Крошка Мери с круглыми глазами

Наши дети и внуки живут от нас на диаметрально противоположной точке Земли – в штате Нью-Джерси, США. А с нами в Перте, столице штата Западная Австралия, вот уже около трёх лет живет кукла, которую мы зовём крошкой Мери. Это имя ей дала при рождении, то есть когда куклу покупали, наша внучка Лолочка. Мери – дочка Лолы и, следовательно, наша правнучка. Она – тихая и послушная девочка, большую часть времени сидит около компьютера и терпеливо ждёт, когда на экране появится её мама Лола.

На днях мы общались с Лолой через видеосвязь интернета, и Мери позировала маме, которая рисовала её портрет. Портрет получился похожим, но меня удивило то, что Лолочка нарисовала глаза Мери большими и совершенно круглыми.

– Лолочка, у Мери ведь не круглые глаза, – заметил я.

– Нет, деда, они круглые, – возразила художница.

Я взглянул на Мери ещё раз и обнаружил, что большие глазные яблоки ярко-лазурного цвета, действительно, с первого взгляда создают впечатление круглых глаз. И только, когда присмотришься внимательнее, то замечаешь, что глаза у Мери слегка продолговатой формы, какие они и должны быть.

Вот вам и разница в механизмах восприятия детей и взрослых. Дети доверяют своему непосредственному впечатлению и изображают предмет таким, каким они его видят. Мы же, взрослые, полагаемся не на наше живое восприятие, а на выработанные нашим и не нашим прошлым опытом абстрактные образы реальных предметов. Мы знаем по многолетнему опыту, что человеческие глаза имеют продолговато-овальную форму, и поэтому, если они смотрятся круглыми, мы этого уже не видим.

Мы подсознательно игнорируем свои впечатления, решив раз и навсегда, что они несущественны. Зная, что деревья зелёные, а небо синее, мы уже не обращаем на них внимания. В результате, упускаем что-то важное: не видим, что зелень не просто
зелёная, а небо не просто синее – они переливаются множеством чудесных красок. Мы перестаём замечать красоту окружающего нас мира.

И это относится не только к зрительному восприятию. Прошлый опыт довлеет над нами и может искажать не только наше восприятие, но и мышление, сознание, разум...

Не слишком ли часто мы упрямо утверждаем о каком-либо событии, что его не может быть лишь потому, что этого по нашему опыту не должно быть?  Или судим о человеке либо по своим давно устоявшимся понятиям, либо следуя сложившемуся о нём общественному мнению, а не потому, что он, стоящий в данный момент перед нами живой натурой, представляет на самом деле?

Из двух мнений о предмете мы всегда выбираем не то, которое ближе к истине, а то, которое ближе к нашему представлению о предмете. Мы воспринимает только то, что хотим воспринимать, и отвергаем то, что не укладывается в нашу картину мира...

Уж не поучиться ли нам у детей как живо и непосредственно воспринимать мир со всеми его красочными переливами, которые не видны сквозь серое замусоленное стекло прошлого опыта?



На снимке: Лолочка в возрасте, когда она рисовала портрет Мери.
Торонто, Канада. Фото автора.


Рецензии
Вы удивительно точно описали принципы восприятия, я вот как бы это знала, но так выразить словами не смогла бы. Вот и художники видят как дети, абстрагируясь от своих якобы знаний и установок. А детям даже размышлять не надо - почему, они просто это видят изнутри. Почему это саеральное знание проходит у взрослых? Наверно, суета и взрослые проблемы мешают.
Юная художница очень славная, наверно, уже совсем выросла!)
Спасибо за душевный рассказ, Рефат!

Ирина Анди   07.12.2019 06:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.