Крошка Мери с круглыми глазами
На днях мы общались с Лолой через видеосвязь интернета, и Мери позировала маме, которая рисовала её портрет. Портрет получился похожим, но меня удивило то, что Лолочка нарисовала глаза Мери большими и совершенно круглыми.
– Лолочка, у Мери ведь не круглые глаза, – заметил я.
– Нет, деда, они круглые, – возразила художница.
Я взглянул на Мери ещё раз и обнаружил, что большие глазные яблоки ярко-лазурного цвета, действительно, с первого взгляда создают впечатление круглых глаз. И только, когда присмотришься внимательнее, то замечаешь, что глаза у Мери слегка продолговатой формы, какие они и должны быть.
Вот вам и разница в механизмах восприятия детей и взрослых. Дети доверяют своему непосредственному впечатлению и изображают предмет таким, каким они его видят. Мы же, взрослые, полагаемся не на наше живое восприятие, а на выработанные нашим и не нашим прошлым опытом абстрактные образы реальных предметов. Мы знаем по многолетнему опыту, что человеческие глаза имеют продолговато-овальную форму, и поэтому, если они смотрятся круглыми, мы этого уже не видим.
Мы подсознательно игнорируем свои впечатления, решив раз и навсегда, что они несущественны. Зная, что деревья зелёные, а небо синее, мы уже не обращаем на них внимания. В результате, упускаем что-то важное: не видим, что зелень не просто
зелёная, а небо не просто синее – они переливаются множеством чудесных красок. Мы перестаём замечать красоту окружающего нас мира.
И это относится не только к зрительному восприятию. Прошлый опыт довлеет над нами и может искажать не только наше восприятие, но и мышление, сознание, разум...
Не слишком ли часто мы упрямо утверждаем о каком-либо событии, что его не может быть лишь потому, что этого по нашему опыту не должно быть? Или судим о человеке либо по своим давно устоявшимся понятиям, либо следуя сложившемуся о нём общественному мнению, а не потому, что он, стоящий в данный момент перед нами живой натурой, представляет на самом деле?
Из двух мнений о предмете мы всегда выбираем не то, которое ближе к истине, а то, которое ближе к нашему представлению о предмете. Мы воспринимает только то, что хотим воспринимать, и отвергаем то, что не укладывается в нашу картину мира...
Уж не поучиться ли нам у детей как живо и непосредственно воспринимать мир со всеми его красочными переливами, которые не видны сквозь серое замусоленное стекло прошлого опыта?
На снимке: Лолочка в возрасте, когда она рисовала портрет Мери.
Торонто, Канада. Фото автора.
Свидетельство о публикации №210021700304
Юная художница очень славная, наверно, уже совсем выросла!)
Спасибо за душевный рассказ, Рефат!
Ирина Анди 07.12.2019 06:52 Заявить о нарушении