Рецензии на произведение «Раб Божий - почему раб?»

Рецензия на «Раб Божий - почему раб?» (Андрей Охоцимский)

"И всяк, кто на земле и в небе пребывает,
Приходит к Милосердному как раб", - написано в Коране (сура19;94).

Валентина Алиева   06.05.2021 21:13     Заявить о нарушении
Почему-то забывают слова Иисуса:-Друзья мне нужны, но не рабы.
Понятно, почему церкви послушные рабы более нужны, чем думающие друзья.

Николай Елисеев   06.05.2021 21:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раб Божий - почему раб?» (Андрей Охоцимский)

Раб Божий... Кого же можно назвать так, если в это словосочетание вкладывается определённый смысл - беспрекословное подчинение воле Господней, а значит, жизнь во Христе: жизнь без грехов, в любви к ближнему? Даже святые люди считали себя грешными, поэтому в идеальном понимании нельзя кого-либо на Земле назвать рабом Божьим. Или же все люди как часть этого мира, который создал Бог, являются Его рабами, одни из которых приблизились к Нему, допустим, на один процент, а другие - на девяносто девять. А может быть, раб Божий - это тот, кто, будучи великим грешником, осознал свою греховность и, спотыкаясь и падая, медленно приближается к Всевышнему?
Среди православных христиан есть очень много людей, похожих на фарисеев, есть и такие, кто в церковь заходит случайно, и такие, кто читает Библию, посещает церковь, исповедуется, но каждый день ворует, становится мультимиллионером. Как же быть? Их тоже считать рабами Божьими уж только потому, что они когда-то прошли чин крещения? А может, истинная раба Божья - это солженицынская суеверная Матрёна-язычница, у которой "грехов было меньше, чем у кошки"? Язычница, но "праведник, без которого не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша".

Юрий Стеклов 3   24.03.2016 17:22     Заявить о нарушении
Рецензия на «Раб Божий - почему раб?» (Андрей Охоцимский)

Иисус называл людей друзьями Божьими, а не рабами. Мне такая формулировка нравится куда больше. Во-первых, друг (если он действительно друг) - это тоже пожизненно. Во-вторых (и этот момент принципиально важен), дружба - это сознательный выбор, тогда как раб хозяина не выбирает. При таком взгляде на взаимоотношения Бога и человека, с одной стороны, подчёркивается единство их природы (по образу и подобию), с другой, нет противоречия величию Создателя, так как дружба может существовать и между весьма разными по уровню своего развития и положения сторонами.

Лариса Баграмова   21.07.2015 00:35     Заявить о нарушении
А где Вы нашли про друзей Божьих?

Андрей Охоцимский   21.07.2015 19:27   Заявить о нарушении
В контексте Евангелия от Иоанна. Иисус называет Себя в Новом Завете то Я, то Мы (так же, как и Бог) и, бывает, говорит напрямую от Его лица. Например, здесь:

14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.

Его слушатели и не могли быть Его рабами, здесь речь идёт о рабах Господа, которых теперь Иисус называет друзьями и с которыми говорит от Его имени.

Лариса Баграмова   22.07.2015 17:27   Заявить о нарушении
Спасибо, я буду иметь в виду. Все рассуждения о рабах Божиих опираются обычно только на Ветхий Завет. Здесь конечно есть богословский нюанс, что друг Иисуса и друг Бога - это не совсем эквиваленто. Но вообще у Вас здесь есть верное зерно, что Новый Завет очень приближает Бога к людям и делает возможным между ними что-то вроде межличностного общения. На эту тему есть интересная статья Хоружего в нашем сборнике про огонь. Он сравнивает христианскую мистику с неоплатонической и приходит к выводу, что в христианской возможно взаимное общение с Богом, а в неоплатонической - Бог в недосягаемой дали. От взаимности общения до дружбы недалеко!

Андрей Охоцимский   22.07.2015 18:43   Заявить о нарушении
Вы правы: друг Бога и друг Иисуса - это далеко не одно и то же. И тем не менее, Иисус берёт на себя право говорить от имени Бога, будучи при этом непосредственное Его посланником, - значит, такое заявление правомочно.

А вообще, образ Всевышнего менялся век от века вместе с развитием человеческого самосознания. И именно этот факт, так же, как и факт эволюции всего сущего, представляется мне весомым доказательством в пользу единого Творца и единой цели творения.

Что касается различия понимания Бога в христианстве (в частности, в православии) и в неоплатонизме, то философские течения, дистанцирующие Создателя от Его творения, играют роль переходных этапов на пути к новому пониманию Его облика. Например, в эллинистической

Лариса Баграмова   24.07.2015 15:00   Заявить о нарушении
... философии эту отстранённость наиболее отчётливо выразил не Платон, но Ксенофан Колофонский : http://www.proza.ru/2011/12/26/229

Лариса Баграмова   24.07.2015 15:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раб Божий - почему раб?» (Андрей Охоцимский)

Зову себя рабом Божьим, и надеюсь, что это действительно так, и в тоже время, Господь дает людям всякую свободу, в том числе свободу и не выбирать себе Его в качестве хозяина. И возможно часть людей живут только здесь и в мире где нет Бога, а потом навсегда исчезнут, а другая часть попадет в ад.

Со светлой Пасхой, Христос Воскрес.
(Вы же западный христианин?)
У нас Пасха понятно только грядет.

Аркадий Козлов 2   09.04.2015 01:49     Заявить о нарушении
Христос Воскресе!

Андрей Охоцимский   12.04.2015 09:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раб Божий - почему раб?» (Андрей Охоцимский)

Согласна с Вами полностью, //что это название выражает фактическую сущность реальных взаимоотношений любого человека с Богом.\\
Я тоже пыталась передать эту мысль в одной из своих статей http://www.proza.ru/2009/08/02/559, но, похоже, мне это не так удалось, как Вам.)

Галия Байкан   06.11.2010 19:25     Заявить о нарушении
Дорогая Галия,
Большое спасибо за Вашу оценку. Я прочитаю Вашу статью позже и постараюсь как-то отреагировать. Мне конечно интересно, если это на похожую тему. Желаю Вам больших творческих успехов!

Андрей Охоцимский   06.11.2010 21:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раб Божий - почему раб?» (Андрей Охоцимский)

Но мы очевидно не можем сменить Бога, так как другого просто нет.

Вот эту мысль хорошо бы усвоить всем людям. Чувствуется, что пишет физик (мы не можем сменить мировые константы). Очень понравилось!

Иван Лупандин   26.03.2010 13:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «Раб Божий - почему раб?» (Андрей Охоцимский)

Во многом согласен, но хочется добавить, что в древней Руси не было рабства и слова раб, но был Слуга, а рабство было введено и отменено при царствовании Романовых.
Моё знание появления в Библии слова "раб" в духовном плане таково -
Кирилл и Мефодий - первые переводчики не стали заморачиваться и делить слово, обозначающее в тексте "раб,слуга", по понятиям - и там где речь шла о фактических рабах древнего мира на описываемых территориях (а это далеко не Русь), и там, допустим в книгах больших и малых Пророков, в Псалмах или Притчах или Евангелии, в книге Иова в Посланиях Апостолов, да и в книгах Моисея есть много мест, где сюжет имеет нравственный, духовный аспект, где должно стоять СЛУГА БОЖИЙ.
Попробуйте читать Библию заменяя слово "раб" на "слуга, служитель", начните с Псалмов - и всё встанет на свои места.

Игорь Еремеев   16.02.2010 15:38     Заявить о нарушении
Приведённая в пример притча о зарытом таланте, как и всё святое Писание богодуховенна (апостол Пётр), читать её надо духовными глазами без покрывала. Таланты Хозяин дал своим Слугам.

Игорь Еремеев   16.02.2010 15:53   Заявить о нарушении
Спасибо за замечание. Я обращу внимание на переводы которые мне доступны - англ. King James например. Можно выделить два вопроса: (1) где какое слово употреблялось в оригиналах, послуживших основой для русского перевода (русский перевод не скопирован с церковнославянского) (2) как и когда слово раб вообще проникло в русский язык и в церковнославянскую традицию.

Насчет рабства на Руси я должен внести поправку: в древней Руси были холопы, по статусу не отличающиеся от рабов. Холопы были в гораздо большей степени рабами чем крепостные Романовской эпохи, которых Вы имеете в виду и которых иногда в лит-ре называли рабами в переносном смысле. Однако слова "раб" как официального статуса на Руси действительно никогда не было.

Но в целом, если я Вас правильно понял, Вы считаете, что англоязычное самоназвание православных христиан, которое я привожу в конце, по духовной сути более точно соответствует Библии. Это очень интересное мнение.

Еще раз спасибо - есть над чем еще подумать!

Андрей Охоцимский   16.02.2010 16:24   Заявить о нарушении
Спасибо за конструктивное, без фанатизма, взаимопонимание)))

По поводу слова "холоп" - это ещё большой вопрос, к какому значению или статусу оно ближе - к "раб" или "слуга". Я - за второе, тем более сами говорите, что статуса "раб" на Руси не было, наши предки имели предметную реч, где слово не разнилась с его смыслом.
Кстати, и в И в Индуизме в целом, в Ведической культуре которая во многом пересекается с Русскими Руническими Ведами - там отвергается слово "раб" как понятие - только Слуга!
И в Исламе - слуга Аллаха!
Так что - слуги мы все Божии)))) ура!
А Кирилла и Мефодия оставить без сладкого за такой перевод)))

Игорь Еремеев   16.02.2010 17:14   Заявить о нарушении
Какой фанатизм, о чем Вы? Хотя Вы уже второй, кто мне это говорит ... т.е. люди ассоциируют религию с фанатизмом :-(.

Основной критерий которые используется для решения вопроса раб - свободный, это является ли данный статус субъектом или объектом гражданского права. Собственно все эти понятия и обретают смысл в рамках гражданского кодекса. Я вычитал в Википедии уже после прочтения Вашего комментария что холопы в Русской Правде были именно объектами права - т.е. рассматривались как вещи а не личности. Например, не было наказания за их убийство. Это не значит, что к ним обязательно плохо относились. В наше время домашние животные - тоже объекты гр. права (напр. собаке нельзя завещать имущество), но их любят часто больше чем людей.

Андрей Охоцимский   16.02.2010 17:38   Заявить о нарушении
1. ... люди ассоциируют религию с фанатизмом :-(.

- Не религию а некоторых религиозных людей)))

2. "...объектом гражданского права. Собственно все эти понятия и обретают смысл в рамках гражданского кодекса".

- И гражданское право и гражданский кодекс во времена "холопов-слуг" были совершенно иным по всем параметрам общественной жизни, именовались иначе, несли иную социальную нагрузку отсюда и жизнь и взаимоотношения были другими. Просто в терминологии и понимании ситуации Вы пользуетесь современными системами оценок, взглядов и суждений, иначе - Вы пытаетесь примерить современный костюм от Юдашкина на землевладельца, воина и мастерового.
"Холопов" надо оставить в покое, так как понятно, что конечно же были те, кто и не заслуживал звания Слуги - пленники, разбойники, лихоимцы, непутёвые инородцы и т.п.. Такие "холопы" и сейчас есть в духовном плане.

P.S.
"Не читайте советских газет до обеда")))
Не верьте Википедии.

Игорь Еремеев   16.02.2010 18:29   Заявить о нарушении