Три дня чистого эгоизма

Мы — все эгоисты, но не настолько, чтобы в себе это сполна признать.
(Леонид С. Сухоруков)

Меня никто никогда не называл «эгоисткой». Наверное, я пример для подражания для многих людей. Вот только мне от этого никакой радости. Эгоизм в моей жизни встречается повсеместно: дома – от младшего братика, на работе – от некоторых личностей, с которыми приходится иметь дело по долгу службы, в отношениях – от любимого МЧ, который ни за что не хочет понять, что «мне сегодня плохо, я устала...». Поэтому новое задание, порученное редакцией «Дамской шпильки 21 », привело меня в восторг – я смогу (вернее, должна смочь) целых три дня делать то, что мне вздумается!!! То есть, идти на поводу своих желаний без малейших угрызений совести, потому что принимаю участие в эксперименте под кодовым названием «Три дня чистого эгоизма». Что из этого выйдет, я пока не знаю .
  День первый
7.50. Трезвонит будильник. Боже! И почему в нашей стране не ввели вторую смену для «людей-сов»? К девяти на работу, а в голове ещё не прояснилось, где сон, а где реальность. !!! Уау! У   меня же сегодня особенный день – первые сутки эксперимента. Я могу позволить себе прогулять работу. А что? Имею полное право! Все только ради пользы дела. Вот только, как на это отреагирует мой редактор? Боюсь, не обрадуется... Хотя я, вроде бы, в рамках редакционного задания... Тут в голову пришла мысль, что у меня, кроме эксперимента, ещё несколько недописанных материалов и пара деловых встреч с рекламодателями. Кто ж все это за меня сделает? Отложить все дела в долгий ящик – значит поставить под сомнение не только свою компетентность, но и репутацию редакции. Слишком высокая цена за один день эгоистического «ничегонеделания».   Накидываю халатик и плетусь в ванную...
12.30. Полчаса, как наступило время обеда. А я ещё не переговорила с одним очень важным человеком! Сижу в редакции, жду звонка.
18.00. Все ещё на работе. Надо дописать статью, пока мысли не вылетели из головы. Звонит телефон: «Дорогая, ты сегодня освободишься пораньше?» - «Нет, дорогой, ещё полчасика поработаю...» - Вздох на том конце трубки: «Как всегда, а говоришь - эксперимент, эксперимент...»
 19.00. Выхожу из редакции, на улице дождь. Зонтика нет, на ногах золотистые босоножки. Срочно требуется такси. Вызываю и жду 15 мин, вместо обещанных пяти. Усталость, злоба и досада переполняют меня всю. Что за день? До наступления завтрашнего дня оставалось пять часов. А я ни разу не позволила себе пойти на поводу своих желаний... Провал? Ну, уж нет! Наши просто так не сдаются. Сажусь в машину и начинаю выговаривать нерадивому таксисту за опоздание. Вообще-то, я человек неконфликтный, но ради эксперимента строю из себя эдакую стервочку и оставляю у себя четверть суммы за проезд. Правда, выходя из машины, мило улыбаюсь и даю водителю совет: «Впредь не опаздывайте».
Меня встречает мой суженый (мы живем с ним в соседних подъездах) и хмурит брови: «Что это ты кокетничала с таксистом?» В обычной ситуации, я бы объяснила ему, что тут никакого флирта, просто я прививаю молодым водителям чувство времени. Но сегодня я   — эгоистка. Не хочу оправдываться! Чмокаю его в щечку и небрежно бросаю по пути в свой подъезд: «Я так устала, пойду – отдохну». Понятно, что сегодня он в гости не приглашен. Кажется, мне удается роль.
 Вообще, по словам И.С. Тургенева, существует три разряда эгоистов:
     эгоисты, которые сами живут, и жить дают другим;
     эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим;
    наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают...
Так уж и быть, отнесу себя к первым. Мой девиз: «Ведь я только всего и хочу, чтобы все всегда было по-моему!» (это тоже не мое высказывание, его много лет назад произнес Джордж Бернард Шоу). Если обратиться к истории, то становится ясно, что принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам этот термин (от лат. « ego » - «я») появился в XVIII веке. Французские мыслители даже сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали является «разумное себялюбие» (Гельвеций). В наше время некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, т.к. сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью.
День второй
9.00 . С утра пораньше почему-то вспомнилась цитата из какой-то книжки по психологии. Там ученые утверждают, что эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае он действует импульсивно и недальновидно. Я себя искренне считаю эгоисткой рациональной — homo sapiens egoistos racionalistos !
Утро для меня ознаменовалось «самохвалением», благодаря чему даже вставать было достаточно легко и приятно. Конечно, я уже должна быть на работе, но опоздание – это не прогул. Вполне могу себе позволить. Я образцовый работник, хорошо выполняю порученное задание и действую исключительно в рамках эксперимента. Одно только неприятно. Вчера на меня жутко обиделась вся семья, потому что я, в ответ на всякую просьбу заявляла: «Вам надо — вы и делайте!». Сегодня с утра никто не пожелал доброго утра.   Уже по пути в редакцию у меня затрещал мобильный телефон. Редактор: «Ты ГДЕ?». Объясняю, что старательно выполняю редакционное задание. На том конце бросают трубку. Сегодня у меня особенно хорошее настроение. Но в редакции смотрят на меня косо. У всех в глазах немой вопрос: «Что она себе позволяет?!». «А я че? А ниче!» Все ради дела.
17.30. Наверное, пойду домой. День сегодня не клеится. Статьи писать лень, на встречи выезжать — тем более, поэтому я все перенесла на послезавтра. Мол, плохо себя чувствую, может, тогда мне станет лучше. Интересно, как долго должны проявляться симптомы воспаления хитрости? Между прочим, надо позвонить любимому. Скучает, наверное... Гудок, второй, третий... Абонент временно не желает с нами разговаривать. Он, что, обиделся?! За что? Ну ладно, сам пожалеет! Пошла в кафе, заказала себе коктейль и стала искать глазами потенциальную замену МЧ...
23.00. Сижу в машине перед подъездом и пытаюсь отбиться от липких объятий импозантного мужчины в летах. Он, конечно, накормил меня ужином, угостил меня множеством всяких коктейлей и даже приглашал в гости, но я же его об этом не просила! Он са-а-а-ам пришел!!! Наконец, вышли из машины. «Импозантный» никак не желает меня отпускать домой без поцелуя. Ну, как объяснить ему, что Я НЕ ХОЧУ. О! Сейчас это ему объяснит мой ненаглядный сосед по подъезду! Люблю я его, все-таки. И он меня...
День третий
 В ходе подготовки материала, я где-то в просторах всемирной паутины обнаружила утверждение, что в разнообразии человеческих отношений эгоизм может проявляться по-разному.
Во-первых, как «диктаторский», который выражается в убежденности, что «все должны служить моим интересам».
 Во-вторых, как «эгоизм собственной исключительности», согласно которому признается, что «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне не выгодно».
 В-третьих, «анархический эгоизм», согласно которому «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится».
Страшно подумать, во что превратиться мир, если допустить, что все люди эгоисты, и делятся они только на три вышеперечисленные категории! Сегодня я уже не хочу быть эгоисткой. Но надо. Кстати, слово «надо» донельзя точно характеризует меня. В этом-то и проявляется вся моя «неэгоистичность». А для моих же антиподов, главное слово — «хочу». Вообще, э гоизм сам по себе — вполне естественен. Мало того, если он при этом еще и рационален, то считается положительной чертой характера. Но когда эгоизм становится "запущенным", смотреть на человека становится, мягко говоря, неприятно. В течение всего третьего дня я вела себя так, как и задумала ранее: капризничала, обедала два часа, ни в чем не помогала коллегам, отговаривалась от «душеизлияний» подруг по телефону, ссылаясь на занятость, хотя ничем особенно важным не занималась, не отвечала на звонки любимого МЧ. Меня никто не узнавал: «Влада, что с тобой случилось? Ты дерзишь, грубишь и хамишь всем, кто попадется на твоем пути. Почему?» Ответить на этот вопрос я не могла, так как не хотела нарушить чистоту эксперимента. В продолжение этих трех дней во всех своих действиях я исходила из соображений «чего я хочу на данный момент?», совершенно не задумываясь о последствиях. Таким образом, выяснилось, что эгоизм мой каждый раз обнаруживался во время конфликта интересов (когда удовлетворение моего желания происходило в ущерб желания другого человека). Меня стали называть эгоисткой. А я защищалась и говорила, что «я всего лишь люблю себя и не собираюсь позволять кому бы то ни было сидеть на шее». Хотя прекрасно понимала, что эгоизм и себялюбие – совершенно разные вещи. При себялюбии забота человека о собственном благе не противоречит благу других людей и сочетается со стремлением к общему благу. «Эгоизмом» же называют самомнение и самодовольство, при котором благоволение к себе осуществляется за счет других.
Уже потом
Прошедшие три дня натолкнули меня на мысль о том, что мой заявленный выше девиз оказался неустойчив к действительности. В жизни чаще всего получается так, как говорит Оскар Уайльд: « Эгоизм - это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы того хотите ». Ещё в древности было замечено, что чрезмерное потакание своим желаниям представляет угрозу общественным интересам, поэтому в рамках нравственности стали вырабатываться различные социально-нормативные противовесы эгоизму. Наиболее элементарным из них является этикет. Кстати, есть очень интересные исследования наших (советских еще) психологов по беспризорникам и исследования американцев по бомжам. Оказывается, при очевидном «законе джунглей» и экстремальных условиях выживают те, кто неэгоистичен. Делаем выводы, господа: альтруистическое поведение выгодно, а чистый эгоизм опасен.


Рецензии
ЭГОИСТОМ стать обязан каждый.

СНАЧАЛА ВЗРАСТИТЬ СВОЁ Эго,
ДАТЬ ЕМУ СОЗРЕТЬ,
а потом ОТКАЗАТЬСЯ.

Только так

:)

Данилов Сергей Иванович   25.02.2010 22:01     Заявить о нарушении
а по-моему так: "Эгоистом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!" ))))

Алина Владимирова   27.02.2010 20:20   Заявить о нарушении