 25: 55  Господь говорит о сынах Израилевых: «Они – Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян – теперь только Мои рабы.  Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем. 1:10), которая опять-таки посвящена освобождению – на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти. Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс. 115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «ты – Мой раб. Я избрал тебя и не  отвергну тебя» (Ис. 41:9).

Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим. 1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности  и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан.  Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим. 8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22).  Для апостола Павла рабство Богу – это синоним освобождения от власти грехa и смерти.

Мы часто воспринимаем формулировку «раб Божий» как знак преувеличенного самоуничижения, хотя нетрудно видеть, что как раз этот аспект в библейском употреблении отсутствует. В чем же дело? Дело в том, что в старину, когда возникла эта терминология, слово "раб" просто не имело того отрицательного оттенка, которое оно приняло за последние 2-3 столетия. Взаимоотношения раб-хозяин были взаимными. Раб не был свободен и полностью зависел от воли хозяина, но хозяин обязан был его содержать, кормить, одевать. У хорошего хозяина участь раба была вполне приличной - раб чувствовал себя в безопасности и был снабжен всем необходимым для жизни.  Бог - это хороший хозяин и могущественный господин. Именование человека рабом Божиим является точным определением его фактического положения, а совсем не означает искусственного самоуничижения, как многие думают.

Действительно, раб – это просто работник, который не может сменить хозяина и полностью от него зависит. Хозяин для раба – это царь и бог, он судит раба по своему усмотрению и волен наградить или наказать. Отношения раба и хозяина – вечные, неизменяемые и безусловные. Раб должен любить хозяина просто потому, что это - единственная разумная для него возможность.  Не любить своего хозяина и не стараться для него для раба глупо и бессмысленно. Примерно та же степень свободы и у нас. Так как мы живем в мире созданным Богом и вынуждены мириться с назначенными Им законами и ограничениями, то мы - рабы этого мира и рабы хозяина этого мира, т.е. Бога. Мы от него полностью зависим и никак не можем сменить хозяина. Он волен нас наказать или наградить, и никакой закон Ему не писан. Поэтому мы и есть рабы Божьи, и в этом нет ничего особенно для нас нового. Мы в любом случае Его рабы, но мы можем выбирать как мы к своему хозяину относимся и насколько добросовестно выполняем свою работу.

Современное выражение «рабский труд», имеющее негативный оттенок, совсем не отражает точку зрения тех времен когда рабство было обычным бытовым явлением, и рабы могли использоваться на любой работе. В хорошо известной Евангельской притче о талантах (Матв. 25: 14-30) три раба получают на год весьма значительное количество денег: один - 5 талантов, другой – два, а третий – один. Первый и второй рабы удваивают свою сумму, и хозяин, возвратясь, хвалит их и отдает им заработанное. Третьего раба, зарывшего свой талант и вернувшего хозяину только то что получил, ожидает наказание за лень. Здесь стоит обратить внимание на следующее: (1) рабы получают в полное распоряжение на длительный срок огромные суммы: (талант – это около 40 кг серебра); (2) от рабов ожидается  инициатива и сообразительность очень похожие на то, что требуется от теперешних бизнесменов; (3) хозяин награждает и наказывает рабов по своему усмотрению – на то он и хозяин. Невероятные размеры сумм, доверенных рабам, указывают на аллегорический характер притчи, которая является точной иллюстрацией наших взаимоотношений с Богом. Мы также получаем во временное пользование весьма ценные дары (в первую очередь нашу собственную жизнь), т.е. распоряжаемся огромными ценностями, которые нам не принадлежат. От нас ожидается творческая инициатива в разумном распоряжении тем, что нам доверено. Бог, наш хозяин, будет судить нас по своей хозяйской воле.

Решение проблемы состоит не в том, чтобы смириться с "неприятным" названием "раб Божий" и воспринять его как знак повышенного смирения, а в том, чтобы хорошо подумать и понять, что это название выражает фактическую сущность реальных взаимоотношений любого человека с Богом.

Интересно, что если русские православные называют себя «раб Божий», «раба Божия», то христиане - европейцы предпочитают употреблять более приятные для современного уха самоназвания, которые по существу являются менее точными. Англоязычные православные, к примеру, называют себя «servant of the Lord» (слуга Божий) и «handmaid of the Lord» (служанка Божия). Это звучит приятнее, однако слуга или служанка могут сменить хозяина, а раб не может. Но мы очевидно не можем сменить Бога, так как другого просто нет.


Рецензии
"И всяк, кто на земле и в небе пребывает,
Приходит к Милосердному как раб", - написано в Коране (сура19;94).

Валентина Алиева   06.05.2021 21:13     Заявить о нарушении
Почему-то забывают слова Иисуса:-Друзья мне нужны, но не рабы.
Понятно, почему церкви послушные рабы более нужны, чем думающие друзья.

Николай Елисеев   06.05.2021 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.